Охоту подросткам

Изображение Охоту подросткам
Изображение Охоту подросткам

Много сейчас пишут о культуре охоты. Но, как гласит восточная мудрость: «Сколько неговори, халва, халва – во рту слаще не станет». Сколько мы не говорим, культура охоты, культура охоты – она не появляется. Также весной бродят охотники по лугам и полям, хотя ходовая охота запрещена. Так же палят за полкилометра по пролетающим стаям гусей. Наши законодатели считают, что с 18 лет человек становится взрослым. Ему можно выпить, доверить автомобиль, оружие. В Америке до 21 года запрещают употреблять спиртные напитки. Почему-то из зарубежного опыта мы берем худшее, желая при этом лучшего.

Настоящее ружье у меня появилось довольно рано, в 14 лет. Это была одностволка с продольно скользящим затвором 28-го калибра, которая имела два недостатка:

– стреляла только после 3–5 осечек;

– стреляную гильзу приходилось вышибать специально отлитым из свинца цилиндром.

Несмотря на это, ружье было предметом зависти одноклассников. Мои ровесники, родившиеся в 50-х годах, поймут мою тогдашнюю радость и гордость. Понятно, что в 14 лет ружье в собственности имел далеко не каждый. Но практически каждый деревенский мальчишка до 16 лет хоть раз да был на охоте. Это было чем-то само собой разумеющимся. С 14 лет я раза два в год бывал в областном центре, закупая на скопленные правдами и неправдами несколько рублей дробь в магазинах спортивных товаров к охотничьему сезону (дробь стоила 90 коп. за 1 кг).

Но наиболее значимым для меня событием было посещение охотничьего магазина, располагавшегося на тихой улочке недалеко от гостиницы «Центральной». Магазинчик был маленький, справа от входа находился охотничий отдел, слева рыболовный. Народу всегда было много, обсуждали так радовавшие мое сердце охотничьи проблемы. Кто и какое ружье купил, почем, и как оно бьет, кто и куда собирается на открытие сезона.

Ружей на прилавке было много как новых, так и комиссионных. Ружья сдавали на комиссию, покупали, собирали, разбирали, вскидывали к плечу. «Знатоки» давали советы молодым охотникам, какое ружье приобрести, в надежде, что при «обмывке» покупки и им плеснут стаканчик. Потолкавшись с часок у прилавка, я, впитавший в себя эту ни с чем не сравнимую атмосферу преддверия открытия летне-осеннего сезона, летел как на крыльях на железнодорожный вокзал, чтобы после 40 минутной езды в душной, всегда переполненной электричке сойти на станции и войти в лес, ставший уже родным. До дома было девять километров, из них шесть по лесу.

Большинству нынешних мальчишек это чувство восторга перед началом охоты, наверное, будет непонятно. У них сейчас другие интересы. Да и участие несовершеннолетнего в охоте чревато для взрослого охотника неприятностями.

В № 8 за 1978 год в журнале «Сельская молодежь» была опубликована статья Эрнста Маркина «Мужество и нетерпение», где рассказывалось о дружинах студентов, борющихся с браконьерами. В статье, в основном, речь шла о двух выпускниках КСХИ Николае Краеве и Юрие Касаткине. Николай Краев провел социологическое исследование и выяснил, что в возрасте до 18 лет начали охотиться 40% охотников, живущих в сельской местности, 43% городских, 48 – поселковых. 80% ребят начинали охотиться с 15–16 лет.

Затем небольшая часть узаконивала свое увлечение, вступив в охотобщество, но большинство становились браконьерами. По данным Юрия Касаткина, в Камском сельском совете из 317 охотников только 23% имели охотничьи билеты. В итоге оба охотоведа приходят к единодушному мнению: принимать в общество охотников нужно с 16 лет, а с 14 лет разрешать охотиться под наблюдением взрослых. По их мнению, в возрасте14–16 лет ребята наиболее восприимчивы для правильного экологического воспитания.

Изображение фото: Семина Михаила
фото: Семина Михаила 

В № 1 за 1992 год журнала «Природа и охота», опубликована статья С. Бутурлина «Об охоте малолетних», перепечатанная из журнала «Охотник», № 4 за 1925 год. В ней наш известный русский охотовед ратует за как можно более раннее привлечение молодых людей к охоте и оружию. Он, в частности, пишет : « ...Я утверждаю вполне определенно на основании свыше 40-летнего опыта: все действительно хорошие стрелки и охотники, которых я встречал, начинали стрелять с 6,7,8 лет и не старше 10–12. Из лиц, начинавших охотиться в 18–20 лет, а таких я знал немало, я не встречал ни одного хорошего стрелка».

Много сейчас пишут о культуре охоты. Но, как гласит восточная мудрость: «Сколько неговори, халва, халва – во рту слаще не станет». Сколько мы не говорим, культура охоты, культура охоты – она не появляется. Также весной бродят охотники по лугам и полям, хотя ходовая охота запрещена. Так же палят за полкилометра по пролетающим стаям гусей. Наши законодатели считают, что с 18 лет человек становится взрослым. Ему можно выпить, доверить автомобиль, оружие. В Америке до 21 года запрещают употреблять спиртные напитки. Почему-то из зарубежного опыта мы берем худшее, желая при этом лучшего.

Почему бы нам не перенять у американцев положительный, на мой взгляд, опыт, привлечения к охоте молодых людей, начиная с 12-летнего возраста?

Сейчас любой молодой человек, достигнув восемнадцатилетнего возраста, без особых проблем, может стать охотником. Были бы деньги. Никаких экзаменов, испытательного срока. В результате стрельба по всему живому в пределах видимости. Какая культура охоты? У кого и чему он научится?

Давно, Владимир Познер, в передаче «Времена» сообщил, что по количеству насильственных смертей Россия занимает в мире «почетное» 3-е место, после Эквадора и Колумбии. Первое место в ряду орудий убийства у нас твердо занимает КУХОННЫЙ НОЖ, на втором месте – ПУСТАЯ СТЕКЛЯННАЯ БУТЫЛКА, на каком месте охотничье ружье он не сказал, но, думаю, даже не в первой десятке.

Преступность среди несовершеннолетних растет. В немалой степени этому способствуют американские боевики, компьютерные «стрелялки».

Насмотревшись кровавых триллеров, молодежь сама стремится испытать острые ощущения. Но законодательной власти, похоже, нет дела до малолетних преступников. Но, вот беда, из малолетних они скоро превратятся во взрослых. Ребят надо чем-то увлечь, отвлечь от массового насилия, кровавой рекой текущего с экранов телевизоров и мониторов.

Прививать любовь к природе, правильной культурной охоте. Американцы это поняли. Интересно, когда это поймем мы?