РОССИЙСКАЯ ОХОТНИЧЬЯ ГАЗЕТА
№43 (951) 17 – 23ОКТЯБРЯ 2012 ГОДА
\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\
8
ОХОТНИЧИЙ ОБИХОД
До переворота 1917 года строительством
дорог занималось земство. Понятно,
что в те времена, когда люди передвигались
на гужевом транспорте, особого покрытия
не требовалось. Достаточно было сделать
насыпь и поддерживать дорогу
в нормальном состоянии. И деньги на это
у земств были. Их бюджет был равен
половине бюджета Российской империи.
В моей родной деревне, перед октябрем
1917 года была построена дорога, которая
и по сей день еще прослеживается в лесу.
Н
адо признать, что и в советские време-
на за дорогами в лесу следили: их рас-
чищали от валежника, иногда проходил
бульдозер и ровнял их. Этим занима-
лись в первую очередь лесники, а затем
и колхозы, если им эти дороги были необхо-
димы. Сегодня за лесными дорогами никто не
смотрит.
Как же передвигаться по дорогам без покры-
тия? Мне скажут, что сейчас в продаже доста-
точно техники повышенной проходимости. Это
верно. Достаточно сходить на любую выставку,
скажем на ВВЦ, и увидеть огромное количество
техники, способной преодолевать бездорожье.
И ее можно купить!
Но, приезжая в угодья, на охотбазы, к друзь-
ям, мы видим различные конструкции, которые
не выпускаются нашей промышленностью.
Механизмы эти созданы на базе автомобилей
(самая популярная база для создания подобно-
го транспорта – УАЗ), тракторов и других само-
движущихся средств. Попадаются весьма ори-
гинальные конструкции. Оно и понятно, народ
наш весьма рукастый, головастый и готов к
творчеству.
Насколько необходима подобная техника в
современных условиях? При ведении охотничь-
его хозяйства нужно доставлять клиентов к
месту проведения охоты, рыбалки, вывозить
трофей, подвозить подкормку и многое, многое
другое. Современный охотник, рыбак да и гриб-
ник хотят сократить время пребывания в дороге
к месту охоты, рыбалки и сбору ягод и грибов.
И не только потому, что они ленивы. Время,
время поджимает! Ну вот, например, на осенней
охоте я знаю водоемы, в которых может быть
утка. Если обходить их пешком, то этот маршрут
составит 15 км – т.е. минимум четыре часа. А
если на автомобиле – около часа или чуть
более. Или поход за грибами. Я знаю несколько
мест, где есть грибы. Находятся они достаточно
далеко от населенного пункта, да и друг от друга
на приличном расстоянии. За день их не обой-
дешь. А вот с использованием техники повы-
шенной проходимости можно. И грибы на себе
несколько километров тащить не надо.
Рыбалка... В детстве кусками алюминиевой
проволоки я привязывал к раме велосипеда
двух- трехколенную бамбуковую удочку, в кар-
ман клал полиэтиленовый пакет, на багажник
пристраивал банку с червями и катил с друзья-
ми за три-четыре километра ловить рыбу. Эх
молодость, молодость! Сейчас же, кроме удоч-
ки, есть много необходимых вещей, которые
надо взять с собой на рыбалку. И как это все
нести?
Короче: внедорожная техника в сельской
местности крайне необходима. При этом эта
техника используется вне дорог общего пользо-
вания, т.е. нет необходимости ее регистриро-
вать: в лесу ГИБДД нет.
Решена ли эта проблема у нас? Кажется, что
решена. Существует масса внедорожной техни-
ки. Тут тебе и квадроциклы, и автомобили
повышенной проходимости, и многоколесная
техника. Но вот возникает вопрос: а почему
люди начинают что-то придумывать, когда
можно купить? Купить-то можно, но как? Сред-
няя зарплата в РФ 760 $, в Германии – 3900 $, в
США – 4100 $. Цена автомобиля УАЗ Hunter с
завода – 395 000 рублей (в долларах это около
12 тысяч). ВАЗ-2121 стоит от 365 000 с завода.
