Изображение О состязаниях МОКО
Изображение О состязаниях МОКО

О состязаниях МОКО

Читаю прекрасно написанную статью Дмитрия Каширина в очередном номере «РОГ» (№ 34) и тихо радуюсь, что появилась еще одна солидная организация МОКО (межрегиональная общественная кинологическая организация), которая, конечно же, по всем племенным правилам разводит курцхааров – вторую из самых популярных и многочисленных пород легавых собак.

Радует, что МОКО заключила прямой договор о сотрудничестве с РОРСом. И это на фоне «раздрая» в породе курцхааров МООиР, где из-за разлада пришлось организовывать сразу две секции любителей курцхааров.

 Услышав о существовании МОКО, некоторые курцхааристы могут ринуться и туда, ну и поделом МООиРу – не успокоил страсти вовремя. Но читаю дальше – состязания по утке. Конечно, это не специализированные испытания спаниелей по утке, а испытания по водоплавающей дичи. Красочно описаны условия состязаний: «Место состязаний представляло собой небольшой, заросший камышом прудок».

И на этом небольшом прудке собираются испытывать несколько курцхааров? Да этого прудка, судя по описанию, и для одной собаки маловато. Где же определять в продолжение 30 минут ее нестомчивость? А это необходимо по правилам!

Собаке автора повезло, она причуяла хлопунца кряквы. Далее идет живое описание работы собаки, которая «...бросается за улепетывающим крякашом, взлаивая от азарта. Дело сделано, первый этап пройден!» А где же работа по второй птице? Ведь в Правилах испытаний, в п. 7, четко прописано: «Работа собаки оценивается по двум встречам с птицей». Все состязания проводятся на этом «небольшом прудке».

Кого там ищут курцхаары? После описания энергичной работы одного из курцхааров автор констатирует: «Но утки уже давно след простыл – настеганная несколькими собаками птица предпочла схорониться в поле». Но опять же, одна, а не две. Еще одно грубейшее нарушение правил испытаний. Получается, что вся эта затея – заставить целый ряд собак топтаться на одном небольшом прудке – это не только не состязания, но даже и не испытания.

Итак, потоптавшись на прудке, собак испытывают «на подачу». Опять нарушение, на подачу утки по правилам следует испытывать до того, как их запустили в угодья для розыска птицы.

Читаем дальше. Очередное отступление от правил: «Задача охотника усадить свою собаку, которая не должна сделать и шагу в момент заброса битой птицы и выстрела, а потом по команде хозяина подать птицу с воды, и непременно в руки». И от такой подачи зависит степень диплома – нет в правилах указанных условий для присуждения диплома.

Конечно, это инициатива экспертов, но и здесь мы наблюдаем нарушение правил. В Правилах не отмечено, что собака должна сидеть у ног хозяина и лишь по команде отдавать утку «непременно в руки». В Правилах обозначено, что «собака должна быстро и безотказно подавать с воды и крепких мест ведущему на сушу убитую или раненую птицу». И все! Какие там на охоте команды?! После падения утки собака сама должна броситься в воду и вынести утку на сушу к ногам охотника. Она ведь следила и за полетом утки, и за ее падением.

Насколько можно понять из описания подачи, в воду забрасывалась уже «битая» (мертвая) птица, то есть хорошо дрессированной собаке, в общем-то, все равно, что подать в руки хозяину: мертвую птицу, или палку, или мячик... Конечно, это не лайка.Для определения, насколько хорошо и быстро она подает убитую (только что) или раненую птицу, закидывают живую, правда «соструненную», утку, которая может и плавать и нырять. Таким образом эксперты, насколько это возможно, пытаются имитировать падение подранка. Но все же извращать процесс подачи дичи не следует.

И вот прочтя эту искренне написанную, легко читаемую статью Д. Каширина, думаю – не поторопилась ли я восхититься новой общественной организацией МОКО? Кого в полевом отношении готовит эта организация, проводя подобные псевдосостязания? «Одноразовых» курцхааров? Одну птичку нашла – вот и диплом? Недаром собака автора, пущенная в поле в 11 часов, смогла исправно проработать всего 10 минут, после чего «скисла».

Судя по описанию состязаний на полевую дичь, там дипломы раздавали по единственной встрече с птицей, а отнюдь не по трем, как положено по правилам. Таким образом, мы четко видим не проведение состязаний курцхааров, а только их фальсификацию. А ведь дипломы в родословных собак записаны истинные, и эксперт на выставке обязан им верить.

Думаю, что отделу собаководства РОРС не мешало бы запросить отчеты от экспертов, которые проводили эти состязания, чтобы не плодить «одноразовых» легавых, которые могут пойти в разведение, а их потомки попасть в руки настоящих охотников, которых они только разочаруют своими полевыми достоинствами.

Эксперты все же должны знать правила и следовать им, тем более что правила испытаний подготовлены совместно с РФОСом и утверждены не только РОРСом, но и РФОСом тоже.
 

Что еще почитать