РОССИЙСКАЯ ОХОТНИЧЬЯ ГАЗЕТА
№ 4 (964) 16 – 22 ЯНВАРЯ 2013 ГОДА
\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\
15
ЗАКОН И РЫБАЛКА
Окончился 2012 год, который опять
нас убедил, что дорога от слов до
дела трудна и терниста. Имею в
виду судьбу печально знаменитого
Проекта Закона о любительской и
спортивной рыбалке в РФ.
С
колько раз мы слышали заверения,
что уже совсем скоро этот проект
будет рассмотрен депутатами ГД
РФ и все мы, любители и спортсме-
ны, будем защищены от возможно-
го произвола как чиновников, так и биз-
несменов от рыбалки. Верили, ждали, но
до конца года так и не дождались. Но этот
проект существует, 20 сентября 2012 г.
был внесен в Правительства РФ, а 27
декабря планировался к рассмотрению
комиссией по законопроектной деятель-
ности Правительства.
Прежде всего, если новая версия зако-
нопроекта о любительской рыбалке будет
принята, то любительская рыбалка по
всей России будет свободной и бесплат-
ной за исключением нерестилищ ценных
пород морепродуктов, которых всего 11,
отмечают его разработчики.
Во внесенном в Правительство РФ про-
екте закрепляется право граждан свобод-
но и бесплатно осуществлять любитель-
ское рыболовство на водных объектах
общего пользования, за исключением
водных объектов, предоставленных для
ведения рекреационных рыболовных
хозяйств (деятельности по оказанию воз-
мездных услуг в области любительского
рыболовства).
Нет в нем никаких упоминаний о фиш-
картах, внесение которых в предыдущие
проекты закона не приветствовалось
большинством любителей и просто заин-
тересованных граждан.
Выдача именного разрешения рыболова
и сбор за водные биоресурсы будет осу-
ществляться только в отношении ценных и
особо ценных видов водных биоресурсов,
таких как сима, горбуша, кета, таймень,
краб камчатский, синий, колючий, то есть
в тех местах, где водятся ценные и особо
ценные виды рыб. На Кольском полуостро-
ве и на Дальнем Востоке.
В проекте закона дано определение
любительской рыбалки. По многократно
растиражированным в СМИ словам Край-
него: «Любительская рыбалка – это то,
что человек ловит для себя, а не для про-
дажи...» «Если хочешь торговать рыбой,
то организуй свой бизнес легальным и
доступным образом», – приводят и такие
его слова.
Рыболовам-любителям, как сказано в
законопроекте, будет запрещено прода-
вать пойманную рыбу. Все, что удалось
поймать, рыбак должен будет или употре-
бить сам, или выпустить обратно в воду.
Чиновники считают, что таким образом
можно предотвратить продажу рыбы, не
соответствующей санитарным нормам и
зараженной опасными болезнями.
В проекте предусмотрена и норма
суточного вылова. При этом размер выло-
ва будет уточняться дополнениями в закон
в зависимости от места и региона люби-
тельского рыболовства.
Любители со стажем, наверное, пом-
нят, что в советские времена разрешен-
ный суточный вылов составлял 5 кг или
одна рыба весом в 5 кг.
Суточных норм вылова рыбы в настоя-
щее время нет.
Законопроектом предусматривается
решение вопросов с определением прав
собственности на добытые (выловлен-
ные) водные биоресурсы и объекты
зарыбления.
Не обошел проект внесенного в Прави-
тельство РФ закона и вопросы о форми-
ровании рыболовных участков.
В него включены положения о форми-
ровании рыболовных участков (статья 12
законопроекта) для осуществления рек-
реационных рыболовных хозяйств на
искусственном водоеме или на природ-
ном водоеме (или его части), максималь-
ная площадь которого устанавливается
органом исполнительной власти субъек-
та РФ.
Здесь же сказано об именных разре-
шениях рыболовам для добычи (вылова)
водных биоресурсов в отношении ценных
и особо ценных видов водных биоресур-
сов на природном водоеме (или его
части).
При этом общая площадь рыболовных
участков не должна превышать 10% вод-
ного фонда, находящегося в границах
субъекта РФ.
В настоящее время часть 2 статьи 18
ФЗ-166 устанавливает правоотношения
по поводу рыбопромысловых участков.
Это не планируемые рыболовные учас-
тки.
Рыбопромысловые участки формиру-
ются в определенных границах для осу-
ществления промышленного рыболовства
во внутренних водах Российской Федера-
ции, за исключением внутренних морских
вод Российской Федерации (в пресновод-
ных водных объектах), прибрежного
рыболовства, товарного рыбоводства,
рыболовства в целях обеспечения веде-
ния традиционного образа жизни и осу-
ществления традиционной хозяйственной
деятельности коренных малочисленных
народов Севера, Сибири и Дальнего Вос-
тока Российской Федерации, а также для
организации любительского и спортивно-
го рыболовства. Границы рыбопромысло-
вого участка определяются в порядке,
установленном федеральным органом
исполнительной власти в области рыбо-
ловства.
В статье 33.3 ФЗ-166 установлено,
каким требованиям должен отвечать и
как заключается договор о предоставле-
нии рыбопромыслового участка.
В законопроекте сказано о борьбе с
браконьерством, о сетных орудиях лова.
Здесь есть положения, которые объясня-
ют правила покупки сетей.
