Изображение Рыбацкое гостеприимство Таиланда

Отправляясь в Северный Таиланд, я ставил перед собой задачу исследовать отдаленные, в том числе и горные, районы с целью изучения возможностей рыбалки. Для этого я арендовал мотоцикл и взял с собой два портативных спиннинга, которые при необходимости можно было переоборудовать в донки.

Поездом из Бангкока я отправился в Чанг Май — большой город, расположенный на севере Таиланда, где всегда много туристов из разных стран.

Попутчиками по купе у меня были парень с девушкой, бельгийцы, душевные ребята.

Пили с ними виски.

За разговорами о взаимоотношениях Евросоюза и России время пролетело незаметно.

Несколько дней помотавшись на мотобайке по радиусным маршрутам вокруг Чанг Мая (джунгли, горы, интересовавшие меня на предмет рыбалки реки и озера), я переехал на автобусе еще севернее, в городок Чанг Рай и поселился в гестхаусе вблизи большого буддийского монастыря, стоящего в отдаленном от центра районе.

Чанг Рай совсем не похож на Чанг Май, где туристами заполонены все кафе и рестораны, на улицах шум и гам от снующих днем и ночью машин, где десятки местных фирм вывозят туристов на псевдоэкстремальные сафари с хорошим обслуживанием и гарантией безопасности.

Чанг Рай совсем другой.

Я бы назвал его спокойным, но по-своему деловым.

Здесь на вечернем рынке продаются изделия местных ремесленников и высококачественная, стильная одежда ручной работы. Дальше рынка вечерние улицы тихи, прохожих мало, заведения общепита малолюдны.

Днем я посетил цветочный фестиваль в одном из парков и был впечатлен красотой флористических композиций и цветочных скульптур. Затем пошел отведать жареных лягушек в забегаловку для простолюдинов, расположенную в маленьком переулке в центре города, но по пути остановился возле монастырских построек и минут двадцать наблюдал, как в уютном дворике стройные юноши и девушки в гражданской одежде занимаются ушу.

ДАЛЬШЕ НА СЕВЕР

Мотобайк с небольшим объемом двигателя в Чанг Рае взять не проблема, так что утром следующего дня мне его доставили по звонку в гестхаус прямо из пункта проката. Карта у меня была. Я направился в сторону Лаосской границы, до которой по кратчайшей дороге километров сто двадцать.

Трасса до Мае Чана (Mae Chan) широкая, скоростная, а движение небольшое. Я все время старался держать скорость 100 км в час, посматривал по сторонам, но водоемов, подходящих для ловли, не видел. Иногда в Таиланде, да и в прочих странах Юго-Восточной Азии, во время путешествий встречаются маленькие озерки, не отмеченные на туристических картах.

На окраине Мае Чана раскинулся придорожный рынок. Я остановился. Походив по рынку, купил с ледника королевских креветок. Старушка, торговавшая у дороги обедами передвижной лавки, пожарила мне их на гриле, и я прекрасно перекусил, добавив к обеду предложенный хозяйкой тайский суп.

В Мае Чане я повернул на трассу, ведущую в Чанг Саен, и через час был там. По окраине города и дальше вдоль границы с Лаосом протекает Меконг. Здесь он не так широк, как в низовьях, зато течение чрезвычайно быстрое, а вода так же мутна, как на его лаосском, камбоджийском и вьетнамском отрезках, на которых мне приходилось бывать раньше.

Читайте материал "Африканский калейдоскоп: советы трофейным охотникам"

В Чанг Саене посетил древнейший буддийский храм. Его территорию укрывают от солнца огромные дубы и лиственницы. Но главное здесь — необычайное спокойствие пространства, которое ощущается физически. Решил в этом городе заночевать, чтобы следующий день посвятить рыбалке на Меконге.

МЕКОНГ НА ГРАНИЦЕ ЛАОСА И ТАИЛАНДА

Утром я завтракал на улице под расписанным рекламой тентом в маленьком ресторанчике. За соседним столом пил кофе пожилой таец. К раме его байка была примотана веревками связка спиннингов. Оказалось, он едет рыбачить на Меконг за Чанг Саен.

Сносно владея английским, рыболов отвечал на мои вопросы охотно. Сказал, что лучший период ловли — зимний, с октября по апрель, когда река становится менее полноводной, а вода более чистой. Летом глубины Меконга в этом районе могут достигать семи-восьми метров, зимой же они не более трех-четырех.

В период дождей (июль — сентябрь) из-за грязных потоков, текущих с гор, вода реки становится похожа на какао. Рыба тогда меньше гуляет по реке, ее можно обнаружить лишь в особых местах, часто на более тихих ямах, где у нее не забиваются мутью жабры.

