В Якутии массовое браконьерство

В последние годы браконьерство в Якутии начало приобретать массовый характер. У людей появились деньги, а это, соответственно, сказалось на покупке высокопроходимой спецтехники, современного снаряжения, оружия и одежды. Вооружившись до зубов, якутяне нередко устраивают не охоту, а настоящий расстрел диких животных.

В редакцию ИА SakhaNews обратился заместитель руководителя оперативной инспекции государственного экологического контроля по вилюйским и западным группам улусов министерства охраны природы РС(Я) Карл Гертер. Он предоставил редакции документы и весьма любопытную видеосъемку, на которой запечатлен прокурор г.Удачный Намик Зейналов.

10 апреля прошлого года Карл Гертер и Дмитрий Дьячковский объезжали охотничьи угодья вокруг Айхала и Удачного. Инспекторы увидели свежие следы оленя и автомашины. Вскоре они обнаружили сам автомобиль и людей, стоявших в лесу. Вооружившись видеокамерой, они вышли к ним. Охотников было трое. Один из них уже обдирал тушу, чуть поодаль, в 15-20 метрах, лежал второй убитый олень. Гертер представился и потребовал документы. Оказалось, что это были один из заместителей руководителя Удачнинского ГОКа Николай Щербак, прокурор города Намик Зейналов и водитель автомашины, обдиравший тушу животного. По словам Гертера, когда прокурор увидел их, сразу натянул шапку, надел солнцезащитные очки и поднял воротник. Вел он себя агрессивно, требуя, чтобы видеосъемка была прекращена.

Щербак последовал за охотоведами в машину для оформления протокола. В салоне он признался, что у него имеется лицензия лишь на одного оленя, признал, что второй олень добыт незаконно. «Я забрал у них карабины, лицензию. Прокурор сказал, что сам во всем разберется и пришлет свое заключение. Я ему доверился, как никак руководитель местной прокуратуры», - вспоминает Гертер. Но никто объясняться перед охотоведом и не думал. Во время встречи с Щербаком инспектор сказал ему, что им придется оплатить штраф в размере одной тысячи рублей, а также гражданский иск за незаконно добытого оленя в размере 63 тысяч рублей. Сначала Щербак согласился с этим, но солидная сумма иска, видимо, отбила у него желание быть законопослушным.

Так и не дождавшись обещанного ответа, Гертер начал писать заявления о выявленном нарушении в прокуратуру и следственный комитет Якутии. В качестве неопровержимого доказательства у него была видеосъемка, которую Гертер высылал адресатам. На встрече у заместителя руководителя СУ СК РС(Я), которому он показал видео, тот подтвердил, что нарушение налицо, и спросил, будет ли он писать заявление в отношении Зейналова. «Я не хочу никаких карательных мер. Все-таки у него семья, дети, не хочется, чтобы из-за этого всего падала тень на всю прокуратуру. Я сказал, что Зейналов должен ответить за браконьерство», - говорит Гертер. Этот материал он оставил в СУ СК РС(Я), откуда он был перенаправлен в республиканскую прокуратуру. Казалось бы, колесо правосудия завертелось. Гертеру начали звонить из прокуратуры, выяснять обстоятельства произошедшего. А потом пришел ответ, что в действиях прокурора г.Удачный состава преступления нет. В общем, чего и следовало ожидать. Но Карл Андреевич не отступил. Осенью этого года он направил документы и видео в Следственный комитет РФ, надеясь, что там разберутся.

В свою очередь, Николай Щербак подал в суд жалобу, требуя отменить постановление об административном правонарушении. Судебный процесс проходил без участия Гертера. На суде Щербак сообщил, что к убитым оленям не имеет никакого отношения, и выдвинул свою версию произошедшего. Мол, он отдыхал с друзьями на природе, пили чай, в это время к ним подошли неизвестные мужчины и предложили мясо оленя. Они согласились, и тут появились инспекторы, которые обвинили их в браконьерстве. В итоге суд удовлетворил исковое заявление Щербака.

«Сегодня повсеместно происходит незаконный отстрел животных. У Щербака и Зейналова не было лицензии на второго оленя, так почему за это они не отвечают? Если у человека нет лицензии на охоту, это называется незаконное изъятие биоресурсов. Сегодня практически полностью уничтожены сундурунская и яно-индигирская популяция оленей, а это экологическая катастрофа», - говорит инспектор.

Наверняка дело спустили на тормоза лишь потому, что в этой истории оказался высокопоставленный прокурорский чин. У Щербака и Зейналова не было лицензии на отстрел второго оленя, тем не менее, никто кругом этого замечать не хочет, кроме одного Гертера. Версия с незнакомцами, предложившими мясо, не вызывает доверия. На видеосъемке не запечатлены посторонние люди, кроме инспекторов и самих нарушителей. Казалось бы, Щербак выиграл суд, но не была заслушана вторая сторона, что вызывает сомнение в объективности прошедшего судебного процесса. Прокурору, которого буквально словили за руку, стоило всего лишь заплатить штраф, и дело вряд ли бы получило такую широкую огласку.

В Департаменте охотничьего хозяйства РС(Я) ИА SakhaNews сообщили, что в этом году было выявлено 910 случаев нарушения правил охоты. Из выявленных правонарушений доля нарушений, совершенных умышленно, составляет 50 %. Это охота в запрещенные сроки, а также с применением запрещенных орудий и способов. За десять месяцев этого года в следственные органы было передано девять материалов, но уголовные дела не дошли до логического завершения.

В департаменте нам объяснили, что самый важный фактор возникновения браконьерства – бытующее отношение к охотничьим животным, как к неким дармовым богатствам матушки природы, от которых каждый имеет право добыть сколько захочет. Это морально устаревшее мнение настолько укоренилось в сознании людей, что браконьерство не осуждается населением как преступление перед обществом. Однако работа в этом направлении ведется. Основной упор ставится на внедрение современных информационных технологий в предоставлении государственных услуг. В рамках программы «электронное правительство» гражданам будут созданы условия беспрепятственного оформления прав на охоту, где бы они ни проживали. Следовательно, будем надеяться, сократится и количество браконьеров поневоле.

По информации ИА "SakhaNews"

Что еще почитать