Изображение Царица рек сибирских

«Хочу поймать нельму на спиннинг! Пытался поймать нельму на Лене, Енисее, Оби и Печоре. Но безрезультатно, — сказал мне как-то мой приятель и коллега по цеху Александр. — Есть у тебя такое место?»

Я задумался.

И было о чем.

Об этой владычице сибирских рек я слышал еще в юности от одного старца, которого приютили на ночлег в нашем родовом гнезде во Владимире мои родители.

Вечером гость поведал в неспешной беседе, что родом из Сибири, и рассказал о таинственной рыбе, которую добывали местные жители.

С тех пор слово «нельма» осело в дальних уголках моей памяти.

Мне приходилось организовывать рыбалку в свободное от охоты время.

Ловили на Камчатке кижуча, микижу, гольцов.

В Восточной Сибири — хариуса, ленка, щуку.

Но об организации специальных рыболовных туров я никогда не задумывался. Как-то был не очень воодушевлен процессом просиживания часами у водной глади и закидывания блесен в речные воды. И рыбалку рассматривал только как медитацию и отвлечение от повседневной суеты. А тут конкретный вопрос в лоб. Что ж, попробуем изучить возможности организации рыбалки на столь редкую рыбу.

Мало кто в нашей стране может похвастаться поимкой нельмы на спиннинг, в силу многих причин. Одна из основных — удаленность мест обитания сибирской красавицы от цивилизации. Благодаря этому не оказывается большой пресс на популяцию этого вида белого лосося (white salmon), как называют нельму за рубежом.

У меня на Чукотке есть друзья по охоте. Задал им вопрос: «Сможете?» Подтвердили, что нельма в их местах есть и они ее там ловили. Я прекрасно понимал, что одно дело, когда ловят местные, и совершенно другое, когда человек приезжает на ограниченное жестким транспортным графиком время пребывания.

Добавьте к этому влияние погодных условий, при которых рыба неактивна, и можно ставить под сомнение успех таких путешествий. А лететь приходилось из Москвы в Магадан, из Магадана в Омолон, куда самолет летает только раз в две недели!

На организацию этой рыбалки у нас с друзьями ушло около трех месяцев. Пришлось обновить заброшенную базу. Громко сказано — база. Это всего лишь охотничья изба, состоящая из двух помещений. В каждой из комнат была установлена печь, а это, как известно охотникам и путешественникам, главное условие комфортного пребывания вне цивилизации. Отдаю должное энтузиазму, энергии и оптимизму, которые мои друзья проявили во время подготовки и проведения тура.

Читайте материал "Охотничья экспедиция в Непал"

Итак, теплая встреча в аэропорту Омолона, ночевка у Андрея, высокого мужчины средних лет, энергичного, хорошо знающего и охоту, и рыбалку. Самое главное его качество в этом путешествии, пожалуй, заключалось в том, что он прекрасно готовил. На следующий день мы выдвинулись на берег Омолона и на трех лодках пошли к месту нашего временного пребывания. В нашей команде был еще Алексей, очень крепкого телосложения мужчина.

Как все сибиряки и представители Севера, живущие в суровых условиях, он был неразговорчив, но его поддержка чувствовалась всегда, когда это было действительно необходимо. Николай, среднего роста, со спокойным уравновешенным характером, казался поначалу почти незаметным, однако и его помощь приходила всегда вовремя, он поддерживал порядок в лагере и обеспечивал команду всем необходимым.

Погода нас явно баловала. Стояли ясные деньки, относительно теплые для конца сентября (зачастую в это время года на Чукотке уже лежит снег). Добрались до базы. Александр с Андреем отправились испытать удачу в рыбалке.

Мы с Лешей и Николаем взялись обустраивать жилище и приводить его в то состояние, когда, войдя в дверь, хочется сказать: «Ну, вот мы и дома!» Еще летом ребята попытались оградить это жилище от разрушений местного хулигана — бурого медведя, который взял за практику наведываться сюда. Судя по тому, что жилище не было повреждено, это им удалось.

