Типичный егерь и его черты: что я вижу в охотхозяйствах

Как-то в одном из баров предложили мне выпить коктейль под названием «Егерь с огурцом». Охотника столь необычное название не могло не заинтриговать.

К коктейлям я равнодушен, но вот о чем тогда подумалось — «Не получил ли название упомянутый коктейль после выхода нашумевшего фильма «Особенности национальной охоты», с гротескными героями и незабвенным егерем Кузьмичом?»

Фильм этот вызвал не только ажиотаж среди киноманов, зрителей, но и неоднозначную, бурную реакцию, несмотря на утверждения создателей фильма, что сделали они серьезную, философскую работу.

Споры о фильме и по сей день не утихают в охотничьей среде.

На сайте «Охотники.ру» я ознакомился с горячей полемикой.

Застрельщик события и один из тех, кто резко осудил фильм в своей публикации — журналист и писатель Николай Старченко.

Не все согласились с его оценкой. «Искусство не всегда купание красного коня, а еще полутона, что-то за текстом, за кадром, и этого «чуть-чуть» в фильме достаточно, нужно только присмотреться. Чего стоит тема егеря Кузьмича!» — читается в одном из постов.

С «темой «егеря Кузьмича», или, другими словами, егеря с огурцом, то есть с выпивкой и закуской, соприкасается каждый охотник. И не через призму фильма. Искусство искусством, а суровая проза жизни, как известно, воспринимается под другим углом.

Читайте материал "Антиохотничьи фильмы: положить конец"

Обращусь к дневниковым записям писателя Юрия Нагибина, страстного охотника, написавшего немало охотничьих рассказов. Записи эти ценны тем, что в них отображено то, как, находясь на охоте, автор скрупулезно присматривался к жизни егерей.

Впоследствии зарисовки легли в основу охотничьих рассказов, сохранились при этом имена, названия, многие детали. В 1963 году издается сборник «Погоня. Мещерские были», позже выпускается фильм «Погоня» по сценарию Нагибина.

Егерь, роль которого сыграл Н. Еременко-старший, на костылях преследующий браконьеров, запоминающийся, яркий. Смотришь фильм и невольно задаешься вопросом, а были ли они в жизни, такие егеря? Впрочем, были и другие.

«Выделялся егерь с собакой. Чуть ниже среднего роста, почти квадратный, с втянутым животом и жестким мускулистым телом; волосы на крепкой голове светлые, редковатые. Очень моложав, хотя лет ему под пятьдесят. Он пропадает на озерах, любит бродяжью жизнь. Появился очень картинно: сперва вбежал пес, великолепный дратхаар, с башкой Бьёрнстьерне Вьёрнсона, только выражение умнее, печальнее и без глупой патетики. Затем донесся язычный мужественный баритон: «Тубо!», «Куш!», «Тубо, Фингал!» и в перезвоне металлических колечек охотничьей сбруи появился сам егерь: рубашка-ковбойка, на боку плеть до пола, на руку намотан кожаный поводок, на другом боку ягдташ и еще какая-то ременная петля, за спиной ружье в жестком чехле, пояс-патронташ туго обхватывал тонкую талию.

Я с замиранием подумал: вот истинный знаток своего дела, бог охоты!.. В жизни же все выходит по кривой.

Читайте материал "Жизнь без рыбалки: терпеть невозможно"

Этот егерь, при всей романтичности облика и судьбы, оказался вовсе не мастером-профессионалом, а скорее любителем с авантюристическим душком. Это сразу обнаружилось на охоте.

Фото Антона Журавкова 

Он все время терял собаку, не мог заставить ее искать подстреленную дичь, не мог подозвать, путал липовую стойку с настоящей, вообще производил жалкое и растерянное впечатление».

Не ошибусь, если скажу, что среди егерей немало «тертых калачей», а хитроватость — врожденная черта людей этой профессии. Неспроста типаж егеря Кузьмича стал нарицательным. Ведь слова «объегорить» и «подкузьмить» близки по смыслу: обмануть, обжулить и перехитрить, доставить неприятность.

Если вы захотите поохотиться, а предварительно узнать о наличии дичи в охотугодьях и это не связано с заинтересованностью его, егеря, — вряд ли получите точный ответ. С чертой этой в характерах егерей я сталкивался и в угодьях, и на охотничьих базах.

А что уж говорить о том, как порой откровенно бессовестно водят охотников за нос на загонных охотах, накручивая прейскурант своих услуг, в итоге день проходит с неимоверным физическим напряжением, пустой тратой времени, нервов, а главное — без добычи.

Читайте материал "Воровство на охоте: как избежать и не украсть самому"

И егерь с вами — не беспробудный пьяница, заросший бородой мужлан, от которого несет салом, чесноком и водкой, отнюдь нет, вполне респектабельный господин.

