Озеро Орбат находится в ста метрах от дороги Смоленск–Нелидово и от посторонних глаз спрятано за стеной высокого леса. Поздней осенью, когда лес оголяется, проезжая на машине, можно рассмотреть водоем.
Когда занимался охотой, то часто посещал озеро осенью, подстерегая перелеты гусей. В один год даже ездил на Орбат каждый день, пока его не сковало прочным льдом. Но как ни странно, никогда не был здесь на рыбалке, не забрасывал червя в темные воды, не купал блесну. Как-то не сложились с ним дружеские отношения, считал его мертвым водоемом из-за близости дороги и наплыва браконьеров. Сидя на берегу, тихими осенними вечерами, каждый раз убеждался в этом, наблюдая за водной гладью, где не было ни всплесков от резвящегося малька, ни от жирующего хищника.
Никогда не рвался на Орбат, а в одну осень взял и поддался на уговоры друзей. Где-то в глубине души чувствовал его зов и понял, что созрел для этого водоема. В тоже время ни на что не надеялся и всю дорогу убеждал друзей в безысходности нашей затеи. Вот так, нахрапом, нельзя навалиться на незнакомый водоем, к нему нужен особый подход и долгий анализ всевозможных вариантов. Считал, что этот водоем из той касты болотных лесных озер, где щука на спиннинговые приманки клюет только с мая по сентябрь. Все остальное время, не считая нереста, отдает предпочтение живцу.
С центральной дороги до озера шло изрезанное колеями и ямами жалкое подобие лесной дороги. Орбат был совсем рядом, за лесом, но оставлять машину на насыпи как-то не хотелось, решили, прорвемся. С ужасом полз на «Жигулях» к озеру, пытаясь держатся по колеям. Сзади толкали машину друзья. Когда добрались до водоема, к нашему удивлению, на берегу стояли две переднеприводные легковушки, которые, как и мы, прорвались сюда с трудом.
Лодка легко скользит по водной глади, слегка приподнимаясь и опускаясь на слабой волне. В голове никакого плана, даже не представляю с чего начать. Но все же решаю вначале обследовать правый берег водоема с редким хвощом, куда накатывает волна. Исследования не приносят положительных результатов, но появляются некоторые выводы. Озеро с ровным дном, средние глубины в пределах от двух до двух с половиной метров по всему периметру. Незначительное повышение дна к берегам, вдоль которых скудная прибрежная растительность, поэтому хищник должен быть равномерно распределен по всему водоему. Наибольшее скопление щуки могло быть в приямках, возможно, значительных по площади, но с перепадом глубины в каких-нибудь полметра. Все это переварив на берегу за кружкой чая, снова разбрелись в разные стороны. На этот раз решил сплавляться с наветренной стороны посреди озера с небольшими остановками, тем самым обследуя большую площадь водоема в поисках активного хищника или приямков.
В ход шли разнообразные приманки, но ловля как-то не ладилась. Твистеры и виброхвосты цепляли со дна мусор. Ступеньку нельзя было проконтролировать из-за налетевшего ветра и поднявшейся волны. Первые контакты хищника произошли на колебалку. Легкая блесенка на ступеньке – при медленном опускании ко дну – переваливалась с боку на бок и поклевки происходили в момент касания с грунтом. Но из-за лодочной болтанки поздно на них реагировал. Щука на темном фоне дна хорошо различала светлую приманку, но реагировала на нее осторожно, что-то все же ей не нравилось. Оставалось испробовать что-то более схожее по раскраске с кормовым объектом, обитающим в данном водоеме. Кроме того, необходимо было подобрать приманку, идущую непосредственно над дном и заметную для рыбы. Выбираю из коробки крупный воблер, раскрашенный под щуренка. Пробую равномерную проводку, собирает мусор со дна крючками, тем самым сбивая игру. Веду рывками: потяжка удилищем, пауза во время подмотки лески. Щуренок идет около дна, всплывая во время пауз на двадцать-тридцать сантиметров. Это то что надо. На третьем забросе – удар, а может, контакт с дном. Подсекаю – пусто, но и мусора на крючках нет. С новым забросом воблер летит в то же место и снова удар. Резко подсекаю. И вот она! Заходила, мощными потяжками сгибая спиннинг. Отпускаю фрикцион, боясь за потрепанную на многих рыбалках леску. Борьба длится совсем недолго и хищница весом около двух килограммов уже плавает на кукане. Все-таки удивительная вещь рыбалка, где успех зависит не только от опыта выбора приманки, места, тактики, но и удачи, благосклонности фортуны. И тому живой пример пойманная щука: на втором забросе, при сильном ветре, попадаешь в то же самое место, где хищник, уколовшись во время контакта с приманкой на первой проводке, повторно атакует воблер.
Совпадение нескольких факторов приносят минуты незабываемого счастья! Это и раскраска воблера под щуренка, заметная хищнице, и осенняя пора, когда хищник в минуты жора ест себе подобных, и движения приманки с остановками потерявшей контроль раненой рыбки, которую не смог пропустить пятнистый санитар водоема. В этот самый счастливый момент сегодняшнего дня появились теплые чувства к Орбату, в какой-то миг осознал, что его полюбил. И почему раньше сюда не приезжал? Здесь же настоящий полигон для воблеров, и хищник не стоит в траве, как на других лесных озерах. Полюбил Орбат, возвращался к нему снова и снова. Это были и первые зимние деньки, когда звенящий прозрачный лед сковал лесной водоем и предоставил возможность побаловаться с флажками и мормышкой. На мормышку обитатели водных глубин отзывались как-то вяло, но зато не давали скучать периодически взлетающие вверх красные флажки снастей. А затем был посленерестовый период, и снова щука, но уже исправно кушающая силикон, а осенью – югославские бальзовые воблеры.
Но этот первый день оставил более глубокую борозду в моей памяти и в памяти друзей, которые тоже не остались без улова, а Орбат стал звать и тянуть к себе все сильней и сильней.
Комментарии (0)