Изображение Будоражащий  запах весеннего селезня
Изображение Будоражащий  запах весеннего селезня

Будоражащий запах весеннего селезня

В конце первого класса, весной 1963г, я в нетерпении ждал открытия охоты. Доставшееся после смерти деда, в январе того же года, одноствольная курковка ИЖ-5 24 калибра, была уже мной успешно испытана по сорокам, и, менее успешно - на заячьей охоте.

На той охоте отец добыл беляка, а я...стрелял, как безумный, сгоряча едва успевая перезаряжать длинное, не по росту ружье, но в бегущих «косых» попасть не смог. Зато запах сгоревшего дымаря, сизой струйкой вившийся из патронника, с той поры для меня приятнее всех других, и будоражит мою душу...

Наконец-то появились дикие утки, хотя речки и ручьи едва вскрылись наполовину. Вечно занятый отец, видно дольше уже не мог терпеть моего нытья, и в одно из воскресений, едва забрезжил рассвет, мы были на деревенском пруду. Я, как полноправный участник охоты, волок длиннющую одностволку. Мою детскую телогрейку опоясывал старинный патронташ с пряжкой в виде двуглавого (дореволюционного) орла.

Изображение фото автора
фото автора 

Мы ползли с отцом старательно, благо утром небольшой мороз сковал оставшийся снег, и он нас держал. От азарта я учащенно сопел, и отец пару раз мне делал замечания. Когда до селезней оставалось метров 60, сзади раздался голос деревенской бабки Матрены:
- А чё это вы тут ползете? На уток чё-ли охотитесь?

От неожиданности я вскочил, да и селезни взлетели. От злости я готов был разорвать бабку, которая рано утром искала не пришедших вечером своих домашних уток. Ругнувшись на неё, отец, закинув курковую двустволку ТОЗ-БМ 16к, направился на другой прудок, в полукилометре от первого. Я со слезами на глазах последовал за ним.

Тот, второй пруд, был значительно меньше, и находился недалеко от колхозной конюшни (конного двора). Понятно, что там уток беспокоили чаще. Однако, они тут постоянно присаживались.

Усадив меня у самой широкой части разлива, отец пошел выше по течению, где было только русло ручья, метра четыре шириной. Сжимая побелевшими пальцами ружьё, я молил бога, чтобы утки прилетели ко мне. Но уже вставало солнце, и уток не предвиделось.

Проклиная бабку Матрену, я неожиданно услышал выстрел со стороны отца. А затем и его крик о том, чтобы я шел к нему. Пойдя метров 100, я увидел отца на другой стороне ручья. Он показывал на воду. Там медленным течением сносило в пруд громадного крякового селезня.

Самое главное, он был у моего берега, и его потихоньку тянуло под истонченную кромку льда. Позабыв все на свете, я ринулся к селезню, через снег и ветки ивы, не слушая отца, чтобы я был осторожнее. Какая там осторожность! Селезень, настоящий селезень с зеленой головой и дымчатым струйчатым рисунком, мог попасть под кромку льда! Никакой домашний селезень не шел в сравнение с дичью!

Встав на кромку льда, я кое-как дотянулся двумя пальцами до "косички"-завитушки хвоста. Хрясь!... Лед подо мной обломился, и я весь скрылся под водой!

Плавать я умел с шести лет, но сейчас я был в теплой одежде, сапогах, да и вода ледяная! Кое-как добултыхавшись до отца, я с плачем вылез на лед с его стороны, в руках у меня был селезень, а вот ружья не было, я его утопил. Как можно быстрее мы прошли метров 100 и оказались в "офисе" конюхов.

Изображение фото автора
фото автора 

Избушка была довольно большой, но не очень теплой. Быстро отжав мою одежду, отец посадил меня на русскую печь, которой обогревалась избушка. Побелевший, он, вероятно, прикинул, ЧТО могло бы быть...

Помочь в воде мне он не смог бы - у него не было левой ноги, потерял на фронте... а протез, скорее, был лишней тяжестью...Оставив меня с конюхами, он, взяв длинную кочергу, пошел "блеснить" моё ружьё...и ведь вытащил за ремень!

Потом мы долго сушили одежду, заранее, как два благородных жулика, договорившись о том, что не скажем матери об этом приключении. А я все нюхал селезня, прижав его к лицу. И этот запах одурманивал меня, отодвигая на второй план весеннее купание, и волнуя меня больше всего на свете!

И, потом, по дороге домой, я нес его сам, причем не за ноги или шею, а прижимая к себе, ощущая исходящий от него запах. И не хотел, чтобы мы дошли быстро, все хотел продлить эти волшебный минуты....

Изображение фото автора
фото автора 

Только не знали мы с отцом того, что колхозники, приходящие за лошадьми, давно уже рассказали матери, что мы "утонули", благо мать выдавала им со склада фураж для коров, и что мы были посрамлены дважды - когда попались на вранье, и когда получали "по полной"...

Но запах весеннего изумрудного селезня помню до сих пор...

