Изображение Охота – не только выстрел
Изображение Охота – не только выстрел

Охота – не только выстрел

Должен сказать, что мой охотничий опыт немногим больше десяти лет, а опыт управления охотничьим хозяйством и вовсе меньше года. Но, наверное, дело тут не во времени, а в ощущениях, эмоциях и степени увлеченности процессом.


Много времени посвящаю общению в Интернете с близкими мне по увлечениям и образу жизни людьми на форумах, где так или иначе разговор идет об охоте (некоторые из них посвящены исключительно охоте). Должен сказать, что те мысли, споры и рассуждения, которыми заполнен Интернет, не могут не беспокоить, не волновать, а иной раз и шокировать тех, кто знает охоту не по наслышке, а уж тем более тех, кто занимается охотой и охотничьим хозяйством профессионально.
Конечно, ритм сегодняшней жизни, циничность, равнодушие, присущие нынешнему обществу, не могли не повлиять и на наше поведение в лесу. И тому масса причин, одна из которых – потеря традиций охоты, отсутствие понимания, что есть закон – свод правил, где оговорены права и обязанности охотника, а есть этика – неписанные законы, без которых охота теряет тот смысл, какой годами вкладывался в этот захватывающий и необычайно эмоциональный процесс.
Иной браконьер, нарушая закон, тем не менее может быть примером этичного поведения в лесу. Зачастую многие охотники с богатым опытом, живущие на территории угодий, таковыми и являются, и в вопросах бережного отношения к лесу, животному миру оказываются этичнее тех, кто, имея разрешение на охоту, по незнанию либо просто не задумываясь, а чаще по непониманию, наносит огромный урон природе, подрывая не только численность животных, но и репутацию охотничьего племени.
На мой взгляд, основная проблема состоит в том, что в период перехода от одной формы хозяйственной деятельности к другой, когда появляется новый вид охотпользователя – частник, арендующий угодья, был разрушен многолетний уклад охотничьих коллективов. В них авторитет опытных охотников, знатоков охоты, профессиональных охотоведов и егерей был непререкаем. Сегодня же решение принимает тот, кто платит, тот, кто ведет бизнес, и многое зависит от конкретной личности, от воспитания и от совести конкретного человека.
Моя первая охота – яркий пример того, что и назвать-то охотой язык не повернется. Что это за «этика» такая, когда из окна внедорожника за апрельское утро были застрелены и тетерев, и еще не сменивший зимнюю шубку заяц, и бобр, и селезень! После было еще очень много коллективов, много охот разных, и в каждом из них в той или иной степени соблюдались принципы правильной охоты, но случались и ее нарушения. Правда, коллективы давали свою строгую оценку неблаговидным поступкам охотников. Все-таки нет ничего более действенного и положительно влияющего на охотника, чем мнение тех людей, что идут с тобой на номер одной тропой.
Охота сегодня становится все более коммерческим процессом, все больше в нем экономической составляющей, и это для развития хозяйства, несомненно, полезно. Но есть момент, который как раз, по моему мнению, крайне негативно сказывается на этике поведения охотника в лесу, и вот об этом хотелось бы поговорить подробнее.
Что мы, те, кто организует охотничий тур, охоту, коллективную охоту, оставляем охотнику? Только выстрел, и все! Подготовка охоты, загонов, подкормочных площадок, закладка соли, посевы – вся эта работа ложится на плечи егерей, на персонал, работающий в хозяйстве. Знаю многих, кто охотится регулярно, но овсяного поля днем не видел ни разу. На лабаз привели, посадили, зверь вышел – выстрел! Зверь лежит, егеря суетятся – охота состоялась! А если не лег кабан на месте, добирать подранка готов далеко не каждый стрелок. Оно, может, и безопасно, но и ценность выстрела соответствующая. Иной даже помочь при первичной обработке трофея не удосужится. Я уж не говорю о том, чтобы днем поля объехать, след посмотреть, выходы зверя, определить его размер и численность. А о том, чтобы солонцы проверить, лабаз помочь поставить или сектор на номере пропилить, – это и вовсе из области фантастики. Отсюда и отношение к трофею как к товару на прилавке в супермаркете. Отсюда и ценность добытого трофея все ниже и ниже, а кажущаяся простота охоты навевает некое пресыщение процессом: мол, подумаешь! – выстрелом больше, выстрелом меньше!.. Иному повезет на номере – стрельнет быка с красивейшими рогами. И вот мясо поделено, а рога в сторонке лежат, не нужны стрелку. И нести лень – тяжелые. Да и фотоаппарат с собой все меньше кто берет. То ли показать некому, то ли рассказать нечего. А иной такое в Интернет вывесит, что диву даешься. Неужели он действительно считает это нормальным? Неужели он это фото своим домочадцам покажет? Жене, ребенку? А если нет, то зачем же его выставлять на всеобщее обозрение?
В Интернете сегодня масса фотографий, которые очень ярко иллюстрируют полярность взглядов, мнений и понятий, что хорошо, а что плохо. Тут и жадность необъяснимая (куда столько-то?), и циничность, и глумление над добытой птицей. Один на зверя норовит взгромоздиться, а другой, добыв лося, от счастья светится. Один с тока пришел, и видно, как трудно ему глухарь дался. А другой тетеревов с сошек с упора бьет длинным выстрелом. Но для чего? В чем радость? Разве это охота?
Вот такие мысли. Конечно, не всё так плохо, не все одинаково равнодушны, но есть опасение, что стрелков будет все больше. А одни профессионалы, которые материально зависимы от охоты, не смогут изменить ситуацию.
Думается, нужно на базе хозяйств создавать основу –коллективы, где чтут традиции, где молодому охотнику любого возраста и положения в обществе кто примером, кто рассказом, кто байкой у костра под стопку, а иной раз и подзатыльником сможет помочь понять, что такое хорошо и что такое плохо.
Нужно возить на охоту молодежь, тех, кто сегодня редко, крайне редко появляется с отцом в угодьях. Нужно зарабатывать деньги от охоты – это очевидно. Но важно ,чтобы те, кто будет охотиться в хозяйстве, участвовали в обустройстве угодий, занимались биотехнией, подготовкой охот, приезжая в межсезонье. Вот тогда ценность трофея будет иной. Возможно, тогда выстрел станет эмоциональным финалом большого действа, а не коротким звуком.

Что еще почитать