В этом году весна, по прогнозам, ожидается затяжная. И хотя уже середина марта прошла, тепло только еще начинает точить ледовый панцирь. Но вот снег уже начал усиленно таять и не за горами то время, когда первые воды талого снега попадут под лед. Произойдет это уже со дня на день, и тогда начнется весенняя рыбалка. На водохранилищах в ожидании этого момента заблаговременно сбросили воду, и теперь во многих местах метровый лед лежит на мелководных поливах вдоль русла.

Ловля со льда в это время существенно отличается от ловли в глухозимье, а значит, имеет ряд особенностей. Особенности ловли связаны с изменением поведения рыб. После сброса воды лещ, плотва и крупный окунь скатились ближе к руслу и только после установления нового стабильного уровня начали выходить к бровкам. На самом русле рыбе делать нечего, здесь нет ни корма, ни кислорода. Во время сброса воды русловое течение вызывало определенное оживление обитателей водоемов, но это время закончилось. Теперь руслового течения почти нет, и корм в виде рачков и нимф начал перемещаться ближе к берегу, а за ним и рыба. Из русла на поливы вышел крупный окунь и уже во всю питается.
ОКУНЬ

Тактика ловли окуня достаточно простая. Найдя верхнюю бровку русла нужно просверлить несколько лунок непосредственно над бровкой и параллельно им несколько лунок ближе к берегу метров на 10-15. Сначала следует попробовать ловить в лунках, не прибегая к прикармливанию, и только в случае, если найдена «рабочая» лунка, в нее не помешает опустить маленькую кормушку с мелким, кормовым мотылем. Окунь сейчас концентрируется в стаи и уже не привередничает, как это было месяц назад. Если стоянка найдена, то окунь неплохо ловится как на мормышку с крупным мотылем, так и на мелкую блесну. Если на первых лунках поклевок не было, нужно перемещаться к берегу, делая лунки буквально через каждые пять метров. Это нужно для того, чтобы найти тот горизонт, на котором кормится рыба сегодня. Рыба меняет этот горизонт буквально каждый день, и там, где хорошо ловилось вчера, сегодня поклевок может не быть вообще. В ранние рассветные часы окунь уже выходит на мель к самому берегу, как бы проверяя, а не пошла ли вода. Замечено, что мелкий окунь под берегом предпочитает места, заросшие травой, а вот крупный, наоборот, выбирает чистые участки. Особенно хороши редко встречающиеся места с камнями на дне.

ПЛОТВА

Нередко бывает и так, что на лунках, просверленных над бровкой, вместо окуня начинает ловиться плотва, но обычно мелкая. Если вас это устраивает, то следует прикормить лунки смесью обезжиренной зимней прикормки «Уникорм» или «Тим файтер» с мелким мотылем. Плотва сейчас привередничает уже меньше и хотя ловится на тонкие аккуратные снасти с использованием в качестве приманки мелкого мотыля, но вот поклевки уже более выраженные и даже резкие.

Некрупная плотва обычно стоит на горизонте между окунем и подлещиком, а более крупная пока определяется, то ли ей держаться глубины ближе к лещу, то ли переместиться ближе к окуню. Так и мечется, если погода плохая и похолодало, то скатывается глубже, а если вышло солнце и давление стабильное, то выходит на поливы.

ПОДЛЕЩИК

Сейчас подлещик еще стоит на нижней бровке русла, но с появлением первой талой воды, идущей через береговые трещины во льду, он моментально переместится на прирусловые поливы с глубиной около 4-5 м. До этого момента клев леща неустойчив и мало прогнозируемый. Связано это с тем, что хотя рыба находится недалеко от русла, она предпочитает держаться не дна, а в толще воды, занимая горизонт в 2-4 м выше дна.

Ловить леща в такой ситуации достаточно сложно, но можно. Если вы собираетесь ловить с применением прикормки, вам придется потратить силы на поиски участка дна в виде бугра или участка с твердым незаиленным дном. Если прикормить лунку, под которой находится заиленный участок, то на улов можно и не надеяться.

Найти участок с твердым дном проще всего, пользуясь эхолотом, но это, как говорится, из пушки по воробьям. Сейчас проточность любого водоема повышенная, и хоть слабое течение, но есть. Поэтому берется очень тонкая снасть с очень мелкой мормышкой. Мормышку с насадкой из крупного мотыля опускают на дно и наблюдают. Если мормышка, достигнув дна, остается на месте, значит дно заиленное. В противном случае, через несколько секунд сторожок постепенно сгибается вниз, и приходится добавлять спуск - мормышка катится. Это то, что нужно. В таком месте можно прикормить, опустив кормушку с мотылем на самое дно, и ждать подхода леща, что обычно происходит ближе к вечеру.

Но можно не ждать и с успехом ловить подлещика по всему водоему. Для этого нужна снасть с «чертиком». «Чертика» можно брать уже покрупнее, длиной 1-1,5 см. Поклевки случаются до 4-5 выше дна. Очень полезно дополнить снасть с «чертиком» или дополнительным крючком с насаженным на него одним крупным мотылем, или черной мушкой. Особенность заключается в том, что крючок (мушка) находятся не выше мормышки, а ниже на 10-20 см. Подлещик на подмосковных водоемах очень любит такую оснастку, особенно весной.

