Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  15 / 24 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 15 / 24 Next Page
Page Background

РОССИЙСКАЯ ОХОТНИЧЬЯ ГАЗЕТА

№ 4 (964) 16 – 22 ЯНВАРЯ 2013 ГОДА

\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\

15

ЗАКОН И РЫБАЛКА

Окончился 2012 год, который опять

нас убедил, что дорога от слов до

дела трудна и терниста. Имею в

виду судьбу печально знаменитого

Проекта Закона о любительской и

спортивной рыбалке в РФ.

С

колько раз мы слышали заверения,

что уже совсем скоро этот проект

будет рассмотрен депутатами ГД

РФ и все мы, любители и спортсме-

ны, будем защищены от возможно-

го произвола как чиновников, так и биз-

несменов от рыбалки. Верили, ждали, но

до конца года так и не дождались. Но этот

проект существует, 20 сентября 2012 г.

был внесен в Правительства РФ, а 27

декабря планировался к рассмотрению

комиссией по законопроектной деятель-

ности Правительства.

Прежде всего, если новая версия зако-

нопроекта о любительской рыбалке будет

принята, то любительская рыбалка по

всей России будет свободной и бесплат-

ной за исключением нерестилищ ценных

пород морепродуктов, которых всего 11,

отмечают его разработчики.

Во внесенном в Правительство РФ про-

екте закрепляется право граждан свобод-

но и бесплатно осуществлять любитель-

ское рыболовство на водных объектах

общего пользования, за исключением

водных объектов, предоставленных для

ведения рекреационных рыболовных

хозяйств (деятельности по оказанию воз-

мездных услуг в области любительского

рыболовства).

Нет в нем никаких упоминаний о фиш-

картах, внесение которых в предыдущие

проекты закона не приветствовалось

большинством любителей и просто заин-

тересованных граждан.

Выдача именного разрешения рыболова

и сбор за водные биоресурсы будет осу-

ществляться только в отношении ценных и

особо ценных видов водных биоресурсов,

таких как сима, горбуша, кета, таймень,

краб камчатский, синий, колючий, то есть

в тех местах, где водятся ценные и особо

ценные виды рыб. На Кольском полуостро-

ве и на Дальнем Востоке.

В проекте закона дано определение

любительской рыбалки. По многократно

растиражированным в СМИ словам Край-

него: «Любительская рыбалка – это то,

что человек ловит для себя, а не для про-

дажи...» «Если хочешь торговать рыбой,

то организуй свой бизнес легальным и

доступным образом», – приводят и такие

его слова.

Рыболовам-любителям, как сказано в

законопроекте, будет запрещено прода-

вать пойманную рыбу. Все, что удалось

поймать, рыбак должен будет или употре-

бить сам, или выпустить обратно в воду.

Чиновники считают, что таким образом

можно предотвратить продажу рыбы, не

соответствующей санитарным нормам и

зараженной опасными болезнями.

В проекте предусмотрена и норма

суточного вылова. При этом размер выло-

ва будет уточняться дополнениями в закон

в зависимости от места и региона люби-

тельского рыболовства.

Любители со стажем, наверное, пом-

нят, что в советские времена разрешен-

ный суточный вылов составлял 5 кг или

одна рыба весом в 5 кг.

Суточных норм вылова рыбы в настоя-

щее время нет.

Законопроектом предусматривается

решение вопросов с определением прав

собственности на добытые (выловлен-

ные) водные биоресурсы и объекты

зарыбления.

Не обошел проект внесенного в Прави-

тельство РФ закона и вопросы о форми-

ровании рыболовных участков.

В него включены положения о форми-

ровании рыболовных участков (статья 12

законопроекта) для осуществления рек-

реационных рыболовных хозяйств на

искусственном водоеме или на природ-

ном водоеме (или его части), максималь-

ная площадь которого устанавливается

органом исполнительной власти субъек-

та РФ.

Здесь же сказано об именных разре-

шениях рыболовам для добычи (вылова)

водных биоресурсов в отношении ценных

и особо ценных видов водных биоресур-

сов на природном водоеме (или его

части).

При этом общая площадь рыболовных

участков не должна превышать 10% вод-

ного фонда, находящегося в границах

субъекта РФ.

В настоящее время часть 2 статьи 18

ФЗ-166 устанавливает правоотношения

по поводу рыбопромысловых участков.

Это не планируемые рыболовные учас-

тки.

Рыбопромысловые участки формиру-

ются в определенных границах для осу-

ществления промышленного рыболовства

во внутренних водах Российской Федера-

ции, за исключением внутренних морских

вод Российской Федерации (в пресновод-

ных водных объектах), прибрежного

рыболовства, товарного рыбоводства,

рыболовства в целях обеспечения веде-

ния традиционного образа жизни и осу-

ществления традиционной хозяйственной

деятельности коренных малочисленных

народов Севера, Сибири и Дальнего Вос-

тока Российской Федерации, а также для

организации любительского и спортивно-

го рыболовства. Границы рыбопромысло-

вого участка определяются в порядке,

установленном федеральным органом

исполнительной власти в области рыбо-

ловства.

В статье 33.3 ФЗ-166 установлено,

каким требованиям должен отвечать и

как заключается договор о предоставле-

нии рыбопромыслового участка.

В законопроекте сказано о борьбе с

браконьерством, о сетных орудиях лова.

