Изображение XIV съезд ассоциации Росохотрыболовсоюз: выбор президента, направления развития, итоги работы
Изображение XIV съезд ассоциации Росохотрыболовсоюз: выбор президента, направления развития, итоги работы

XIV съезд ассоциации Росохотрыболовсоюз: выбор президента, направления развития, итоги работы

Очередной XIV съезд ассоциации Росохотрыболовсоюза (РОРС) состоялся 22 февраля 2017 года. Накануне состоялось Общее собрание, на котором президентом ассоциации была вновь выбрана Татьяна Сергеевна Арамилева, под руководством которой за последние 5 лет Центральному Правлению удалось проделать большую и полезную работу.

Вроде бы в соответствии с новым Уставом, принятым на предыдущем съезде, больше съездов быть не должно, а высшим органом ассоциации теперь служит Общее собрание, в которое входят представители всех региональных общественных охотничьих организаций.

Т.С. Арамилева объяснила, почему все же было решено созвать съезд.

«Это было связано с тем, что Росохотрыболовсоюз работает на простого охотника, члена регионального общественного объединения. Мы должны услышать голос простого охотника из низовых общественных объединений,- пояснила Татьяна Сергеевна.

- Мы хотим услышать их чаяния и услышать где мы, Центральное Правление, не дорабатываем, а где не дорабатывают наши региональные общества. После съезда мы соберем Центральное Правление, проанализируем и обобщим выступления участников съезда и примем соответствующее постановление, по которому ближайшие 5 лет будет идти и развиваться Росохотрыболовсоюз».

Читайте материал "Росохотрыболовсоюз: работать по-новому"

На съезде зарегистрировалось 146 делегатов и 11 приглашенных участников. Присутствовали представители средств массовой информации.

В президиум съезда были избраны:

  • Дурандин А.Н., председатель правления Ярославского ОООиР (ему была поручена и роль ведущего съезда)
  • Кирьякулов В.М., председатель МООиР
  • Братухин Е.А., старейший председатель Кировского ОООиР
  • Филатов А.А., ВРИО Директора Департамента охоты Минприроды России
  • Арамилева Т.С., президент РОРС
  • Кудаков К.М., председатель правления РОО Северной Осетии- Алании.
  • Секретарем собрания избрана Е.А. Аленина, главный охотовед МГО ВФСО «Динамо».

С приветственным словом к собравшимся обратился А.А. Филатов. Он подчеркнул особую роль Росохотрыболовсоюза как крупнейшей общественной организации в охране природы и восстановления животного мира и водных биологических ресурсов, в формировании у граждан России бережного отношения к природе, любви к родной земле и воспитания настоящих патриотов нашего Отечества.

Было зачитано приветствие от Комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Госдумы РФ Н.П. Николаева.

Помнится, на предыдущих съездах присутствовали представители правительства, министерств и ведомств, космонавты, ученые, известные всей стране люди, интересующиеся охотой и рыболовством. Увы, очевидно сейчас государственным людям не до охоты и чаяний охотников.

В своем докладе президент Росохотрыболовсоюза Т.С. Арамилева рассказала об основных итогах работы и проблемах, стоящих перед российскими охотниками и обществами охотников. Приведем текст выступления, по-возможности, наиболее полно.

По данным Минприроды, экономическая оценка охотничьих ресурсов России составляет более 87 млрд.рублей, а продукция охотничьего хозяйства 16,2 млрд. руб.

На развитие охотничьего хозяйства России негативное влияние оказали Закон об охоте, принятый в июле 2009г., а также передача полномочий от Минсельхоза в Минприроды в начале 2010 г.

Вкладывая значительные средства в охотничье хозяйство, нет уверенности, что охотпользователи смогут сохранить свои угодья на последующие годы. На местах придумываются все новые способы отбора лучших угодий у общественных организаций.

Площадь охотничьих угодий в России составляет на сегодняшний день 1,6 млрд.га, из них 46% закреплены за охотпользователями разных статусов. Общественные организации Росохотрыболовсоюза имеют всего 12% угодий от закрепленных. Вступление в силу Закона об охоте привело к переделу охотничьих угодий в пользу частного капитала.

Читайте материал "Интервью председателя Центрального правления Ассоциации «Росохотрыболовсоюз» Э.В. Бендерского"

Это началось еще в 90-е годы, когда все охотпользователи получали долгосрочные лицензии в соответствии с Законом о животном мире. Тогда появились первые «ласточки» частных охотхозяйств, которые отбирали угодья у обществ охотников. И вот таков сегодняшний итог.

На сегодня, к сожалению, оценка численности охотничьих животных существует отдельно от оценки их добычи. Уровень официальной добычи основных видов охотничьих животных крайне невысок и составляет всего 3% от численности. Это провоцирует браконьерство.

Бумажная волокита с выдачей разрешений на охоту, затянутое и многоэтапное согласование лимитов добычи, лишение охотпользователей возможностей самим их регулировать – вот одни из причин браконьерства.

К тому же снизилась эффективность охотнадзора. Он переключился с контроля малого и среднего бизнеса на простого охотника и охотничьи хозяйства обществ.