Пик клева приходится на то короткое время, когда после сезона дождей вода делается светлее и наголодавшаяся рыба выходит из укрытий кормиться. Это примерно октябрь. Также отличная рыбалка на Меконге бывает в июне, когда рыба наедается в предчувствии долгого бескормного периода.

Узнав, что у меня есть снасти, таец пригласил меня порыбачить вместе с ним. Мы поехали и через полчаса оказались на берегу Меконга. Спустились по крутой тропе к воде. Здесь, на повороте реки, у берега, образовалась небольшая заводь.

Несколько намытых островков с торчащим из воды коряжником делили основное течение на разнонаправленные струи. Судя по всему, это место могло быть действительно привлекательным для рыбы, так как та часто выходит кормиться на суводи и участки с переменным течением. Здесь в особых зонах может оседать сносимый потоком корм, а хищники могут подстерегать ослабевшего на течении малька.

Тассна, так звали тайца, наладив спиннинг, зашел в болотных сапогах в воду, сказал, что объект его охоты — кетфиш (catfish), а по-нашему сом. Я вспомнил свои опыты ловли небольших кетфиш. На прилавках российских магазинов часто можно увидеть филе пангасиуса, так это и есть кетфиш, иначе канальный сом, который обитает не только в Меконге, но и в других реках, каналах и озерах Юго-Восточной Азии. Однако меконгский сом достигает рекордного веса — за 300 кг.

Читайте материал "Нападения сомов на людей: реальность или сказки?"

Забрасывая тяжелую матово-серебристую блесну, Тассна комментировал процесс ловли. Он сказал, что кэтфиш стоит за камнями и ждет ослабевшую рыбешку, которую сносит течением. Ловить также нужно на снос приманки.

Я прошелся по берегу, выбрал участок, где из воды выглядывали большие камни, и стал забрасывать 28–граммовую «колебалку» поперек течения, чтобы приманку тянуло к камням. Поклевок не было. Имеющиеся в моем запасе две тяжелые, подходящие для ловли на слишком быстром течении Меконга блесны, я в течение часа применял без успеха. Зато удалось ни одной не потерять, поскольку у меня был опыт ловли семги на порожистых реках Карелии.

Техника ловли на реках Севера была такая же, на снос вблизи дна. Чтобы избежать зацепов, я делал рывок сразу после того, как блесна касалась дна, не давая ей волочиться. Один раз у меня произошел зацеп, но за счет прочной плетеной лески диаметром 0,18 мм удалось с большим напором отцепить блесну, слегка разогнув крючок.

Наконец у Тассны клюнуло что-то очень солидное, но он не смог удержать этого монстра, и рыба утянула снасть в коряги, оборвав леску. Когда я подошел к незадачливому рыболову, руки его дрожали, он виновато улыбался. Тассна знал, что мне нужно было сфотографировать крупный улов.

Раззадоренный этой поклевкой, я еще часа два хлестал воды Меконга спиннингом, оставил на дне обе тяжелые блесны, но, так и не поимев успеха, решил переоборудовать спиннинги в донки.

Читайте материал "Волжская снасть - кольцовка"

У Тассны оказалась фирменная приманка азиатских рыболовов — большие черные тараканы. Я наживил ими обе донки (по два крючка на патер-ностере) и к концу дня сумел уйти от нуля, поймав двух небольших сомиков и трех серебристых рыбок, чем-то напоминающих нашу густеру.

Вечер я провел в гостях у Тассны в его хижине на краю города. Жил он один достаточно бедно, без жены, без детей, без родителей. Мы выпили тайского рома под улов, поджаренный на большой сковороде. К рыбе при готовке было добавлено много зелени и острых специй. И это делало ее вкус несколько необычным. А рис, который Тассна приготовил на пару в деревянных туесочках, был вообще великолепен.

Все еще переживая, что не сумел мне обеспечить стоящих трофеев, Тассна сказал, что его друг в этом месте позавчера поймал спиннингом шестикилограммовую кетфиш. Я посетовал, что в этой поездке на крупную рыбу мне вообще не везет, клюет у всех только вчера или раньше.

Расстались мы с моим новым тайским другом сердечно. Переночевав в гестхаусе, на утро я оседлал мотобайк и отправился исследовать отрезок Меконга в сторону населенного пункта Ban Huai Meng.

В ГОРАХ

Не доезжая Ban Huai Meng, я повернул в горы и долго колесил по грунтовой дороге, то поднимаясь, то опускаясь в бесконечные холмы и невысокие отроги. В какой-то момент даже подумал, что заблудился, но вскоре дорога перешла в асфальтовую и стали попадаться деревни, отмеченные на моей карте. Горы были невысокие. Максимальная отметка — 1328 метров.

