ПОСЛЕДНИЙ ИЗ МОГИКАН

Имя Модеста Владимировича КАЛИНИНА, охотника, биолога и публициста, широко известно охотникам России еще со времен СССР. С 60-х годов прошлого века с интересом читал и я его статьи в единственном в те годы охотничьем журнале «Охота и охотничье хозяйство». Долгое время по разным причинам откладывалось наше очное знакомство. Общение с интересными в охотничьем и оружейном мире людьми как в Санкт-Петербурге, так и за его пределами не могло не привести меня к Модесту Владимировичу. Наконец наше знакомство состоялось.
Я у него дома. Оказывается, ему тоже давно знакомы мои публикации, особенно о гусиных охотах на болотах Северо-Запада.

Родился Модест Владимирович КАЛИНИН 20 февраля 1927 года в Ленинграде. Практической охотой начал заниматься зимой 1941–1942 года. В блокированном Ленинграде из рогатки добывал снегирей, свиристелей, синиц на пропитание семьи. С апреля 1945 года охотился с ружьем. В ближайших окрестностях Ленинграда в тот голодный год добыл лебедя-кликуна. Его размеры побудили Модеста измерить его и взвесить. Его живой вес был 12 кг. Ощипанный – 9 кг, в размахе крыльев – 2 м 10 см. В дальнейшем он взвешивал всех добытых животных. За все охоты добыл около 500 зайцев, сотни вальдшнепов, серых куропаток, бекасов... Охотился почти на всех копытных СССР, даже на таких редких, как горал, куку-яман (голубой баран), мархур (винторогий козел). Добывал во время экспедиций медведей: бурых, черных, даже белокоготных (на Памире). Много охотился за границей: в Эстонии, Литве, Латвии, Грузии, Болгарии, Румынии, Чехословакии и др.
Любимые охоты: глухариный ток, с легавой, с гончей, тропление куницы, русака,беляка, засидки. Охотился вместе с писателями А.А Ливеровским, Н.И.Сладковым, С.С.Писаревым, В.В.Бианки, И.С.Соколовым-Микитовым, Г.А.Горышиным.
Постоянно  был  связан  с  учеными-биологами профессорами Г.Г. Доппельмаиром, Г.А. Новиковым, А.С. Мальчевским, докторами наук Р.Л.Потаповым, П.П.Гамбаряном, К.А. Юдиным, А.В. Андреевым, А.Д. Мироновым и др. По их заданиям собирал различный зоологический материал для Зоологического музея Академии наук, Ленинградского университета (ЛГУ), Лесотехнической академии (ЛТА).
Окончил лесохозяйственный факультет ЛТА по кафедре биология охотничьих зверей и птиц. Дипломная работа защищена по охотничьей фауне Приморского края (Улахинский лесхоз). Кандидатская диссертация защищена в ЛГУ на тему: «Экология охотничьих животных сосновых вырубок». Дополнительно прослушал курс лекций в ЛГУ: общая зоология, орнитология, зоогеография и ряд других. Всегда занимался спортом. С 1949 года занимался стендовой стрельбой, был неоднократным чемпионом Ленинградского общества охотников – ЛОИР, ДСО, Наука, чемпионом Главохоты, призером чемпионата Ленинграда по стрельбе «с подхода». Входил в десятку лучших стрелков «по дуплетам» на первенстве СССР. Дважды судил на первенстве мира по стендовой стрельбе. Имеет первый разряд по всем видам пулевой стрельбы: боевая винтовка, м/к винтовка, пистолет. По этим видам стрельбы был чемпионом ЛТА и Выборгского района города Ленинграда.
Преподавал в ЛТА курс биологии лесных зверей и птиц с основами охотоведения. В ленинградском Дворце пионеров (ныне Дворец творчества юных) на протяжении 15 лет вел кружки «Юный следопыт», «Охотник». Из этих ребят впоследствии выросли доктора и кандидаты биологических наук, мастера и перворазрядники по стендовой стрельбе.
Широка и многообразна издательская деятельность Модеста Владимировича.
 Он является одним из основателей ленинградского альманаха «Наша охота» (1950 год). Вел программу передач о природе для детей на ленинградском телевидении. Написано несколько сценариев. Вел на радио программу передач «Наедине с природой», за что был премирован. Вел в газете «Ленинградская правда» рубрику «Когда шагаешь по тропе». Постоянно публиковал фенологические заметки в газетах «Ленинские искры», «Пионерская правда». В журнале «Охота и охотничье хозяйство» сотрудничает с 1962 года, опубликовал около 100 статей. Сейчас возрождает альманах «Наша охота», целиком за свой счет.
Большой вклад Модест Владимирович внес в кровное охотничье собаководство. Постоянно держал охотничьих собак. Сам вырастил и натаскал (нагонял)несколько поколений английских сеттеров и русских пегих гончих. Собаки имели дипломы 1-й и 2-й степеней и становились чемпионами Ленинградских, Псковских и Новгородских областных выставок.