Как только первая вода пойдет под лед, окунь устремляется ближе к берегу, особенно, если он крутой с резким береговым свалом в глубину. Плотва перемещается в эти же места или поднимается выше над дном, что, возможно, связано с тем, что муть от талой воды стелется над дном. Подлещик выходит на поливы, но стоит на них пятнами. Стаи бывают настолько плотными, что можно с одной лунки буквально обловиться, а на расстоянии в 100 м от нее не поймать вообще ничего.

Стаи перемещаются, и поиск леща в это время очень похож на поиск окуня. То есть сверлишь лунку, опускаешь в нее мормышку с мотылем, делаешь пять-шесть медленных проводок с небольшой амплитудой колебания мормышки и сверлишь следующую лунку. Так может продолжаться долго, но если стая найдена, то дальше, как говорится, вопрос техники.

В теплую солнечную погоду во второй половине дня частенько случается так, что и окунь, и плотва, и лещ начинают ловиться из одних и тех же прикормленных на поливе лунок. Причем вся рыба ловится крупная. Такая ловля наиболее характерна для Рузского водохранилища. Я много раз попадал в Палашкино в такую ситуацию, когда кормишь лунки на глубине 5-6 м, обычно на урезе небольшого залива, и до обеда на них ловится некрупный подлещик, а часа в два дня начинают попадаться лещи и крупные окуни.

Несмотря на то, что акватория водохранилищ со сбросом воды резко сокращается, а рыба становится все более активной, искать ее непросто. Нужно понимать, что рыба уже перемещается, и даже прикормка не всегда может удержать ее на месте. Во многом себя оправдывает чисто спортивная практика. Так, например, во время ловли леща, прежде чем проверить следующую прикормленную лунку, следует просверлить еще одну-две и опустить в них немного кормового мотыля, после поимки нескольких рыб и прекращении поклевок следует, не задерживаясь, переходить на следующую кормленую лунку.

Кормить нужно совсем немного, только для того, чтобы активизировать ту рыбу, которая находится поблизости. Так, за рыбалку частенько сверлишь до 30-40 лунок, «снимаешь с них сливки» и замечаешь те из них, где клюет более крупная рыба. А ближе к вечеру на этих лунках есть вероятность поймать и что-нибудь приличное по размеру. Для того, чтобы прикормить такое количество лунок, требуется не более полкило мелкого мотыля.

Когда клев стихнет, полезно на кормленых лунках попробовать половить на «чертика», но уже не у дна, а повыше. Непонятно почему, но к вечеру подлещик поднимается от прикормки, на которой он ловился в течение всего дня, и на мормышку с мотылем перестает обращать внимание, а вот на «чертика» — пожалуйста.

НА ТЕЧЕНИИ

Некоторые особенности существуют и во время ловли на течении, особенно в то время, когда фарватер реки очищается от льда. На самом русле можно эффективно ловить в период после сброса воды и до того момента, как оно очистится от льда. В этот период (классический пример — это низовья реки Шоши) на русле на дне стоит щука, выше нее окунь, а еще выше лещ, который ловится в полводы, как на «черта», так и на мормышку с мотылем. Неплохо ловится и окунь, и подлещик на достаточно крупные мормышки типа «уралки» с бусинкой на цевье крючка. С промывкой русла окунь прижимается к берегу, выбирая при этом мелководные участки на стыке прямого и обратного течений.

Плотва же все время после сброса воды придерживается глубоководной прибрежной зоны. Характерно то, что она практически не заходит в заливы без течения, за исключением очень мелких особей. Приличная по размеру плотва то держится на ровной струе, на глубине 3-4 м, то заходит на границу обратного и прямого течения, ведь именно здесь в турбулентном потоке концентрируется корм в виде мелких рачков и уже поднимающихся со дна нимф. Эту границу легко обнаружить по чистоте воды в лунке. Граница находится там, где кончается чистая прозрачная вода и начинается вода с мутью от талой воды. Но самые лучшие места, в которых концентрируется плотва, находятся на склонах подводных кос. И чем круче склон, тем лучше. Найдя лунку над склоном, можно ловить целый день без всякой прикормки, более того, прикормка просто вредна. На крутом склоне она скатывается глубже и глубже и в конечном итоге полностью уносится течением.

Техника ловли имеет одну очень важную особенность. Нужно подобрать леску и мормышку так, чтобы мормышка находилась на дне, но при отпускании лески она катилась вниз по подводному склону. Отпустив мормышку по склону на расстояние до метра нужно медленно поднимать удильник, чтобы мормышка ползла по дну вверх. Если под лункой плотва есть, то она гарантированно будет брать мормышку, движущуюся таким образом. Очень эффективно ловить в таких местах плотву на мормышку типа «нимфа» с движущимися кембриками на цевье крючка. Более того, в моей практике ( во время ловли в устье речки Кокотки) были случаи, когда хорошая плотва клевала на совершенно «голую» мормышку в виде маленького черного «муравья» и без какой либо игры (удочку я просто клал на лед). Это еще раз подтверждает тот факт, что как только под лед попадает свежая вода, так рыба начинает перемещаться и активный ее поиск является залогом успеха.

Что еще почитать