Как становятся охотниками

Охотниками все становятся по-разному. Одним это увлечение приходит в зрелом возрасте, другим, как мне, с младых ногтей.Когда мне было три года, отец брал меня с собой на прогулку в ближайший лес и знакомил с его обитателями.

Фото автора

Фото автора

Часто мы с ним наблюдали белок, дятлов и даже иногда встречали тетеревов... Зимой бывало так, что, просыпаясь, я отца уже не застовал дома. И мама мне говорила, что папа ушел на охоту. Тогда для меня начинались томительно-таинственные часы ожидания возращения отца из леса, чтобы услышать от него новую историю его охоты. И я с радостью ждал его прихода, чтобы скорее заглянуть в рюкзак и, достав оттуда, увидеть охотничий трофей.


Это был рябчик, тетерев, иногда глухарь. Я всегда с неподдельным интересом рассматривал каждое перышко. Мне было необычайно интересно, и я старался поскорее вырасти, чтобы вместе с ним пойти на охоту. Конечно же, я уже тогда просился с ним на охоту, но в силу моего возраста меня никто не брал.


Охоты были ходовые, и трофеи, которые приносил отец, самые настоящие трудовые. Ведь на охоте отцу приходилось пешком преодолевать многие лесные километры.
Когда мне исполнилось пять-шесть лет, я уже помогал отцу ошкуривать зайца, держа его за ноги над тазом в ванной. С этого возраста для меня это стало обычной обязанностью, но вот на охоту меня по-прежнему не брали. Было довольно обидно, если с вечера мне дано было обещание, что по утру возьмут на охоту, но обычно меня никто не будил и я благополучно просыпал.


Однажды я все же проснулся и услышал, как отец собирается на охоту. Вскочил с кровати и подошел к нему с просьбой взять меня и получил неожиданно строгий отказ. Очень я тогда обиделся на родителя и решил отомстить. Улучив момент, когда отец вышел из дому с ведром кипятка заводить и прогревать машину, я мигом схватил у порога чехол ружья и, достав стволы, отстегнул цевье и спрятал его в шкаф. А ружье опять в чехле поставил на место и как ни в чем ни бывало лег преспокойно спать. Каково же было мое удивление, когда вечером отец вернулся с охоты и, улыбаясь, весело поведал мне, как ему пришлось взводить курки своего Иж-58 об осину. Моя затея испортить ему охоту с треском провалилась.


Наконец я пошел в школу в первый класс, и теперь, думал, я уже взрослый и меня уж точно возьмут. Но не тут-то было. За месяц-полтора до открытия охоты по лисе и зайцу после работы мы с отцом ходили наганивать свою охотничью собаку в соседний лес. Обычно до леса я брал собаку на поводок и гордо шествовал с ней по улице, но как только мы входили в лес пес с силой тащил меня к каждому кусту. Едва я успевал отцепить карабин поводка, как гончая уходила в широкий полаз и исчезала из виду.


Через полчаса мы слушали гон. Отец определял всегда точно, по кому работала выжловка, по лисе или зайцу. Гон продолжался до темноты, и где-то через часа-два мы направлялись домой. Гончая непостижимым образом понимала ситуацию и возвращалась за нами.
Прошла зима, настало лето, а за ним снова пришла осень.


Наступил для меня черный сентябрь.


...Неожиданно на нашу семью обрушилось беда. Десятого сентября умерла моя мама. Свет погас в моем окошке...
Наша гончая собака невыносимо выла в ту ужасную ночь, она все понимала и сопереживала нашему горю.


Утром я отвязал ее, и она, встав на задние лапы, прыгнула на меня, передние положила мне на грудь, и я заметил, как из ее умных глаз выкатилась слеза. Слезы брызнули у меня из глаз, и мы так вот стояли вдвоем обнявшись, одни в целом мире, в укромном уголке двора, рядом с ее будкой.
Затем она пропала из дому на неделю, да и не до нее нам тогда было...


Отец после всего случившегося с головой ушел в работу. Я его почти не видел. Он целыми неделями пропадал на работе и часто ездил в командировки по стране. И только в редкие свободные выходные зимой он всецело отдавался охоте и старался уделять время и мне. Это отвлекало от горестных дум, несколько сглаживая горечь утрат родного, любимого человека.
Я же вдруг резко повзрослел, и теперь меня брали на охоту наравне со взрослыми. Правда без ружья. Но зато на поясе у меня висел самый настоящий охотничий нож — финка производства ГДР — и свой маленький на десять патронов 16-го калибра патронташ. Отец тогда охотился со своей курковой тулкой, весьма неплохо из нее стрелял. И носил новый патронташ на 24 патрона. А новое ружье
Иж-58 больше берег и почти не брал на охоту.


