

РОССИЙСКАЯ ОХОТНИЧЬЯ ГАЗЕТА
№ 33 (941) 8 – 14 АВГУСТА 2012 ГОДА
\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\
Неопределенности в правах охотников на
приобретение, хранение и ношение
нарезного охотничьего оружия
потребовал исправить Конституционный
Суд Российской Федерации.
В
«РОГ» 28 апреля и 21 мая были опублико-
ваны ответы на вопросы наших читателей,
касающиеся приобретения и контрольного
отстрела нарезного охотничьего оружия.
В этих и других материалах, опублико-
ванных в еженедельнике и на сайте «Охотники.
Ру», обращали внимание наших читателей на
следующее.
Всоответствиисположениемчасти10статьи13
Федерального закона «Об оружии» «право на при-
обретение охотничьего огнестрельного оружия с
нарезным стволом и спортивного огнестрельного
оружия с нарезным стволом имеют указанные
категории граждан при условии, что они не совер-
шили правонарушений, связанных с нарушением
правил охоты, правил производства оружия, тор-
говли оружием, продажи, передачи, приобретения,
коллекционирования или экспонирования, учета,
хранения, ношения, перевозки, транспортирования
и применения оружия».
Многие наши читатели справедливо сетовали
на то, что законодатели не дали точного толкова-
ния, к примеру, а на какой срок они запрещают
охотникам, допустившим указанные нарушения,
реализовать свое право на покупку охотничьего
нарезного оружия.
Из точного следования названной части ста-
тьи 13 ФЗ об оружии вытекало, что для лиц,
ранее совершивших указанные здесь правонару-
шения, введен бессрочный запрет на приобрете-
ние охотничьего огнестрельного оружия.
Охотники-любители Тетерин В.Н. и Белокри-
ницкий Г.В. из Ульяновска, столкнувшись лично с
таким положением, прошли все инстанции суда
общей юрисдикции. Не получив удовлетворения
на свои требования о признании отказов органов
внутренних дел в выдаче разрешения, соответс-
твенно на хранение и ношение, приобретение
охотничьего оружия с нарезным стволом, они
подали жалобу в Конституционный Суд РФ.
В жалобах они просили Суд проверить конс-
титуционность положения части десятой статьи
13 ФЗ об оружии.
29 июня Конституционный Суд Российской
Федерации
принял
Постановление
№ 16-п.
Суд постановил, что положение части 10
статьи 13 Федерального закона «Об оружии»
не соответствует Конституции Российской
Федерации в той мере, в какой оно, не конк-
ретизируя срок запрета на приобретение
охотничьего огнестрельного оружия с нарез-
ным стволом гражданами, совершившими
правонарушения, связанные с нарушением
правил охоты, правил производства оружия,
торговли оружием, продажи, передачи, при-
обретения, коллекционирования или экспо-
нирования, учета, хранения, ношения, пере-
возки, транспортирования и применения ору-
жия, а также вид юридической ответствен-
ности.
Юридическая ответственность – это отказ в
выдаче разрешения на приобретение, а кто при-
обрел такое оружие раньше, и отказ в выдаче
разрешения на хранение и ношение.
Конституционный Суд РФ среди прочего
обратил внимание на следующее.
К примеру, перечень административных нака-
заний, предусмотренных статьями 3.8, 3.9, 3.11 и
3.12 КоАП РФ, к числу наиболее существенных
по своему правоограничительному эффекту
относит лишение специального права, админист-
ративный арест, дисквалификацию, администра-
тивное приостановление деятельности, что пред-
полагает их применение в случаях, когда другие
виды наказаний не могут обеспечить цели адми-
нистративных наказаний.
Данные виды административных наказа-
ний назначаются судьей (исключение состав-
ляет административное приостановление
деятельности, которое в отдельных случаях
может назначаться иным должностным
лицом) и носят срочный характер: срок
лишения специального права не может быть
менее одного месяца и более трех лет, адми-
нистративный арест устанавливается на срок
до пятнадцати суток (за нарушение требова-
ний режима чрезвычайного положения или
правового режима контртеррористической
операции – до тридцати суток), дисквалифи-
кация – на срок от шести месяцев до трех
лет, административное приостановление
деятельности – на срок до девяноста суток,
но исполнение данного наказания может
быть прекращено досрочно, если будет уста-
новлено, что предусмотренные законом
обстоятельства, послужившие основанием
для его назначения, устранены.