 

P.S. Дополнение от автора от 22 марта 2012 года:

Наконец-то выкроил время рано утром, что-то полоса напряженная пошла... Всем спасибо за обсуждение! Теперь по некоторым вопросам: Ружье на фото действительно не то, тут временной разрыв в 6 лет, кажется. Но первое было ИЖ-5, цевье отрывалось ударом ладони сверху (теперь-то я разбираьсь в ружьях). Чтобы не повторяться, просто копию одного письма приведу по этому поводу (я много с кем переписываюсь).

...Фото именно тех годов нет - фотографировать некому было и нечем. Когда в деревню приезжал подслеповатый фотограф дядя Вася, то у нас у всех был праздник. Черно-белые в статичной позе фотки нас устраивали, стоили 72 копейки (дневной заработок кохозника, только что отошедших от трудодней).

А фото в полушубке - это уже в неполных 13 лет, и сделаны при охоте на току. Там уже и ружье одноствольное не то, взятое у одногодка брата. Кстати, брат только что пришел со службы на флоте (подводник), когда еще служили по 4 года (!).

И фотографировали мы фотоаппаратом "Чайка 2", который брат Анатолий привез со службы. У всех фотоаппаратов было по 36 кадров на пленке, а у этого - 72 (мельче, но зато какя экономия!). Кстати, о ружье ИЖ-5, с которым я начинал охотиться. У него сломалась пружина боевая, и надо было как-то решать проблему.

Заметив, что курок все-таки ставится на боевой взвод, я решил проблему просто.....Сейчас бы и не сообразил, только пытливый пацанячий ум до этого додумался: я привязал к передней антабке полоску из резины от автомобильной камеры (кольцом, за 2 конца). И опутным путем подобрал ее длину. Поскольку ружье- курковое, заряжал его и накидывал (с усилием, как на арбалете) на курок резиновую петлю. А затем, курок взводился, становился на боевой взвод.... и можно было стрелять!

Только при перезаряде нужно было скидывать петлю.... Вот это примерно в то время, когда сделаны фото в полушубке. Почему отец не помог?...К тому времени его уже с полгорда не было в живых, умер в 45 лет о рака желудка...

Вот так это было. Кстати, фото после первой охоты все-таки есть, меня переодели в пальто (!). Так получилось, что фотограф приехал тут вскорости....А стрелял я на первой охоте так, как мог - засунув приклад под мышку... Кто не верит - проверьте, можно и так целиться.

А у ИЖ-5 вертикальный пОгиб большой, там еще удобнее. Хотя до этого, по сорокам стрелял как подобает - но там время было пристроиться...

Овчарка Найда была охотницей, искала все - от косача до лисы. Теперь о вопросах доверия маленьким сыновьям ружей. Прошло полвека. Выросло, наверное, три поколения новых с ДРУГИМИ ир видом и содержанием. Не планировал, наверное, отец в таком возрасте приобщать меня конкретно к охоте, но смерть деда и появление другого ружья, я думаю, подтолкнули его.

И почему бы не доверить было? Они работали с матерью допоздна, и со скотиной управлялся днем сам - вел корову и телку на речка попоить. Там ведрами из проруби доставал воду, много раз...ведь по полному ведру не получалось. Затем не на коромысле по-пол ведра домой.

Пили мы из речки тоже. А потом еще раз сходишь. И, надергав крючком сена из стога, даешь всем, и овцам тоже. Приходилось и растапливать печку (не ту, рускую) и ставить вариться мелкую картошку свиньям. Это когда уж родители совсем поздно приходили. Это я к вопросу ответственности. А летом, до этого, возишь на лошади копны. И каждый вечер едешь на лошади отца на конюшню, там сдаешь конюхам, и с уздечкой идешь доиой. А лошадь неоседланная, того и гляди, свалишься..

И к ЭТОМУ относишься ОТВЕТСТВЕННО. И до того, как взял в руки ружье с целью охоты (стрельбы) уже знаешь, как зарядить патроны и заряжаешь их старшим братьям? И с мелкашки постреляешь, иногда по пачке в день? И отец, фронтовик, воевавший по сталинградом, и оставивиший там ногу в 19 лет...и видевший многократно смерть товарищей, я думаю, понимал все это. ТАК БЫЛО...

Я думаю, что кое-кого разачарую - ведь и я пошел по его пути. Если старшая дочь не думала даже про охоту, то средняя, как хвост со мной ездила, и охотилась (сын еще тогда только родился.)

Изображение фото автора
фото автора 

И сын тоже, когда подрос со мной ездил, только фото тех лет куда-то подевались...И внук 6-летний был со мной на охоте в ноябре 2011г.

Можно по этому поводу говорить что угодно, а я сделал по-своему, пока живой (в 2005 г. перенес 2 инсульта, у меня теперь каждый день за год!). И сам не бросаю охоту, понемногу охочусь.....Напоследок, фото внука на охоте с 32 калибром:

Изображение фото автора
фото автора 
Изображение фото автора
фото автора 

Осень 2011г. 24-х летний сын Михаил стоит на том самом месте, где в 13-летнем возрасте взял первого в своей жизни беляка из ИЖ-18Е-32кал. Сейчас в его руках МЦ-21-12. Вокруг туман...

 

Изображение фото автора
фото автора 


 

Что еще почитать