Ну и сколько нужно копить человеку со средней
зарплатой? При этом не пить, не есть. Выходит,
это не так доступно, как кажется. С другой сто-
роны, можно сказать, что автомобиль ЗАЗ-965
в 1961 году стоил 1800 рублей, а средняя
зарплата была в тот год 81,3 руб. Т.е. необходи-
мо было копить 20 месяцев. Но не надо забы-
вать, что в те времена разрыв между верхней и
нижней планками зарплаты не был так велик, а
рубль был очень твердой валютой, которая
почти не была подвержена инфляции, а это
позволяло копить спокойно, не беспокоясь, что
накопления обесценятся. Да, были очереди и
прочее. Теперь сельский житель, небогатый
охотник, грибник или рыбак и рады бы приоб-
рести подобную технику, да денег нет. Что же
есть подешевле?
Я не буду брать экзотические многоколесные
либо гусеничные транспортные средства даже
отечественного производства – они стоят не
менее 10 000 $. Но вот есть квадроциклы... При
этом, если брать более или менее серьезные
машины японского или другого заграничного
производства, то тут цены близки к 10 000 $. А
есть ли отечественные квадроциклы, доступные
по цене? Есть. Например, завод имени Дегтяре-
ва выпускает ЗИД-200 4-ШП «Тарпан». Про-
стенько, но проходимо. И стоит это чудо нашей
мысли от 80 300 рублей, без учета доставки.
Фирма Stels производит квадроциклы стоимос-
тью от 150 000 рублей.
Так что же можно прикупить, чтоб было
недорого, но проходимо?
Например, новый класс мотовездеходов
UTV. Это такой миниатюрный грузовичок с
небольшим двигателем, повышенной проходи-
мости. Нужная машина? Весьма. Грузоподъем-
ность у нее около 500 кг, да еще прицеп можно
использовать. Значит, и корма на площадку
можно довезти, и трофей вывезти, и охотника
на место доставить. А для имеющего дом в
деревне это возможность вывезти из леса
валежник, который никто не собирает, привезти
навоз, если он где-то еще есть. Ну и, естествен-
но, проехать к месту рыбалки, охоты, за гриба-
ми. Сколькоже стоит подобныйаппарат?Фирма
Stels предлагает подобное транспортное средс-
тво с 500-кубовым двигателем, полным приво-
дом, самосвальным кузовом, электрической
лебедкой и т.д. За 280 000 руб. Доставка бес-
платно. Дороговато? Абсолютно согласен:
слишком дорого. Что же делать?
На сегодняшний день выход один: техни-
ка б/у. Какой-нибудь автохлам можно купить
за 15–50 тыс. руб. и попытаться его реани-
мировать. Так и делают. А другого выхода
нет. Пока.
Понятно, что необходимость в недорогой про-
ходимой технике есть. Яркий пример народного
автомобиля повышенной проходимости – ЛуАЗ-
969М. Простая, дешевая машина. В 1967 году
ЛуАЗ-969 стоил 1700 рублей при средней зарпла-
те в 100 рублей. Эта техника не была лишена
недостатков, но главным было качество – за свои
деньги. Это была хорошая машина. Подобная
техника необходима и сейчас.
Понятно, что желательно, чтобы государство
поддержало отечественного производителя
подобной техники. Это могут быть льготные
кредиты, налоговые льготы и другое. А к произ-
водителям хотелось бы обратится с просьбой
как можно более удешевить подобную технику:
убрать, к примеру, все лишнее, все же осталь-
ное можно будет докупить отдельно.
Подобная техника необходима не только
охотникам, рыболовам и грибникам, но и на
селе. В США после Второй мировой войныфер-
мерам раздавали мотоциклы «Харлей» для
сельскохозяйственных работ. У нас раздавать
нечего, но можно наладить выпуск UTV транс-
порта или простейших машин типа ЛуАЗ по
минимальной цене. Где это можно сделать? На
том же заводе имени Дегтярева.
ТРАНСПОРТ
ДЛЯ
ОХОТНИКА
Игорь СУСЛОВ, фото автора
1-8.indd 8
15.10.2012 16:03:38