Законопроектом вводятся ограничения
на розничный оборот сетных орудий лова,
а также запрет на реализацию электроло-
вильных установок всех систем и типов,
применение которых влечет массовую
гибель водных биоресурсов.
Сетные орудия лова предлагается про-
давать только индивидуальным предпри-
нимателям и юридическим лицам, кото-
рым в соответствии с ФЗ-166 выдано
разрешение на добычу (вылов) водных
биоресурсов, а также физическим лицам,
осуществляющим любительское рыбо-
ловство по именным разрешениям рыбо-
лова.
Законопроектом запланировано внесе-
ние изменений в ряд действующих зако-
нов.
Это внесение изменения в ФЗ-166,
касающиеся условий осуществления
любительского рыболовства.
Изменения в Бюджетный кодекс Рос-
сийской Федерации в части зачисления
сбора за пользование объектами водных
биоресурсов, находящихся в федераль-
ной собственности, собственности субъ-
екта Российской Федерации и муници-
пальной собственности, добываемых
(вылавливаемых) по именным разреше-
ниям рыболова – по нормативу 100%, а
также в Налоговый кодекс Российской
Федерации в части введения государс-
твенной пошлины за выдачу именного
разрешения рыболова в размере 200 руб-
лей и установления ставок сбора за каж-
дый объект водных биоресурсов (от 35
рублей до 200 рублей за штуку).
Автор, как и большинство любителей,
ждал принятия специального закона о
любительской рыбалке в 2012 году. Но уж
если не принятыми до конца года оказа-
лись еще более значимые для всех проек-
ты законов (к примеру, новая редакция
Гражданского кодекса), то удивляться
нечему.
Хочется верить, что закон о любитель-
ской рыбалке все же будет принят, а ожи-
дания любителей и прочих заинтересо-
ванных граждан не будут напрасными.
ПРОЕКТ
ГОТОВ,
А ЧТО В НЁМ
НОВОГО?
Действующее
законодательство
о любительской
рыбалке
Федеральный закон № 166-ФЗ «О
рыболовстве и сохранении водных
биологических ресурсов» был при-
нят 20.12.2004 года (далее –
ФЗ-166).
ФЗ-166 рег улирует ведение
различных видов рыболовства, в
том числе любительского и спор-
тивного.
Любительское и спортивное
рыболовство в соответствии с пунк-
том 6 части 1 статьи 16 ФЗ-166
отнесено к видам рыболовства.
Определение любительского и
спортивного рыболовства, как
деятельности по добыче (вылову)
водных биоресурсов в целях лично-
го потребления и в рекреационных
целях, дано в пункте 16 статьи 1
ФЗ-166.
Статья 24 ФЗ-166 устанавливает
общие правоотношения при осу-
ществлении любительского и спор-
тивного рыболовства гражданами.
В частности, здесь установлено,
что граждане вправе осуществлять
любительское и спортивное рыбо-
ловство на водных объектах общего
пользования свободно и бесплатно,
если иное не предусмотрено зако-
ном о рыболовстве (часть 1), а в
прудах, обводненных карьерах,
находящихся в собственности граж-
дан или юридических лиц, осущест-
вляется с согласия их собственника
(часть 3).
Сказано здесь и о том, что огра-
ничения любительского и спортив-
ного рыболовства могут устанавли-
ваться в соответствии со статьей 26
ФЗ-166.
На рыбопромысловых участках,
предоставленных
юридическим
лицам и индивидуальным предпри-
нимателям для организации люби-
тельского и спортивного рыболовс-
тва на основании договоров, пре-
дусмотренных статьей 33.3 ФЗ-166,
любительское и спортивное рыбо-
ловство осуществляется граждана-
ми при наличии путевки (документа,
подтверждающего заключение дого-
вора возмездного оказания услуг в
области любительского и спортив-
ного рыболовства) (часть 5 статьи
24 ФЗ-166).
Услуги в области любительского
и спортивного рыболовства оказы-
ваются на основании договоров воз-
мездного оказания услуг в соответс-
твии с гражданским законодательс-
твом (часть 5.1).
Туристская деятельность, при
осуществлении которой в турист-
ский продукт включаются услуги в
области любительского и спор-
тивного рыболовства, осущест-
вляется в соответствии с ФЗ-166
и ФЗ «Об основах туристской
деятельности в Российской Феде-
рации» (часть 5.2).
Юридические лица и индивиду-
альные предприниматели, указан-
ные в части 5 статьи 24, создают
инфраструктуру, необходимую для
организации любительского и спор-
тивного рыболовства (часть 5.3).
При утверждении органом испол-
нительной власти субъекта Российс-
кой Федерации перечня рыбопро-
мысловых участков, установленного
статьей 18 ФЗ-166, необходимо
обеспечить предусмотренные час-
тью 1 статьи 24 ФЗ-166 права граж-
дан (часть 7статьи 24 ФЗ-166).
Возможность свободного и бес-
платного любительского и спортив-
ного рыболовства предусмотрена и
в бассейновых Правилах рыболовс-
тва, но только разрешенными ору-
диями промысла, в разрешенных
местах, в разрешенное для рыбалки
время.
Вячеслав МИХАЙЛОВ, юрист, фото Анатолия МАИЛКОВА
9-16.indd 7
14.01.2013 15:23:47