Срочными по характеру являются и виды
наказаний, предусматриваемых УК РФ, за
исключением тех из них, которые в силу
своей природы не имеют временного измере-
ния (штраф, лишение специального, воинско-
го или почетного звания, классного чина и
государственных наград), и пожизненного
лишения свободы, хотя законодатель и допус-
кает возможность условно-досрочного осво-
бождения от отбывания пожизненного лише-
ния свободы, если судом будет признано, что
лицо не нуждается в дальнейшем отбывании
этого наказания и фактически отбыло не
менее двадцати пяти лет лишения свободы
(статья 44, часть 5 статьи 79 УК РФ).
Определеннымсрокомограничиваются также
иные, помимо самого наказания, негативные
правовые последствия привлечения гражданина
к административной или уголовной ответствен-
ности (статья 4.6 КоАП РФ) и статья 86 УК РФ).
Судьи в пришли к выводу, что данная адми-
нистративно-предупредительная мера является
неопределенной.
Причем в силу своей неопределенности она
порождает возможность неоднозначного истол-
кования и произвольного применения, позволяет
рассматривать ее как установленную в отноше-
нии таких граждан бессрочно.
Причем вне зависимости от степени обще-
ственной опасности и тяжести совершенного
правонарушения, а также срока, в течение кото-
рого лицо считается подвергнутым администра-
тивному или уголовному наказанию.
В то же время Конституционный Суд РФ пос-
тановил, что установленная в части 10 статьи 13
ФЗ об оружии административно-предупреди-
тельная мера – запрет на приобретение охотни-
чьего огнестрельного оружия с нарезным ство-
лом по отношению к указанным в части 8
названной статьи охотникам, соответствует Конс-
титуции России.
Этот запрет применяется к охотникам, совер-
шившим правонарушения, связанные с наруше-
нием правил охоты, правил производства ору-
жия, торговли оружием, продажи, передачи,
приобретения, коллекционирования или экспо-
нирования, учета, хранения, ношения, перевозки,
транспортирования и применения оружия.
Это конституционно, так как направлено на
упорядочение оборота охотничьего огнестрель-
ного оружия с нарезнымстволомв целях защиты
жизни и здоровья граждан, собственности, обес-
печения общественной безопасности, охраны
природных ресурсов.
Для того же, чтобы преодолеть правовую
неопределенность части 10 статьи 13 ФЗ об ору-
жии, судьи потребовали от федерального зако-
нодателя внести необходимые изменения в пра-
вовое регулирование условий приобретения
охотничьего огнестрельного оружия с нарезным
стволом гражданами, которые совершили
названные правонарушения.
Постановление Конституционного Суда Рос-
сийской Федерации от 29.06.2012 г.
№ 16 -п окончательно, не подлежит обжалова-
нию, вступило в силу после провозглашения,
действует непосредственно.
Послесловие. Как «РОГ» неоднократно
информировала, мы не имеем возможности
публиковать в еженедельнике полные тексты
законов и нормативно – правовых актов, но ста-
раемся публиковать их на сайте.
Полный текст Постановления Конституцион-
ного Суда РФот 29 июня 2012 г. №16-п «По делу
о проверке конституционности положения части
десятой статьи 13 Федерального закона «Об
оружии» в связи с жалобами граждан Г.В. Бело-
криницкого и В.Н. Тетерина», опубликовано в
СМИ, правовых базах и Интернете.
22
КОЛОНКА ЮРИСТА
ИСПРАВИТЬ
НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ
Вячеслав МИХАЙЛОВ, юрист,
фото Антона ЖУРАВКОВА
приглашает в свои угодья
на охоту на водоплавающую,
болотно-луговую дичь;
на кабана с вышки.
Комфортные условия проживания.
СПРАВКИ ПО ТЕЛ . :
8 (496-45)253-40, 8 (916)530-84-27
Реклама
ПРОДАЕТСЯ
0,6 Га в Шатурском районе на границе
с Рязанской областью. Дом у береговой
линии озера Святого, с участка прорыт
канал 150x15 м. На участке: дом, две бани,
все коммуникации (газ, свет, вода).
Заповедные места Мещерского
национального парка. Возможно
использование гидросамолета.
Тел.: 8 (916) 454-97-98
Реклама
РЫБОЛОВНО-ОХОТНИЧЬЯ БАЗА
17-24.indd 6
06.08.2012 17:08:26