Осмелели: саянские ирбисы начали рвать домашних яков чабанов

Хищники стали покидать территорию заповедника и устраивать набеги, убивая ценный скот

В Красноярском крае снежные барсы (ирбисы) начали выходить за территорию заповедника «Убсунурская котловина» и устраивать налеты на яков, которых чабаны разводят в частных хозяйствах в нескольких километрах от постоянного места обитания крупных кошек.

По последним данным, в котловине обитает уже 17 особей, что является новым рекордом, при этом находящиеся в соседнем Саяно-Шушенском заповеднике ирбисы также подросли числом до 17 кошек. Общая же численность снежного барса в России сегодня не превышает 90 особей, причем большая их часть обитает на Алтае.

Специалисты отмечают, что несмотря на крайнюю осторожность, присущую этим животным, они начали себя вести довольно смело, приходя к человеку и его стадам, чего ранее не замечалось. Ирбисы, как и рыси, очень аккуратны, лишняя встреча с людьми для них - ненужный риск, которого они тщательно избегают, предпочитая жить в глубинах лесов и на высотах, сводя возможность появления чужаков к нулю.

Тем не менее саянские ирбисы явно осмелели, начали подходить к чабанским стоянкам, нападать на яков, и делать свои вылазки регулярными. Пришедшие холода также являются дополнительным стимулом для них добыть слабозащищенное животное, которое не в состоянии спастись от барсов бегством.

Интересно, что первым, кто начал бить тревогу - стал директор заповедника «Убсунурская котловина». Причем из Тувы. Часть заповедника действительно располагается там, деля с Красноярским краем заботы о нем. Именно там были зафиксированы первые атаки барсов на домашний скот, а позднее ирбисы начали безобразничать и на территории Красноярского края. Больше всего барсов интересуют яки - крупная добыча, которую можно разделить на компанию или семейство, хотя от более мелкого рогатого скота ирбисы тоже не откажутся. При этом хищники могут не просто загрызть животное, но и просто нанести ему опасные раны, а потом удрать обратно в лес. Трех исколеченных яков чабанам региона уже пришлось застрелить, так как спасти их уже не было никакой возможности. После этого жители направили запросы и жалобы местным властям, поясняя свою позицию окровавленными фотографиями.

Отметим, что охота на барса в России запрещена законом, животное находится в Красной книге, поэтому самовольничать в данной ситуации чревато проблемами с законом. Барсы находятся в привилегированном положении, как и тигры Дальнего Востока, которые достали население гораздо больше, однако адекватной управы на них до сих пор не нашлось. Разве что отлов потенциально опасных особей с последующим переселением их в глубины Приморского или Хабаровского края. Еще одним временным решением стал вывоз некоторых тигров в Казахстан, там проявили заинтересованность в этом животном.  

Читайте также наши специальные материалы по это проблеме:

Тигры важнее человека. В России опять начали бороться не с теми

Изнанка тигриной проблемы. Кто стоит за хищником и сколько платит?

Нас тигры жрут. Жители Приморья написали письмо Владимиру Путину

Краеведы рассказали, что еще в прошлом веке подобное поведение барсов казалось невозможным, а в начале века нынешнего ирбисы и вовсе стояли на грани полного вымирания в России. Чтобы исправить эту ситуацию, в 2018–2019 годах в Саяно-Шушенский заповедник Красноярского края из Таджикистана переселили двух снежных барсов. Это был первый в мире эксперимент по перемещению этих животных. Он увенчался успехом: хищники не только прижились, но и дали здоровое потомство и популяция ирбисов в Западном Саяне понемногу начала расти, сообщает «Комсомольская Правда. Красноярск».

Фото: 1zoom.ru/kycb 

Однако растущая популяция барсов не очень нравится чабанам. Они несут убытки, их хозяйство страдает, так как яки - далеко не куры, и даже не овцы, ущерб и ценность данного вида сложно переоценить для пастухов Тувы и Красноярского края.

Причиной резкой смены поведения барсов специалисты называют не только рост численности, но и нарушения пищевой цепочки. Дикие горные козлы - основа их рациона, как кабаны для тигра. Сокращение популяции козла может быть опасным, так как нехватку в пропитании хищники часто ищут в непосредственной близости к сельским поселениям. На данный момент идет подсчет оставшихся козлов в регионах, чтобы понять дальнейшие действия для исправления ситуации, если это потребуется. К примеру, одним из методов может стать сокращение выдачи охотничьих путевок на горного козла.

Специалисты также сетуют, что в 2025 году тувинские охотники получили слишком много разрешений на добычу полорогих, почти 400, что вызывает тревогу со стороны некоторых департаментов. Однако, много это или нет, станет известно лишь после работы по подсчету популяции.

Пока же пострадавшие от набегов барсов чабаны получают от государства финансовые выплаты в качестве компенсации за нанесенный ущерб, чтобы фермеры продолжали и дальше свою работу, важную не только для них самих, но и для региона в целом.

Напомним, что в апреле нынешнего года в Кош-Агачском районе Алтайского края активизировались снежные барсы (ирбисы), которые резко участили свои нападения на домашний скот с начала 2025 года.

По весенним данным, всего за последние четыре года барсы 12 раз атаковали хозяйских лошадей, овец, коз и яков, что кажется цифрой незначительной, однако 6 из 12 этих случаев приходятся на 2025 год. Такая тенденция вполне может иметь дальнейшее продолжение по некой существующей причине, влияющей на поведение хищников. Ее и предстоит выяснить специалистам в ближайшее время, чтобы принять правильное решение.

Фото: 1zoom.ru/bubukas 

Читайте также по теме барсов в России:

Сколько в России осталось снежных барсов. Есть ли у них шанс?

В Кемеровской области скупщика шкур ирбиса приговорили к штрафу

Бьют за красоту. Закончено расследование дела о скупке шкур ирбиса