Невероятно, но, как говорится, факт – народ, задумываясь над проблемой отдыха где-нибудь на взморье, начинает интересоваться тенденциями туррынка, не забывая уточнять при этом наличие у фирмы пресловутых «новых лицензий»...


Что ж, не такие они и новые, если разобраться. Действуют они на территории России уже почти два года – с 11 февраля 2002 г. на основании Постановления Правительства «О лицензировании туроператорской и турагентской деятельности» № 95.

К сожалению, приобретая недешевый охотничий тур «для себя, любимых», мы часто действуем по старинке, ошибочно полагая, что охота, вероятно, не туризм, и... ошибаемся.

Все чаще приходится сталкиваться с жалобами туристов-охотников. А ведь этот вид туризма не только относится к наиболее экстремальным, но и к самым затратным для клиента. Стоимость тура зачастую может поспорить с бюджетом отдыха целой семьи на Мальдивах, к примеру. И дело не только в деньгах. Ведь к некоторым видам трофейной охоты вообще можно готовиться всю жизнь.

К сожалению, со стороны кажется, что организация тура предельно проста и любой член охотобщества, пару раз съездивший с друзьями на охоту, способен возить группы по городам и весям Родины и, не дай Бог, за ее пределы. Поучительна история, рассказанная охотником, мечтавшим повабить лося и оплатившим массу (как выяснилось уже на месте) простых загонных охот, несмотря на то, что в офисах фирм его каждый раз уверяли, что именно их компания организует этот процесс в лучшем виде. Парадокс! В роли туриста-»пляжника» человек сознательно требует при оформлении пакета полный комплект из путевок, договоров, «приходников», страховок и лицензий, но, как ни странно, полностью расслабляется, оформляя долгожданный охотничий тур!

ВЫБОР ТУРОПЕРАТОРА ОХОТНИКОМ

Итак, что же делать потребителю охотничьих туров, как обезопасить себя и друзей по оружию от фирм-однодневок или просто любителей, возомнивших себя профи?

1. Начнем с рекламы. Публикация рекламного объявления должна обязательно содержать номер лицензии компании, состоящий из букв «ТД» и семизначного номера, выданную после 11.02.02 Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации. Уточнить наличие лицензии у турфирмы, охотничьего общества, предпринимателя или хозяйства можно, воспользовавшись поисковой системой сайта Департамента туризма Минэкономразвития России www.russiatourism.ru (там же содержится вся информация о пакете документов, необходимых для получения соответствующей лицензии).

2. Звоним в фирму. Ответы типа «менеджер ушел на базу», общение, сопровождаемое долгим мычанием и «перезагрузкой», незнанием терминов – повод задуматься не только над тем, кто такие «вальшнопы» и что медведю делать «на припёке», но и о том, не поискать ли вам здоровую альтернативу этой конторе.

3. Приезжаем в офис. Комнату 2х2 и веер предложений из африканских сафари и камчатских «рогоносцев» оставим без комментариев...

4. Вариант 2: приличный офис. На стене висит лицензия, уже описанная нами ранее, окруженная печально смотрящими на Вас куду и маралами, в альбоме – фотографии директора и счастливых клиентов в обнимку с этими же куду, маралами и прочим набором лицензируемой дичи. Кстати, о директоре. Мы уже говорили о так сказать «любителях», которые готовы взять на себя бремя организации вашего отдыха, к примеру, на Памире (минус десять тысяч у.е., плюс кислородное голодание и прочие прелести). На основании ст. 4 п. Б «Положения о лицензировании туроператорской деятельности», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.02 № 95, директор фирмы, организующей тур, обязан проработать в области туризма не менее 5 лет и иметь любое высшее, любое среднее специальное или дополнительное туристическое образование. Следовательно, факт наличия лицензии на стене помогает предотвратить эксперименты над Вами за Ваши деньги.

5. Продолжаем разговор. Ответы типа: «примерно это будет стоить», «приблизительно двухместное размещение», «плюс-минус 100 километров» – должны насторожить. В конце концов конкуренция на охотничьем туррынке достаточная, обратитесь в другую фирму.

6. Пакет документов. Итак, что же вы в идеале должны получить на руки после 100% оплаты вашего тура. 1. Путевка по форме Тур-1; 2. Договор с перечнем услуг; 3. Страховой полис (рекомендуем застраховаться в обязательном порядке); 4. Билеты, если Вы их, конечно, оплатили. Вы, в свою очередь, должны представить копию охотничьего билета. Если же фирма его не требует, ибо у них «все схвачено», опять же есть повод задуматься.


Сейчас все больше юридических и физических лиц, региональных охотхозяйств, обществ охотников, частных структур предлагают организацию охотничьих и рыболовных туров. Рынок услуг постоянно расширяется, качество их оказания возрастает, приобретая цивилизованные очертания. Правда, тот же рынок самым неприглядным образом обнажает нашу российскую вседозволенность за деньги. Модный ныне отдых привлекает новую волну туристов-вандалов, воспринимающих охоту как тир, природу как бездонную кладовую. К сожалению, ни одна турфирма не в состоянии заменить здоровый коллектив охотобщества, способный по-своему воспитать такого охотника в духе правильной охоты. Да и средства воспитания, вопреки разговорам, становятся сегодня все мягче и мягче.

