С ПРАЗДНИКОМ, ДОРОГИЕ ЛОШАДНИКИ!

О чем шумим?

  Несколько лет назад на красочном конноспортивном празднике в Битце, демонстрируя несравненных ахалтекинцев, представитель Туркмении с нескрываемой гордостью рассказывал зрителям, как высоко уважение к лошади у него в стране. По его словам, выходило, что нигде и никогда этому животному не уделяют столько внимания, как в Туркмении. Мне очень понравилась та настойчивость, с которой он проповедовал собравшимся на трибунах эту идею. И я ожидал, что кто-нибудь из москвичей-организаторов соревнования, хотя бы в нескольких словах, просветит публику по поводу того, как относились к лошади в России. К сожалению, мои надежды не оправдались. Пользуюсь случаем, чтобы исправить чье-то упущение.

Скажем сразу, что на Руси лошадь почитали ничуть не меньше, чем где-либо. Более того, этому верному помощнику человека посвящен в стране специальный праздник - “День Флора и Лавра”, раннехристианских защитников лошадей, имеющий интереснейшую историю.
“Жития” повествуют, что Флор и Лавр переселились из Византии в Иллирию на Балканах. Правитель Иллирии Лакаон послал братьев-каменотесов на строительство языческого храма. Усердно трудясь, братья и не помышляли служить прославлению языческих богов. Они усердно молились по ночам, прося у Бога наставления, как достойно служить Ему. И Господь услышал их молитвы. Сын местного жреца был ранен в глаз осколком камня. Святые просветили Светом Истины Божьей больного, который после крещения получил полное исцеление. Увидев это чудо, уверовал во Христа и сам жрец. По завершении строительства храма святые Флор и Лавр разрушили идолов, украшавших его внутреннее убранство, и водрузили в нем Святой Крест. Всю ночь собравшиеся в храме молились, и Божий Свет осенил их. Когда Лакаон узнал об этом, то повелел сжечь 300 христиан, в том числе бывшего жреца и его сына. Святые братья Флор и Лавр были брошены в высохший колодец и засыпаны землей. Через много лет их мощи перенесли в Константинополь.
При жизни Флор и Лавр прославились еще и тем, что от самого Архангела Михаила научились мастерски управлять лошадьми. Любопытна одна притча, которую С.Максимов приводит в популярной в прошлом книге “Нечистая, неведомая и крестная сила”: “На второй день третьего Спаса пахал мужик свой пар, чтобы посеять озимую рожь. Лошадь заартачилась и остановилась. Принялся мужик хлестать ее кнутом, а потом стал изо всех сил колотить палкой. Лошадь пала на колени и заржала. Хозяин осыпал ее бранью и пригрозил вспахать на ней целую десятину за один день. На этот сказ откуда ни возьмись два странника с посохами. “За что ты бьешь лошадь? - спрашивают. Ведь ты ответишь за нее Богу: всякая животина на счету у Бога, а лошадь и сама умеет Ему молиться. У вас вот на каждой неделе полагается для отдыха праздник, а у коня твоего в круглый год нет ни единого. Завтра наш день - Флора и Лавра, вот мы и пришли заступиться и посоветовать свести твою лошадь на село к церкви и соседям тоже наказать, если хотят, чтобы лошади их были здоровы и в работе крепки и охотливы. Мы приставлены к лошадям на защиту их. Бог велел нам быть их заступниками и ходатаями перед Ним”.
По сохранившемуся на Руси преданию, с открытием мощей Флора и Лавра прекратился падеж лошадей и началось их почитание как покровителей животных. В XIX веке день Св.Флора и Лавра 31 августа (по новому стилю) праздновался по всей России. Праздник отмечался очень торжественно: лошадей купали, наряжали, кормили овсом и особым хлебом с яйцом в полную сыть. Гривы расчесывали особенно тщательно и вплетали в них яркие ленты. Чтобы не накликать падеж, в этот день их освобождали от работы и не выжигали тавра. Скакунов приводили к церквам или специально построенным деревянным часовням для служения молебна Св.Мученикам и окропления святой водой. После этого в некоторых губерниях устраивались скачки, но даже тогда коней не седлали. Хозяева тоже прихорашивались, пекли пироги и варили пиво. Пекли также особое печенье с изображением копыта и отдавали его священнику. Для женщин делалось на “Флорах” исключение и дозволялось вдоволь выпить пива. Так что это был настоящий праздник, всем приносящий радость.
В старину в правый угол стойла лошади даже вешали иконку. Ведь по народному поверью, из всех домашних животных только лошадь сама Богу молится. Кажется, современные конники постепенно возвращают этот старинный обычай.
Такие ростки возрождения народных обрядов не могут не радовать. К сожалению, они происходят на фоне все более настойчивых попыток некоторых средств массовой информации приучить молодых людей к чужеземным привычкам и ценностям. Недостатки школьного и семейного воспитания помогают этому явлению добиваться успехов. Вот почему “День Флора и Лавра” еще малоизвестен у нас. Зато при этом все знают, что мы живем в “год лошади”. 8 июля можно было бы порадоваться за всех влюбленных, но, оказывается, что это надо делать в день Св.Валентина. В центральных газетах могут забыть совсем, скажем, о Благовещеньи, но дать на целый разворот репортаж о праздновании дня Св.Патрика в Первопрестольной. Подобных примеров можно привести множество, даже не затрагивая печальную ситуацию с загрязнением русского языка иностранными словами-суррогатами.
Чтобы не отвлекаться от темы очерка, хотелось бы напомнить псевдореформаторам отечественной истории и культуры замечательный призыв ныне здравствующего петербургского поэта Н.Рачкова: “Вы Русь не обезрусьте на новом рубеже!”
А вас, дорогие российские лошадники, еще раз с праздником!