Далеко не на пользу охотхозяйствам, когда егеря, охотоведы привлекаются из местных жителей. Каждый приходится друг другу кумом, сватом, братом.

«Ну, работаю я сегодня в охотхозяйстве, а завтра… что мне скажут: «Экая ты сволочь, сам такой же, а мне претензии предъявлял?» Нечто подобное доводилось мне слышать, причем не только слышать.

Конечно, в этом никакой плутоватости, а лишь сермяжная правда. Вот и получается, с «хозяевами жизни», теми, кто имеет высокий общественный статус, при случае могут и ксиву показать, с такими «деятелями» лучше не связываться, беспредельщики приедут, те похлеще — могут дом спалить.

Одним принципом остается руководствоваться — «так, для вида, претензии предъявить». Это о егерях общественных организаций, у которых проблем и вправду не счесть: то оклады смешные, то нет бензина, то… да мало ли трудностей.

Хотя и в частных хозяйствах видел довольно успешных егерей: самодовольных, «сытых», на дорогих машинах, не пекущихся о бензине. И все же между егерями, работающими в частных хозяйствах и общественных, дистанция если не огромного, то далеко не малого размера.

В последние годы лучшие охотничьи угодья стали частными. Нынче ногой неосторожно ступишь, попадешь в охотхозяйство олигарха. Егеря — с бычьими затылками, с «калашами», на крутых машинах — днями и ночами в лесу, в поле, крепко стерегут хозяйское добро.

Читайте материал "Цены и поборы при проведении загонных охот"

Помню рассказ женщины из села Дуболуговки о том, как обошлись такие с местными охотниками, забредшими то ли по незнанию, то ли по другой причине в частное хозяйство, которое арендовали братья Суркисы. Особо не церемонились, били людей так, чтобы впредь неповадно было, чтобы на всю жизнь запомнили те дороги, по которым нельзя ходить или ездить, а главное, уважали «чужую собственность».

До сих пор сельские охотники не могут понять: почему нельзя охотиться на той земле, в тех угодьях, где испокон веков охотились их деды, отцы?

Фото Антона Журавкова 

Многое меняется в жизни охотников, но, чего греха таить, как схожи порой сцены, происходящие на открытии охоты, о которых писал Нагибин, с днем сегодняшним. Запись от 20 августа 1970 года.

«Съездил на охоту, которая открылась четырнадцатого августа. В этом году охота началась утренней, а не вечерней зорькой, как прежде. К моменту выезда на охоту, в половине третьего ночи, все егеря и большинство охотников были в дым пьяны. Какой-то сильно ученый человек — профессор, заведующий лабораторией, лауреат, свалился с мостков и чуть не утонул. Егерь тоже свалился, пытаясь его вытащить, утопил ружье. Егерь Виноградов проспал весь день на полу кухни, а проснувшись на другой день, сразу получил расчет. Анатолий Иванович был пьян и омерзителен…»

Картинка под стать упомянутому фильму.

Как-то на загонной охоте запомнился мне один пьяный, уже приехавший навеселе. Ружье у него забрали, определился он в загонщики, его отговаривали, но, как известно, пьяному море по колено, хотя пройти по болоту, заросшему непроходимым чапыжником, и трезвому, тренированному, — не пустяк.

После нескольких метров пришлось егерям тащить этого горе-охотника на себе, загон практически был сорван. Отрезвев, наш герой орал что было мочи: «Где этот долбаный директор? Сюда его!»

Читайте материал "Владельцев оружия пугают ужесточением законов"

«Тише, тише, — пытались угомонить его, — кабанов в первой загонке выставили, стреляли, но промазали, причем тут директор?» Малый успокаивался на минуту, сопел носом, выдыхая винные пары, потом, набычившись, опять вопил пьяным гнусавым голосом: «Директора, егерей ко мне!»

С другой стороны, если среди егерей найдутся такие, кого можно с полным основанием отнести к «фуршетным паразитам», вина в этом самих охотников. Стараются умастить, подсластить, осушить чарку с егерями, охотоведом, пригласить на дачу, на борщ, устали, мол, намерзлись.

Как все, по-людски. Но в том-то и дело — за радушием и гостеприимством просматривается нечто такое, что именуется корыстью, и что при случае не останется охотовед в долгу, не станут егеря мелочиться.

Ну а если радость на всех одна, отведал наваристый украинский борщ, пропустил с хозяином чарку, другую, это ж каким черствым человеком надо быть, чтобы не оказать маленькую услугу радушным и гостеприимным охотникам…

Повторю крылатую фразу из фильма «Особенности национальной охоты» тем, кто читает эти заметки перед сном: «Завтра ж на охоту… Всем спать…»

Завтрашний день покажет, будет он фартовым или удача отвернется, встретите толкового, знающего свое дело егеря или, напротив, плутоватого Кузьмича с огурцом и стаканом в другой руке.

Хотя весомый процент успеха зависит не только от егеря.

Что еще почитать