Натаска: необходимо прийти к единому мнению

Проблема натаски, нагонки охотничьих собак, так внезапно и так остро возникшая в апреле этого года, до настоящего времени не нашла своего решения и продолжает занимать умы собаководов и чиновников.

Проблема была вынесена на специальное заседание Совета по охотничьему хозяйству МПР РФ, но и это не помогло. Решение так и не было найдено. Совет решил передать процесс обсуждения в специально созданную рабочую группу, которая уже провела по теме два заседания и… тоже пока проблему не решила.
На последнем заседании рабочей группы, которое состоялось 5 июня, участникам так и не удалось прийти к единому мнению. В результате было предложено каждому представить в Департамент охоты МПР свои предложения, чтобы сформировать некое единое мнение, которое в свою очередь предложат на рассмотрение Совета.
Как член рабочей группы и охотник, хотел бы привести свои соображения и предложения по решению наболевшей проблемы. 


ФОРМУЛИРОВКА


Предлагаю использовать в Правилах охоты формулировку «полевая подготовка (обучение) собак охотничьих пород». Такая формулировка, на мой взгляд, не идет вразрез с текстом и нормами ФЗ «Об охоте…», т.к. не является каким-либо специальным термином.


Обучение собак — это не охота, хотя в силу действия настоящих норм законодательства (ФЗ «Об охоте…») нахождение с собаками в угодьях (с целью их подготовки и обучения) приравнивается к охоте, по сути же, охотой не является, т.к. не содержит в своих действиях умысла на добычу охотничьих ресурсов. Это подтверждено мнением абсолютного большинства членов рабочей группы и, я бы сказал, не противоречит здравому смыслу. Действительно, непреднамеренная добыча дичи во время подготовки собак возможна, но только в виде исключения, а не нормы. На этот случай возможно предусмотреть порядок возмещения ущерба (оплаты за ущерб). Не штрафа, а именно оплаты ущерба, чтобы обозначить ответственность владельцев собак за свое поведение.


ДОКУМЕНТЫ


Допустим, что натаска, нагонка — это все-таки охота. Тогда в соответствии с существующим законодательством, где сказано, что всякая охота может производиться только по разрешениям на добычу охотничьих ресурсов (других разрешений законом не предусмотрено), каждому собаководу должны выдавать разрешение на добычу, т.е. изъятие некоторого количества охотничьих ресурсов. Именно это количество в соответствии с установленным порядком он будет обязан указать в своем заявление с просьбой выдать такое разрешение. Возникает вопрос: какие охотничьи ресурсы и в каком количестве собаковод должен запросить, а уполномоченный орган разрешить добыть (сколько дупелей, перепелов, бекасов и т.д.)? Ведь на самом деле ни один собаковод, отправляясь на обучение своего питомца, не ставит перед собой цели добыть какую-либо дичь. Напротив, для многих это крайне нежелательно. Как видите, ситуация становится парадоксальной.


А если предположить, что полевая подготовка (обучение) собак охотничьих пород все же не является охотой, то все встанет на свое место. Останется только решить, какие разрешительные документы на нахождение с собакой в конкретных угодьях должен иметь в этом случае владелец охотничьей собаки. Предполагаю, что в ОДУ на первых порах в переходный период это может быть разрешение на полевую подготовку собаки, выданное районным государственным охотоведом в произвольной форме. А в закрепленных угодьях — путевка, выданная охотпользователем, что не противоречит законодательству, т.к. речь идет не о добыче, а об услуге предоставленияподготовленных угодий для натаски, нагонки и т.д.


Остается только дополнить Пункт 3.2 Правил охоты следующими подпунктами: «Охотник обязан иметь при себе… ж) в случае осуществления работы с собаками в общедоступных охотничьих угодьях разрешение на полевую подготовку (обучение) собак охотничьих пород, выдаваемое ответственным лицом регионального органа управления охотничьим хозяйством;
в случае осуществления охоты в закрепленных охотничьих угодьях путевку (разрешение) на полевую подготовку (обучение) собак охотничьих пород, выдаваемое юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, заключившими охотхозяйственные соглашения или обладающими правом долгосрочного пользования животным миром, которое у них возникло на основании долгосрочной лицензии на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу Федерального закона об охоте». 


УЧАСТКИ И СРОКИ


Большинство членов рабочей группы согласилось с тем, что период покоя должен совпадать по времени с периодом размножения охотничьих (и не только) животных. Причем не только птиц. По мнению ученых, этот период составляет около 45 дней, но конкретные сроки определяются в различных природных зонах в разное время. Так, например, в средней полосе это период с середины мая до конца июня. Южнее — чуть раньше, севернее — чуть позже. Некоторые сдвиги этих сроков могут зависеть от конкретных погодных условий. Поймать эти сроки в единых Правилах невозможно, да и не нужно. Такие решения должны приниматься на местах, исходя из обстановки.


Кто должен принимать такие решения? В данном случае (ведь речь идет не об изъятии животных!) это вполне можно возложить на охотпользователей, которые, безусловно, напрямую заинтересованы в процветании своего хозяйства. На усмотрение охотпользователей следует также оставить вопрос об организации подготовки, обучения охотничьих собак на закрепленной за ними территории. Выделить для этого специальные участки, допустить натаску, нагонку на всей территории хозяйства, или же вовсе не проводить таковую в этом году — все это зависит от пользователя, который ведет охотничье хозяйство на свой страх и риск, вкладывает в это средства и душу и несет за все ответственность. Охотпользователь в первую очередь заинтересован в сбережении дичи на своей территории, а значит, будет беречь не только дупелиные, но и тетеревиные, глухариные тока, места размножения водоплавающих, копытных и проч.
Если мы попытаемся заставить пользователей делать все по утвержденному шаблону, можно не сомневаться, что ничего хорошего из этого не выйдет, хотя бы потому, что в силу своих полномочий они всегда найдут возможность такой повинности избежать, предложив, например, совершенно неприемлемые, но вполне законные (!) варианты решения вопроса.


ИТОГ


Итак, принимая во внимание все вышесказанное, предлагаю рассмотреть возможность изложить пункт 46 Правил охоты в следующей редакции: 
«46. Полевая подготовка, обучение (натаска и нагонка) собак охотничьих пород осуществляется без применения охотничьего оружия вне сроков охоты, определяемых п.п… настоящих правил, в общедоступных охотничьих угодьях в специально отведенных для этого местах, определяемых уполномоченным органом государственной власти, осуществляющим государственный охотничий надзор, и в закрепленных охотничьих угодьях в специально отведенных для этого местах, определяемых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, заключившими охотхозяйственные соглашения или обладающими правом долгосрочного пользования животным миром, которое у них возникло на основании долгосрочной лицензии на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу Федерального закона об охоте, за исключением периода покоя протяженностью 45 дней в период размножения охотничьих животных».


Хочется надеяться, что подобное решение вопроса устроит, наконец, все заинтересованные стороны.

Что еще почитать