Изображение Основная деятельность министерства в последние 3 года была направлена на решение только одного частного вопроса- внедрение спутниковых навигаторов. Фото: Семина Михаила
Основная деятельность министерства в последние 3 года была направлена на решение только одного частного вопроса- внедрение спутниковых навигаторов. Фото: Семина Михаила 

Число иностранных туристов по сравнению с 2006 годом сократилось втрое. Это тоже нерадостный показатель. Большие проблемы возникли с ведением государственного мониторинга охотничьих животных. Он не только несовершенен, но и противоречив.

Основная деятельность министерства в последние 3 года была направлена на решение только одного частного вопроса- внедрение спутниковых навигаторов.

Фактически мы за государство выполняем работу по проведению зимнего маршрутного учета. Однако, наши данные о численности охотничьих животных, порой не устаивают государственные органы и им не находят применения.

Читайте материал "Утвержден устав РОСОХОТРЫБОЛОВСОЮЗА"

Государственным мониторингом предусмотрено только проведение ЗМУ по методике, определенной приказом №1. Все остальные методы учета во внимание не принимаются. От оценки численности основных видов охотничьих животных этим единственным методом зависит распределение лимитов добычи. Трудно с этим согласиться. И противоречий в этой области много.

Регулярно происходит занижение лимитов охотпользователям, задерживаются оптимальные сроки их утверждения. Хочется надеяться, что с приходом А.А. Филатова эти проблемы будут устранены.

Другая проблема- массовый приток в охоту новых охотников с «зелеными» билетами, не представляющими себе что такое охота, плохо знающими правила охоты и технику безопасности.

Многократно увеличилось число несчастных случаев на охоте. Угодья заполонили «охотники-неучи». Государство обязано ввести обучение людей, желающих стать охотниками. Но мы верим, что порядок будет наведен.

Есть поручение Президента России от 8 декабря, где об этом напрямую говориться. Единого госохотреестра нет, а потому трудно отследить получение охотником новых охотбилетов при переезде в другие субъекты федерации. С этим тоже надо наводить порядок.

Читайте материал "Владимир Путин утвердил перечень поручений по вопросам охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и охотничьих ресурсов"

На сегодняшний день Министерством природных ресурсов выпущено более 60 приказов, несовершенство многих из которых ведет к судебным разбирательствам, осложняют работу охотпользователей и ущемляют интересы охотников.

Читайте материальи интересы отстаивает Росохотрыболовсоюз?"

С 1 апреля 2010 г. по 8 ноября 2016 г. принятых судебных решений, связанных с Законом об охоте, было 108 085. Цифра огромная! Только решений Верховного суда- 452! Это свидетельствует о том, что пока никакие приказы и подзаконные акты не делают Закон лучше. И это говорит о качестве тех документов, по которым развивается охотничье хозяйство страны.

Мнение Росохотрыболовсоюза таково. На сегодняшний день нормативно-правовое регулирование, которое осуществлялось Департаментом охоты Минприроды России- является основным тормозом развития охотничьего хозяйства России.

Вследствие некачественных правовых документов снижается доступность охоты для граждан. Мы не видим, куда идет охотничье хозяйство страны. У государства нет внятной стратегии и концепции его развития. Та, что была принята не может быть таковой.

Изображение Другая проблема- массовый приток в охоту новых охотников с «зелеными» билетами, не представляющими себе что такое охота, плохо знающими правила охоты и технику безопасности. Фото: Семина Михаила
Другая проблема- массовый приток в охоту новых охотников с «зелеными» билетами, не представляющими себе что такое охота, плохо знающими правила охоты и технику безопасности. Фото: Семина Михаила 

Также была поднята проблема активизации антиохотничьих организаций и разного рода «зеленых» и «зоозащитников». Об этом в «Российской охотничьей газете» и на нашем сайте в последнее время было довольно много публикаций.

Как следствие- в некоторых регионах уже несколько лет не открывают весеннюю охоту, снизилась добыча пушнины, возросла численность опасных хищников, увеличились эпизоотии бешенства и других опасных заболеваний.

Несмотря на поручения Президента об усилении охотнадзора, его финансирование снижается. В то же время, общественные охотинспектора после перевода в статус производственных инспекторов особых полномочий, как и государственную защиту, так и не получили.

Читайте материал "15 декабря в редакции газеты Московский Комсомолец прошел круглый стол по проблемам охоты и охотничьего хозяйства России"

Еще одно важное упущение- отсутствие четких критериев для высшего должностного лица субъекта Российской Федерации по введению запретов и ограничению охоты.

Сейчас органы исполнительной власти могут запретить деятельность охотпользователя, а в отдельно взятых охотничьих угодьях ограничить и даже полностью закрыть охоту по своему усмотрению и без обоснованной аргументации. Как правило, от этого страдают охотничьи объединения и простые охотники.

Несмотря на трудности, общественные охотничьи организации продолжают работать на благо охотничьего хозяйства и рядового охотника. Попытки некоторых обществ пойти по «клубному» принципу ни к чему не привели. Остаются «за бортом» местные охотники, часть из них пополняют ряды браконьеров.

Поэтому наше мнение, создание вместо общественных охотничьих организаций клубов охотников по интересам- это тупиковый путь, разделяющих охотничье братство. По иному пути пошли Ярославское, Кировское, Челябинское, Свердловское, Пермское и многие другие общества. Это способствовало консолидации охотников и увеличению эффективности работы обществ.

(Репортаж со съезда будет освещен на сайте на ближайшей неделе).

Что еще почитать