Ружье это появилось у него еще раньше и совершенно случайно, можно сказать. Однажды в одной из своих рабочих командировок по стране в купе поезда он познакомился с одним охотником с Ижевска. И в итоге оказалось, что все пассажиры купе были заядлыми охотниками.


К концу разговора пассажир из Ижевска предложил им всем помочь приобрести новые ружья Иж-58. Он сам был работником завода и сдержал свое слово, данное попутчикам в дороге. Таким образом, через какое-то время, ближе к весне, мы пошли на почту и получили с отцом посылку — новенькую двустволку. Ружье было сделано на заказ весьма аккуратно и обладало превосходным кучным боем. В любой мороз резкость и дальность выстрела были прекрасны. Но вот если тулка была цилиндр-цилиндр с напором и весьма добычлива на близкие дистанции, то кучно бьющий Иж-58 часто приводил к досадным промахам.
Два года я исправно ходил на охоту со взрослыми без своего ружья и набирался опыта, учась уму-разуму и обращению с оружием. Время от времени мне давали стрельнуть по мишени в виде трухлявого пенька. Так что однажды наконец я созрел для того, чтобы иметь в руках свое охотничье ружье. Но мне его никто не предлагал. Отец продолжал охотится с ТОЗ-БМ, а Иж-58 оставался лежать в сейфе.
Тогда я пошел на хитрость и стал всячески настаивать, чтобы отец стал охотиться со своим новым ружьем. Сколько можно лежать ему без дела?


Постепенно отец стал привыкать брать на охоту новое ружье, но я должен был тщательного оберегать его, держа чехол с ним в руках в машине все время, пока добираемся до мест охот.
И вот однажды зимой я рискнул и тайком положил в машину вместе с Иж-58 теперь уже по старшинству перешедшее мне старое тульское ружье. Внешне оно, конечно, уже проигрывало лоснящемуся своим внешним видом Иж-58. Но курковка в его руках, как и прежде, оставалась более добычлива, нежели новенький Иж-58. Ижевская горизонталка хоть и была 12-го калибра, но стрельба из нее все же часто приводила к промахам. К ружью надо было привыкнуть.


Охотились мы тогда в основном по зайцу и лисе, бывали также загонные охоты по копытным. Чаще доставались мясные лицензии. По кабанам происходила иногда охота и осенью на овсах.
Первые мои охоты уже с ружьем были весьма интересны. Лично мне больше нравились охоты по зайцу — как самые азартные и ходовые. Бывало, за день налазаешься по лесным оврагам и чащобам, что под конец охоты еле ноги волочишь, а уж ружье не знаешь куда и деть. Если с утра оно кажется посильной ношей, то под конец дня просто пудовой гирей. Тридцать километров за день отмахать мне, школьнику, наравне со взрослыми было обычным делом на ходовых охотах. Особенно запомнилась одна из первых моих охот.


С вечера, как всегда собираясь на охоту, все старались приготовить заранее, чтоб рано утром ничего не забыть. Но как-то вышло так, что патронташ свой, поутру, нацепить я забыл. Эка невидаль! Потом, на месте разберемся, спрошу взаймы парочку патрончиков у другого охотника. После измороси и высокой влажности кругом искрились снежинки. Я был очарован этой сказочной красотой и совершенно забыл про патроны. Гон стремительно приближался. На меня из леса вылетает заяц; вскидываю ружье, а патронов в ружье нет! Эх, что ты будешь делать?! Я в него кидаю с досады шапкой, а он лишь отскакивает, раза-два поднял и кинул, а он словно усмехается.

Продолжение следует...

Андрей Щанников 28 января 2015 в 00:00






Оставьте ваш комментарий

Оставлять свои отзывы и комментировать могут только зарегистрированные пользователи.
Вы можете авторизоваться используя свой аккаунт на нашем сайте, а так же войти с помощью вашего аккаунта во "Вконтакте" или на "Facebook".

  • 0
    Алексей Стефанович офлайн
    #1  28 января 2015 в 13:40

    Именно данную статью и ей подобные, следовало бы размещать в новом разделе РОГ под названием "Сохраним традиции".

    Ответить
  • -4
    Георгий офлайн
    #2  28 января 2015 в 13:56
    Алексей Стефанович
    Именно данную статью и ей подобные, следовало бы размещать в новом разделе РОГ под названием "Сохраним традиции".

    А какие традиции в этой статье, вы увидели. И что лично Вы подразумеваете под охотничьими традициями?

    Ответить
  • 2
    Александр Арапов офлайн
    #3  28 января 2015 в 17:58

    Основная традиция, представленная в статье, это типичная обстановка в доме охотника, традиция раннего общения с охотничьими собаками. традиция раннего ознакомления с охотничьим оружием, с охотой, конечно! Именно из такой обстановки и выходили раньше охотники. В этом неспешном, незатейливом повествовании столько ностальгии столько тонких детских наблюдений, столько упорства и стремления к своей мечте! Не уверен, что, если бы автор в детстве жил в иной обстановке ему было о чем вспомнить, во всяком случае так зримо и объемно! А Вы еще спрашиваете, какие традиции!

