Изображение Технику безопасности читают редко
Изображение Технику безопасности читают редко

Технику безопасности читают редко

Такая главка, как правило, есть во всех охотничьих справочниках. Внимательно её читают немногие. Я тоже не особенно вчитывался в благие предупреждения. Но за много лет охоты со мной приключилось почти всё, о чем предупреждали авторы охотничьих книг, и я понял: о безопасности надо писать, надо предупредить охотников о возможной беде. Охота — увлечение не простое, сложное и опасное. Очень надеюсь, что мои советы кому-то пригодятся.

Постараюсь избежать банальностей. Ну, например, неумеренные возлияния на охоте. Тут можно многое пропагандировать и, скорее всего, без успеха. Но главное всё же скажу: если мера будет соблюдена, то тогда всё в порядке.

Не будет меры — не будет охоты, а будет бестолковая и некрасивая попойка, весьма небезопасная как для самих участников, так и для окружающих. Так, с банальностями всё.

Тем, кто сам делает патроны, а таких большинство. Тут и экономические соображения толкают на путь самодельщика. Но и идейные, так сказать, имеют место. Свой патрон, действительно, лучше серийного производственного. Правда, качество готовых патронов растет от года к году. Сейчас можно найти почти любой «специализированный» патрон по любой охотничьей задаче.

Завозят в Молдову со всех сторон охотничий припас. Качество боеприпасов, повторюсь, в общем, неплохое, но всё-таки — гарантий никаких. А нужна уверенность — её даст только свой патрон. Обидно и несолидно на серьёзной охоте, где и требуется всего с десяток патронов, упустить дичь из-за плохого, а вернее, «среднего» патрона.

Опытный охотник, делая свой, отработанный годами патрон, добивается от него максимально возможных показателей и по охотничьей задаче. А они разные. На бекаса концентраторы нужны, как венок из фиалок на голову охотника.

Читайте материал "Памятка участникам загонных охот"

Самое опасное в этом «самогонном» деле — засыпать две мерки пороха в один патрон. Это бывает по невнимательности, случайно. Ох, боритесь с этим недоразумением! Если двойной заряд «Сокола» ружьё ещё выдержит, то двойной «Барс», «Сильвер», «Крук» обязательно разорвет ружьё — это точно, так сказать, имели место прецеденты, и не редко. С разорванными стволами самому остаться целым не у всех получается, очень должно повезти.

Конечно, делать патрон надо уметь. Без многолетнего опыта можно наломать дров, а вернее, лишиться своего драгоценного здоровья. Начинающим один совет: придерживайтесь инструкции. Старым волкам — всё хорошо в меру. Я сам люблю «крепкие» заряды, но их надо уметь делать. Тут требуется понимание пороха и комплектующих к патрону.

Например, к своей пятизарядке я делаю патрон с 38-39 г дроби. Это много, это почти семимагнум. Многие захотят такого — не у всех получится. «Быстрый, острый» порох категорически здесь неприемлем. «Сокол», с натяжкой, подойдет.

Войлочные пыжи категорически к такому патрону не идут: жесткие, а нужны сильно амортизирующие контейнеры, да еще с крахмальчиком. Да массу пороха еще отработать надо. Про изготовление домашнего хорошего патрона книги пишут — не этой статьи задача. Главное поймите: не умеешь, не понимаешь, нет навыка — покупай готовые патроны, запасная жизнь к человеку Богом не предусмотрена.

Те, кто используют многократно стрелянные полиэтиленовые гильзы, будьте готовы после каждого выстрела продувать и просматривать стволы. Очень редко, но бывает, что донце гильзы вылетает вслед за снарядом и застревает в чоке — это гарантированный разрыв ствола при следующем выстреле. Так что «дуйте».

А кто не верит: даю слово — у меня был такой случай. Спас меня и ружье чисто случайный взгляд в ствол после выстрела — повезло. «Автоматчикам» остается или молиться, или использовать только суперкачественные гильзы.

Будьте внимательны при необычном выстреле (слабый, затяжной, не-полный) — вполне могут остаться пыжи в стволе, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Очень опасна суета. А именно: как-то, гоняясь за подранком, я, в общем-то, многоопытный товарищ, поскользнулся, упал в снег, но бодро вскочил и уж почти нажал на курок, готовясь дострелить чертового подранка утки, — но Бог миловал: мелькнула мысль, что стволы-то забиты, поди, снегом? Глянул — нехорошо стало: забиты, да еще намертво.

Думаю, лежать бы мне рядом с уткой — Бог миловал. Но лучше обойтись без Бога, а своей головой, и не суетиться, делать всё по уму. Не забивайте, братья-охотники, стволы ружья ничем, ни снегом, ни грязью, случайно чиркнув стволами по земле — здоровее будете.

Читайте материал "Об осторожности на охоте"

Сам я не являюсь «нарезным» охотником, и планов им стать нет, но в Молдове количество владельцев карабинов и винтовок растет не по дням, а по часам Нужны ли эти темпы — вопрос спорный. Но вот чего мне точно не хочется, так это быть ближе к ним, чем на 2-3 км: с нашей охотничьей дисциплиной, сами понимаете.