В студенческие годы был председателем студенческого кружка «Научное охотоведение» в ЛТА. Позже на протяжении многих лет входил в советы и правления Ленинградского общества охотников и рыболовов. Постоянно читал лекции по вопросам охраны природы, фенологии, охотоведения, участвовал в биологических олимпиадах при Дворце пионеров.
Судил на соревнованиях гончих и легавых собак в поле и на выставках. Имеет судейскую категорию по кинологии. Судил стрелковые соревнования на стрелковых стендах самых высоких разрядов, вплоть до первенства мира. Член Центральной корреспондентской группы при Росохотрыболовсоюзе. Является почетным членом Росохотрыболовсоюза, Литовского, Грузинского и Словацкого обществ охотников. Заслуженный работник охотничьего хозяйства России. Почетный член Союза писателей «Многонациональный Санкт-Петербург». Почетный член Ленинградского общества охотников. Модест Владимирович никогда не искал в охоте какой-либо материальной выгоды, кроме экспедиций, когда кормил участников мясом добыч. Считает позорным благородную страсть – ОХОТУ марать деньгами.
Считает главным в охотничьем деле:во-первых, всемерно повышать культуру охоты и охотников. Во-вторых, усиленно заниматься дичеразведением и дичевоспроизводством (с различным значением этих слов).
Поражает интерьер квартиры Модеста Владимировича. Попадаешь в сказочный мир охотничьих трофеев, охотничьих книг, журналов, брошюр, научных монографий, различных папок, разработок, солидных научных изданий... На стенах рога оленей, лосей, горала, муфлона, сайгака, джейрана, сибирской косули, чучела беляка, русака, фазана, гуся белолобика, глухаря, гаршнепа, селезня, коростеля, хохлатой чернети. На серванте медали, различные охотничьи сувениры, статуэтки, памятные значки и вымпелы короля охоты, звания которого неоднократно удостаивался Модест Владимирович.
Привлекает манера общения Модеста Владимировича. Несмотря на то, что я проживаю в южной части Санкт-Петербурга, а Модест Владимирович в северной и мне, чтобы добраться до него, надо сделать несколько пересадок, тянет к нему. Видимо, во-первых, сказывается родство охотничьих душ (так выразился сам Модест Владимирович), во-вторых, очень приятно с ним общаться. Никакой натянутости разговора, темы и сюжеты возникают сами по себе, непринужденно, интересно слушать о его бесчисленных охотничьих скитаниях, да и Модест Владимирович умеет слушать (а это такая редкость). В ходе разговора рассказ постоянно оживляется немыми свидетелями охотничьих экспедиций – предметами экипировки, амулетами, сувенирами, картами, схемами, фотографиями, зарисовками, изданными книгами, брошюрами и журналами. Можно часами слушать интересные и захватывающие рассказы этого лесного скитальца. Вместе с ним переносишься в уссурийскую тайгу, Сибирь, охотничьи угодья Прибалтики, Болгарии, Румынии, Чехословакии, Карелии, Грузии, на сосновые вырубки Северо-Запада. Как будто вместе с ним участвуешь в поиске глухариного тока, в чем он, несомненно, непревзойденный специалист.
Несмотря на солидный (82) года возраст, Модест Владимирович не потерял живого блеска в глазах, увлеченности охотой, новинками оружия, интереса к охотничьему рассказу, новинкам охотничьих изданий. Память крепкая и цепкая. В разговоре ни разу не ошибется в датах, именах, отчествах или цифрах. Не перепутает калибры ни на одну запятую – 7,62 на 39, 7,62 на 53, 7,62 на 51, 9 на 53, 9,3 на 64 и др. Совсем недавно, в 2007 году, он участвовал на облавной охоте на лося и сам лично добыл сохатого из карабина. И это притом, что у него парализованы левые рука и нога. Ничего. Доехали на Ниве. Там на санках до просеки. Сам устроился на номере. И взял-таки лося! А в этом-то он, действительно, профессионал (хотя таких слов и не говорит). А мороз был около 25 градусов... Неплохой пример для нытиков, лентяев и просто ослабленных здоровьем охотников! Много ли встречали читатели таких охотников на российских просторах, приверженных к благородной страсти – Охоте, несмотря ни на что, превозмогая недуг? Не случайно им издана совсем недавно великолепная книга «Облавная охота на лося». На основе личного опыта. Никаких компиляций!
Я счастлив от общения с Модестом Владимировичем. Пожелаем ветерану Нашей охоты оптимизма, бодрости, успехов в издательском деле и всяческих удач.
Анатолий АЗАРОВ,
г. Санкт-Петербург

Что еще почитать