    Ответить
  • 1
    НИК.ИВАНЫЧ офлайн
    #4  28 января 2015 в 18:25

    Традиции это когда ты познакомился, учился и познавал все от старших охотников, принимал все лучшее, уважал не только себя, но и других людей, и животных тоже, передавал следующему поколению...эстетика охоты, этика охотника, как писанные так и не писанные должны быть отпечатаны отдельной малой брошюрой, их должен знать охотник наравне с правилами охоты и носить вместе с охотничьим билетом...

    Ответить
  • 1
    Алексей Стефанович офлайн
    #5  28 января 2015 в 18:46
    Александр Арапов
    Основная традиция, представленная в статье, это типичная обстановка в доме охотника, традиция раннего общения с охотничьими собаками. традиция раннего ознакомления с охотничьим оружием, с охотой, конечно! Именно из такой обстановки и выходили раньше охотники. В этом неспешном, незатейливом повествовании столько ностальгии столько тонких детских наблюдений, столько упорства и стремления к своей мечте! Не уверен, что, если бы автор в детстве жил в иной обстановке ему было о чем вспомнить, во всяком случае так зримо и объемно! А Вы еще спрашиваете, какие традиции!

    Могу только поблагодарить Вас за блестящий комментарий. Если редакция РОГ будет руководствоваться такими же понятиями о русской традиции наставничества в охоте, то вскоре мы увидим серию блестящих статей посвященных как традиционным русским охотам, так и нашим национальным традициям, связанных их подготовкой, организацией и проведением.Хотелось бы на это надеяться.

    Ответить
  • -2
    Константин Краёв офлайн
    #6  28 января 2015 в 19:09

    Здравствуйте. Моё мнение такое читобы быть охотником надо соблюдать вот такие традицыи как написано тоесть рос вместе со старшими бегал на охоту без оружия только тогда поймёш этику охоты и только тогда будеш настоящим охотником.

    Ответить
  • -4
    Георгий офлайн
    #7  28 января 2015 в 20:01

    Тради́ция (от лат. traditio «предание», обычай) — множество представлений, обрядов, привычек и навыков практической и общественной деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним из регуляторов общественных отношений.

    Что из статьи попадает под данное определение? Вот купаться на Крещенье, поднимать бокалы под куранты, свадьбой ехать к могилам воинов это традиция. То что в статье, воспитание охотника, может отчасти семейные традиции. К охотничьим (наверно уже забытым) можно было бы отнести: бей зайца на бегу, а птицу на лету. Что ещё? Только не надо приводить этику и культуру охотника.

    Ответить
  • 0
    НИК.ИВАНЫЧ офлайн
    #8  28 января 2015 в 20:15

    Вот, а без этики и культуры не будет традиции...по понятию от поколения к поколению это уже часть культуры, по способу добычи, т.е. стрельбы по летящей-бегущей дичи это уже и этика, а без них в охоте никуда.:-)))

    Ответить
  • 1
    офлайн
    #9  28 января 2015 в 20:40
    Александр Арапов
    Основная традиция, представленная в статье, это типичная обстановка в доме охотника, традиция раннего общения с охотничьими собаками. традиция раннего ознакомления с охотничьим оружием, с охотой, конечно! Именно из такой обстановки и выходили раньше охотники. В этом неспешном, незатейливом повествовании столько ностальгии столько тонких детских наблюдений, столько упорства и стремления к своей мечте! Не уверен, что, если бы автор в детстве жил в иной обстановке ему было о чем вспомнить, во всяком случае так зримо и объемно! А Вы еще спрашиваете, какие традиции!

    Воистину так! Хорошо сказано!!
    Не отрицая других путей становления охотника, замечу, что этот был основным. Слово "был" пишу с сожалением. Возможно это и есть та самая главная традиция, которую мы потеряли как-то незаметно.
    Спасибо автору за статью, а Вам за комментарий.

    Ответить
  • -2
    Георгий офлайн
    #10  28 января 2015 в 20:57
    НИК.ИВАНЫЧ
    Вот, а без этики и культуры не будет традиции...по понятию от поколения к поколению это уже часть культуры, по способу добычи, т.е. стрельбы по летящей-бегущей дичи это уже и этика, а без них в охоте никуда.:-)))

    Вот к "умершей" традиции можно отнести: по главным церковным праздникам не охотиться. У любителей охоты с подсадной, без выстрела отпускают первого селезня покрывшего утку. Тетерева-токовика не бить.

    Ответить
Ещё 10 комментариев...
все




Принимать участие в голосовании могут только зарегистрированные пользователи. Авторизоваться / зарегистрироваться












наверх ↑