Потихоньку тепло от двух очагов разлилось по всему помещению. Алексей быстро сколотил новый обеденный стол (старый оказался мал для нашей компании). Тут же на печки поставили чайники и котел для приготовления горячего. Продуктов взяли с запасом, по-северному: едешь на день — продуктов бери на три, едешь на три дня — бери еды на неделю. К тому же мы ведь приехали на рыбалку, а посему рыба должна быть на столе каждый день.

Читайте материал "Готовим рыбные бутерброды: вкусно и полезно"

Вернулись рыбаки, и мы за столом отметили приезд. После первой же вылазки Александр привез несколько ленков и хариусов. В улове оказалась и щука. За трапезой обсудили варианты рыбалки на следующий день. К этому моменту в избушке стало совсем тепло. В печи потрескивали поленья лиственницы и играли языки пламени. Незаметно наступил момент, когда можно было расслабиться и наконец-то поспать.

К большому сожалению, погода после нашего приезда испортилась, и не было обычного, по словам местных, активного клева. Несмотря на это, мы регулярно вытаскивали из речных глубин ленков, хариуса, щуку. Надо отдать должное Андрею, он прекрасно знал места, где обычно стоит рыба. Иногда заходя в какой-нибудь затон, коих по руслу Омолона было множество, мы могли даже видеть, какая рыба там водится. Стайки ленков и хариусов разбегались в стороны при заходе лодки в затон. Но сразу после остановки двигателя рыбу можно было вытаскивать одну за другой.

Читайте материал "На Камчатку не за лососем"

Честно говоря, это и меня воодушевило. Первую охотку мы сбили довольно быстро. Натаскали много ленков. Хариус был менее активен, либо же его оттесняли более крупные хищники. Но на стол шло все. Наибольшей популярностью пользовалась жареная рыба. Ее было быстрей готовить. А когда было время, Александр баловал нас сошими из хариуса и ленка.

Николай с Андреем приготовили большой котел наваристой ухи. Уха, как известно, хороша в двух видах: когда только что сварена и ты поглощаешь золотистый душистый бульон, сдобренный перчиком, и когда она остыла на следующий день и больше походит на чисто сибирский студень (это уже холодная закуска или средство для приведения себя в порядок после очень активного вечера)…

Прошла пара дней. Природа сменила осенний наряд на зимний. Забереги схватились тонким льдом. Температура упала до –7°… –8° по ночам, днем же было около нуля. В некоторых местах установился снежный покров.

Мы обловили практически все места, где, по мнению Андрея, была возможна поимка нельмы, но… Но успех в ловле той, за которой мы приехали, обходил нас стороной. Тем временем количество пойманных ленков, хариуса и особенно щуки все возрастало. Ребята, предвидя это, взяли достаточно емкостей для транспортировки пойманных деликатесов. Большая часть свободного времени уходила на обработку рыбы, что было непросто.

Представьте минусовую температуру, холодную и скользкую рыбу больших размеров, которая постоянно норовит выскользнуть из ваших рук. У щуки брали только филе, ленков и хариуса разделывали и солили. Все укладывалось в специально приготовленные бочки…

Читайте материал "Cолим сига в тузлуке"

Нужно было срочно принимать какое-то решение, чтобы размочить счет неудач. За ужином мы обсудили возможность переезда на другое место, и уже утром на двух лодках, со всем своим скарбом двинулись вниз по Омолону. Экспедиция состояла из Андрея с Александром в одной лодке и Алексея и меня в другой.

Погода к этому дню установилась прекрасная. Хоть и было холодно, но светило солнце. Голубое небо добавляло пейзажам яркости и красоты. На горизонте виднелись белые от снега верхушки горных хребтов… После двухчасового перехода мы пришвартовались в одном из затонов, полные надежд на встречу с сибирской красавицей. Нас тепло встретили местные ребята Виктор и Володя, напоили чаем и предложили место для ночлега.