А если серьёзно, счастливым, крутым охотникам с нарезной многозарядной «Сайгой» в руках надо помнить, как Отче Наш, что их серьёзность и понимание стрелковой ситуации — залог здоровья соседа по охоте и не по охоте, иногда в километре от события.

Раз мы произнесли слова «стрелковая ситуация», то очень серьёзно продолжим. Вся охота — это сплошная стрелковая ситуация. И дробью вполне успешно, хоть это, вроде бы, и несерьезная дробь, можно отправить на тот свет человека: охотника, не охотника — не важно, а самому сесть в тюрьму. Чтоб не было сих неприятностей, требуется только одно — знать куда стреляешь, а иногда лучше и не стрелять.

Изображение Спуск взведенных курков надо делать правильно, даже будучи без сознания, и, разумеется, чтобы стволы никогда не смотрели в живот соседу. Фото: Fotolia.com
Спуск взведенных курков надо делать правильно, даже будучи без сознания, и, разумеется, чтобы стволы никогда не смотрели в живот соседу. Фото: Fotolia.com 

На все случаи жизни не предостережешь, но — охота в камышах: очень опасна, так как ограничено поле зрения. Охота загонами — очень опасна: так и стремятся положить друг дружку заместо кабана. Охота на засидке: и утка тебя не видит, и ярый «ходовой» охотник.

Очень опасны друг другу «горячие», вернее «согретые» охотники на привале и в машине. Все ситуации нет смысла и перечислять: все может случиться, и в любой ситуации, Так вот, чтобы не произошла трагедия, требуется (я долго думал об этом) только одно — ответственное отношение к охоте. Никакой легкомысленности, никакого дилетантизма — и всё будет в порядке!

Как ни банально, но я просто обязан предупредить охотников с детьми в доме: всё должно быть под замком! Я очень хорошо помню себя пацаном и хорошо помню, что вытворял с порохом и патронами отца.

Отдельно, и к сожалению, надо напомнить, в какое время мы живем. Ночью, уходя в поле, выбираясь из города по темным улицам, я вешаю на ремень страшного вида тесак. Так сказать, решил живым не даваться. Очень может быть, что найдутся желающие взять вас на гоп-стоп. Ружьё — большой соблазн для шпаны. Учтите это.

Берегите себя, любимого, в поле. Не заблудитесь, не утоните, не отравитесь водой из колодца (было это со мной — не выдумываю), не оставьте детей сиротами. Жалейте любимое ружьё; раз так упал с самым лучшим своим ружьём , что его ремонт чуть не встал в цену при его покупке.

Помните: есть такая болезнь — бешенство, гарантированный «тот свет» А не помните — прочитайте. О нем, бешенстве, и по радио не раз вещали. Для Молдовы актуальная тема. Единственный практический совет: что-то произошло подозрительное при контакте с животным, бегите и очень быстро к врачу — будет шанс дожить до старости.

Читайте материал "Как не испортить коллективную охоту"

Да, чуть не забыл. Владельцам внешнекурковых ружей надо до автоматизма довести манипуляции с ружьём. Чуть не забыл, — так как курковок осталось мало и вышли они из моды. А зря. Ружья крепкие, надежные, по бою хорошие, простые. Я сам остановился, при долгом переборе ружей, на курковке и очень доволен.

А главное, на своём опыте убедился, что курковка очень специфична в обращении. На моих глазах старый охотник, разряжая своё ружьё с внешними курками, чуть не пристрелил приятеля. Поэтому владельцам этого почти антиквариата надо быть очень осторожными, особенно в компаниях.

Спуск взведенных курков надо делать правильно, даже будучи без сознания, и, разумеется, чтобы стволы никогда не смотрели в живот соседу. У кого несколько ружей, при смене «инструмента» не грех и потренироваться в манипуляциях перед охотой: стрельба будет успешней, и в тюрьму не сядете за неосторожное убийство.

Круто излагаю, но — в жизни и покруче бывает. Не теряйте бдительности и осторожности: оружие не игрушка, надо им владеть в совершенстве.

Не стану злоупотреблять терпением читателя, брата-охотника, отброшу менторский тон и просто напоследок скажу и попрошу: помните, охота, даже «прилизанная» цивилизацией, — это экстремальное времяпрепровождение; что может случиться, нам не дано предугадать, поэтому относиться к ней надо серьёзно и почтительно, дабы не омрачать это благороднейшее занятие глупостями, они могут дорого встать охотнику.

Теперь я всегда, когда попадется материал по охотничьей технике безопасности, с интересом его читаю и анализирую. Советую это делать всем. Наверняка, у каждого охотника в памяти свои ЧП, и можно продолжать эту статью до бесконечности, но не надо: волков бояться — в лес не ходить.

Ho береженого Бог бережет!

Что еще почитать