Читайте материал "В горах Джунгарского Алатау. Охота на козерога."

В одном месте я остановился, чтобы сфотографировать молодых и красивых мужчину и женщину. С бреднем за плечами, в мокрых, вымазанных илом одеждах они шли к дороге через рисовое поле. За полем виднелся пруд или маленькое природное озеро, не обозначенное на карте.

Еще издали пара стала настороженно приостанавливаться и рассматривать меня. Очевидно, белый человек в этих краях бывает нечасто. Я приветливо улыбался и рукой звал незнакомцев к себе. Мужчина что-то сказал женщине, и они в конце концов подошли ко мне.

Я увидел у них в ведре рыбу — штук пять небольших змееголовов. Их мне разрешили сфотографировать. Но когда я стал наводить камеру на хозяев улова, мужчина отвернулся. У женщины в красивых глазах промелькнул страх, мой английский ни он, ни она не понимали. Пришлось убрать камеру. Бедные люди наконец успокоились.

После объяснения жестами я понял, что рыба была поймана в отдаленном пруду, где еще можно что-то поймать. Но по змееголовам я выполнил программу еще будучи в Чанг Мае, поэтому, попрощавшись с рыбаками, поехал дальше.

Возвращался я в Чанг Рай северо-восточной дорогой через городишко Мае Риап (Mae Riap). В одном месте, уже ближе к концу маршрута, увидел недалеко от дороги огороженный хлипким частоколом пруд.

Читайте материал "Две недели на охоте в Зимбабве"

Рядом с водой стояло бунгало с тростниковой крышей. Вытирая руки о тряпку, ко мне вышла маленькая худая женщина в халате. Я показал жестами, что хочу половить рыбу. Она заулыбалась, закивала головой, окликнула кого-то. В дверях хижины появился коренастый мужчина с обвислыми усами и жиденькой бородой, в распахнутой клетчатой рубахе.

Я повторил свою просьбу. Мужчина вынес удочку и наживку — хлопья воздушной кукурузы в пластиковом ведерке. Затем он бросил пригоршню комбикорма в воду вблизи склоненного над водой большого дерева и, взяв удочку, закинул оснастку.

Поверхность воды заволновалась. Видимо, рыба стала под водой собираться. После очередной пригоршни прикормки вода заиграла бурунами и всплесками крупной рыбы. Вдруг желто-красный пузатый поплавок подпрыгнул, нырнул раз, другой и стал наискось уходить под воду.

Таец подсек, дернул удочкой, и полукилограммовая, похожая на карпа, но с более крупной головой рыба резво затрепетала в воздухе широкими плавниками.

— Ух ты! Кого вы поймали!?

Я кинулся было за фотоаппаратом, но таец, не поняв моей задумки, быстро снял рыбу с крючка и бережно отпустил ее назад в пруд.

Потом он передал удочку мне. Забросив оснастку, я тут же поймал уже знакомую мне по прошлым рыбалкам зеленовато-черную с толстым карасиным телом рыбу.

Читайте материал "Головешка"

Ее я неоднократно ловил и в Камбодже, и в Лаосе, и во Вьетнаме на внутренних водоемах. Вес этой рыбы был около килограмма.

— Панин? — спросил я.

Таец, улыбаясь, пожал плечами и произнес какое-то другое название. Трофей он положил в наполненное водой ведерко и забрал удочку.

Не понимая, как объяснить не владеющему английским языком тайцу, что мне нужно поймать и сфотографировать ту рыбу, которую он отпустил, я постепенно успокоился. А хозяин стал тыкать меня в живот своим черным и заскорузлым от работы пальцем, другой рукой показывая куда-то в сторону. Я понял, что он спрашивает, откуда я.

— Русский. Руссо, русиш, рус, — твердил я.

И, к удивлению, таец понял. Его усы как-то смешно зашевелились, а лицо расплылось в улыбке. Он показал на каждую из четырех сторон света, а затем снова направил руку на север.

— Точно. Там Россия, — подтвердил я.

Добродушный хозяин долго тряс мою ладонь обеими руками и, спохватившись, предложил поужинать. Хозяйка захлопотала было возле уличного стола, но я отказался, так как очень торопился. Напоследок я дал тайцу фотоаппарат, чтобы он запечатлел меня с уловом.

Читайте материал "На проверенных местах перестает клевать рыба"

От предложенных мною денег хозяева отказались. Они провожали меня улыбками, осчастливленные посещением русского.

Времени до отлета в Москву из Ханоя оставалось всего ничего, а мне еще предстояло сделать пересадку с поезда на самолет в Бангкоке. Рано утром я выехал из полюбившегося мне Чанг Рая автобусом до Чанг Мая. Оттуда начиналось возвращение домой.