Здесь есть положения, которые объясня-

ют правила покупки сетей.

Законопроектом вводятся ограничения

на розничный оборот сетных орудий лова,

а также запрет на реализацию электроло-

вильных установок всех систем и типов,

применение которых влечет массовую

гибель водных биоресурсов.

Сетные орудия лова предлагается про-

давать только индивидуальным предпри-

нимателям и юридическим лицам, кото-

рым в соответствии с ФЗ-166 выдано

разрешение на добычу (вылов) водных

биоресурсов, а также физическим лицам,

осуществляющим любительское рыбо-

ловство по именным разрешениям рыбо-

лова.

Законопроектом запланировано внесе-

ние изменений в ряд действующих зако-

нов.

Это внесение изменения в ФЗ-166,

касающиеся условий осуществления

любительского рыболовства.

Изменения в Бюджетный кодекс Рос-

сийской Федерации в части зачисления

сбора за пользование объектами водных

биоресурсов, находящихся в федераль-

ной собственности, собственности субъ-

екта Российской Федерации и муници-

пальной собственности, добываемых

(вылавливаемых) по именным разреше-

ниям рыболова – по нормативу 100%, а

также в Налоговый кодекс Российской

Федерации в части введения государс-

твенной пошлины за выдачу именного

разрешения рыболова в размере 200 руб-

лей и установления ставок сбора за каж-

дый объект водных биоресурсов (от 35

рублей до 200 рублей за штуку).

Автор, как и большинство любителей,

ждал принятия специального закона о

любительской рыбалке в 2012 году. Но уж

если не принятыми до конца года оказа-

лись еще более значимые для всех проек-

ты законов (к примеру, новая редакция

Гражданского кодекса), то удивляться

нечему.

Хочется верить, что закон о любитель-

ской рыбалке все же будет принят, а ожи-

дания любителей и прочих заинтересо-

ванных граждан не будут напрасными.

ПРОЕКТ

ГОТОВ,

А ЧТО В НЁМ

НОВОГО?

Действующее

законодательство

о любительской

рыбалке

Федеральный закон № 166-ФЗ «О

рыболовстве и сохранении водных

биологических ресурсов» был при-

нят 20.12.2004 года (далее –

ФЗ-166).

ФЗ-166 рег улирует ведение

различных видов рыболовства, в

том числе любительского и спор-

тивного.

Любительское и спортивное

рыболовство в соответствии с пунк-

том 6 части 1 статьи 16 ФЗ-166

отнесено к видам рыболовства.

Определение любительского и

спортивного рыболовства, как

деятельности по добыче (вылову)

водных биоресурсов в целях лично-

го потребления и в рекреационных

целях, дано в пункте 16 статьи 1

ФЗ-166.

Статья 24 ФЗ-166 устанавливает

общие правоотношения при осу-

ществлении любительского и спор-

тивного рыболовства гражданами.

В частности, здесь установлено,

что граждане вправе осуществлять

любительское и спортивное рыбо-

ловство на водных объектах общего

пользования свободно и бесплатно,

если иное не предусмотрено зако-

ном о рыболовстве (часть 1), а в

прудах, обводненных карьерах,

находящихся в собственности граж-

дан или юридических лиц, осущест-

вляется с согласия их собственника

(часть 3).

Сказано здесь и о том, что огра-

ничения любительского и спортив-

ного рыболовства могут устанавли-

ваться в соответствии со статьей 26

ФЗ-166.

На рыбопромысловых участках,

предоставленных

юридическим

лицам и индивидуальным предпри-

нимателям для организации люби-

тельского и спортивного рыболовс-

тва на основании договоров, пре-

дусмотренных статьей 33.3 ФЗ-166,

любительское и спортивное рыбо-

ловство осуществляется граждана-

ми при наличии путевки (документа,

подтверждающего заключение дого-

вора возмездного оказания услуг в

области любительского и спортив-

ного рыболовства) (часть 5 статьи

24 ФЗ-166).

Услуги в области любительского

и спортивного рыболовства оказы-

ваются на основании договоров воз-

мездного оказания услуг в соответс-

твии с гражданским законодательс-

твом (часть 5.1).

Туристская деятельность, при

осуществлении которой в турист-

ский продукт включаются услуги в

области любительского и спор-

тивного рыболовства, осущест-

вляется в соответствии с ФЗ-166

и ФЗ «Об основах туристской

деятельности в Российской Феде-

рации» (часть 5.2).

Юридические лица и индивиду-

альные предприниматели, указан-

ные в части 5 статьи 24, создают

инфраструктуру, необходимую для

организации любительского и спор-

тивного рыболовства (часть 5.3).

При утверждении органом испол-

нительной власти субъекта Российс-

кой Федерации перечня рыбопро-

мысловых участков, установленного

статьей 18 ФЗ-166, необходимо

обеспечить предусмотренные час-

тью 1 статьи 24 ФЗ-166 права граж-

дан (часть 7статьи 24 ФЗ-166).

Возможность свободного и бес-

платного любительского и спортив-

ного рыболовства предусмотрена и

в бассейновых Правилах рыболовс-

тва, но только разрешенными ору-

диями промысла, в разрешенных

местах, в разрешенное для рыбалки

время.

Вячеслав МИХАЙЛОВ, юрист, фото Анатолия МАИЛКОВА

9-16.indd 7

14.01.2013 15:23:47