Но вернемся к нашей теме. На основании Федерального Закона от 24.11.96 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» туроператорская деятельность – это деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, состоящего из комплекса услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионных услуг, а также услуг гидов-переводчиков и других услуг, предоставляемых в зависимости от целей путешествия. Тот же закон дает следующее определение понятию «турист»: «гражданин, посещающий страну (место) временного пребывания в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющий не менее одной ночевки». Таким образом, разговоры в определенных структурах о том, что охота и не туризм вовсе, наконец-то пришли к логическому завершению. Да, действительно, лицензия на отстрел – отдельный документ, не имеющий отношения к нашему направлению, но входящий в «джентльменский набор» тура. Кстати, напомним: осуществление данного вида деятельности (охотничий туризм) без соответствующего разрешения (лицензии) попадает под нарушение не только гражданского законодательства, но и уголовного, в частности ст. 171 УК Российской Федерации «Незаконное предпринимательство»: осуществление предпринимательской деятельности без регистрации либо без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение обязательно, наказывается, вплоть до лишения свободы сроком до 3-х лет.



ПОЛУЧЕНИЕ ЛИЦЕНЗИИ ТУРОПЕРАТОРОМ

Процесс получения лицензии на туроператорскую или турагентскую лицензию для хозяйства, находящегося в любом уголке России, необратим. Как сделать это грамотно? Вот основные вопросы, встающие перед соискателем лицензии:

1. В штате фирмы-туроператора должно быть не менее 7 человек, занимающихся туроператорской деятельностью (т.е. формированием и продвижением турпродукта). В том случае, если фирма многопрофильная (например, наличие собственной типографии, цеха по переработке рыбы и пр.), 7 человек должны работать в туристическом отделе. По закону 30 % сотрудников (т.е. 2 человека, кроме директора) должны иметь или стаж в туризме 5 лет, или диплом о любом законченном высшем, среднем специальном или дополнительном образовании в области туризма. Для турагента все то же самое за исключением 3-х человек в штате и 20 % сотрудников соответственно.

2. Директор фирмы-туроператора (вариант: начальник отдела для многопрофильной фирмы), как мы и говорили, должен иметь стаж в туризме не менее 5 лет и любое высшее, среднее специальное или дополнительное образование в туризме. Для директора фирмы-турагента соответственно 3 года и любое высшее, среднее специальное или дополнительное образование в туризме.

3. Дополнительное образование в области туризма представляет собой курс повышения квалификации продолжительностью не менее 72 часов. Диплом об окончании курсов имеет силу в течение 5 лет. Получить это образование можно на специализированных курсах при образовательных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии Министерства образования Российской Федерации.

«Да наш егерь Семеныч даст фору любой девочке-менеджеру с «вышкой» и английской спецшколой!»– скажете вы и, возможно, будете правы. Зачастую объем иностранных туристов-охотников, пропущенный через такого вот Семеныча, сравним с оборотом «Интуриста». Есть базы и хозяйства, в которых дела в этом плане обстоят прекрасно. Тем не менее Семеныч, отправленный на курсы, хуже-то точно не станет!


Ресурс охотничьего туризма в нашей стране огромен и, конечно же, притягивает иностранных туристов. Плохо это или хорошо? Да, бесспорно, это дисциплинирует нашу разухабистую «принимающую сторону», ибо с забугорной стороны «шаг влево, шаг вправо» карается рублем, точнее долларом. Стремились к цивилизованному рынку – пришли...

Так уж мы устроены – работая с иностранцем, конечно, хотим как лучше: чтоб понравилось первому, так сказать, «саперу», и он, вдохновившись, привел за собой остальных. Переборы здесь с нашей стороны разные – то принимаем на халяву, то цену ломим. Как же не попасть под скромное обаяние иностранного клиента, юридически подкованного и защищенного международным законодательством, особенно если цена вопроса начинается с 10000 у.е.? Ответ один: надо учиться, желательно на чужих ошибках, переламывая в себе шапкозакидательское «авось». Случаи бывают разные, но когда милейший парень с Байкала, закончивший, вероятно, полных 8 классов, хозяин новехонькой турбазы, до этого ни с какой стороны не касавшийся туризма, хочет принимать иностранцев «напрямую», становится страшно за страну в целом. Какая, казалось бы, мелочь! Предоставили вы свой «нарезняк» в порыве дружбы. Ствол полностью устраивал на словах перед охотой, клиент с ним душа в душу неделю пропрыгал по горам в состоянии полного восторга. Вот он – долгожданный Марко! (скорее всего, автор имеет в виду барана Марко Поло. – Прим. ред.). Выстрел... А дальше вам популярно объяснят, что клиент-де всю жизнь копил на эту охоту, а теперь она (жизнь) прошла мимо по вине вашего карабина, стало быть, по вашей вине. И деньги, стало быть, придется вернуть, и перелет компенсировать. Мораль? Все та же – о пользе учения.

Любого потребителя турпродукта волнует, конечно же, вопрос цены, к сожалению, тоже весьма анекдотичный. Дело спроса, конечно. Но всю жизнь ждать клиента на лося за 5000 у.е., потому что один раз такой желающий нашелся!? Невольно вспоминается история, рассказанная человеком, начавшим в первых рядах таскать VIP-группы по необъятным просторам Родины. Дело было давно и, по-моему, в Хакасии. Маленький аэродром. Жара. В ожидании борта плавятся клиент, сопровождающий и местный аксакал. Вдруг откуда ни возьмись заяц на взлетной полосе. Ну, иностранец, человек культурный, возьми да спроси: «Почем здесь зайца отстрелять?» Сопровождающий возьми да переведи. В нешироких глазах аборигена забегали цифры, забурлил мыслительный процесс. «Заяц, заяц... тыща долларов!» Это не байка, это быль.

Сейчас много разговоров вокруг охотничьего туризма в России. Всем хочется, чтобы процесс был цивилизованным, чтобы цена тура соответствовала его качеству, чтобы дичи было побольше и на всех, чтобы меньше было браконьерства, чтобы отдых с ружьишком приносил радость. Давайте начнем хотя бы с получения лицензии.




Что еще почитать