Пока мы с Алексеем переносили вещи и затапливали печь, Андрей с Александром сорвались на рыбалку. Ну не может настоящий рыбак спокойно сидеть на месте, пока не увидит нельму на своем спиннинге!

Смеркалось. Рыбаки все не возвращались. Наконец мы услышали урчание лодочного мотора. По сияющим лицам ребят поняли, что результат достигнут. Да еще какой! Александр подтвердил поимку аж четырех огромных рыбин весом от 5 до 8 килограммов. Такого результата после нескольких неудачных дней вряд ли можно было ожидать. Но местные ребята были абсолютно уверены в успехе. Нужны были только время и условия для активности рыбы.

Конечно, вслед за поздравлениями последовали возлияния (рыбка же воды просит), горячие обсуждения, воспоминания. Параллельно приходилось контролировать печь, которая никак не хотела топиться и часть дыма направляла в комнату. Спать легли в слегка подкопченных апартаментах. Но зато было тепло. Перед сном мы с Александром обсудили перспективы дальнейшей ловли. Утром мы еще колебались, оставаться на этом месте или же двинуться в сторону базового лагеря. Я уговорил Александра остаться еще на один день.

Читайте материал "Ходовая и неходовая по белке"

Погода окончательно наладилась, и если бы не прохладный ветерок, можно было бы хоть загорать. Но Чукотка есть Чукотка. И начало октября давало о себе знать в полном объеме: и ловить рыбу было холодно, и разделывать ее.

Однако верно принятое решение остаться еще на день принесло свои плоды: Александр вытянул двух огромных рыбин на 10 и 13 килограммов. По случаю я оказался рядом и все видел: 13-килограммовая нельма сопротивлялась не очень долго, и ее быстро удалось подвести к борту. Андрей ловким ударом багра зацепил рыбину и затащил ее в лодку. Подсачека у нас не было, да и вряд ли он выдержал бы такого гиганта.

Радости рыболова, как, впрочем, и всей команды, не было предела. Теперь предстояло сфотографироваться с трофеем. Увесистая рыбина постоянно выскальзывала из рук. Ценой невероятных усилий нам все же удалось сделать несколько хороших снимков.

Нельзя не упомянуть и о том времени, когда удавалось сделать перерыв и устроить пикник на обочине, вернее, на речной косе в окружении прекрасного северного пейзажа. На берегу было много сухого топляка, и Андрей с Алексеем быстро разводили костер и ставили котелок и чайник. Вода в реке, соль в рюкзаке.

Решили сварить царскую во всех отношениях уху. Основой, конечно же, послужила нельма. Трудно передать ощущение, которое мы испытывали с Александром, когда готовая уха поглощалась нами в красивейшем месте на самом краю земли. Вкус ухи и запахи реки, костра, дружеская атмосфера, сопровождавшая нас на всем протяжении поездки, — все это незабываемо…

Читайте материал "Рыбалка вблизи Саньи"

Когда мы потихоньку продвигались к месту стоянки, на землю спустились северные сумерки. По пути было еще одно очень красивое место, где река упиралась в огромную скалу. Здесь на большой яме мы решили еще раз попытать рыбацкое счастье.

После нескольких забросов мой спиннинг изогнулся и заходил ходуном. Было понятно, что блесну схватило что-то крупное. Стал выводить, и вскоре показался белый бок нельмы. Прячась под лодку, рыбина пыталась противиться вываживанию. В лодке нас было трое, мы подвели нельму к борту, где ее умело забагрил и втащил на борт Андрей.

Ну вот, и новичку тоже повезло. За полчаса нам удалось добыть еще пару нельм, по одной на каждого. Уставшие, но гордые и довольные удачным днем, мы вернулись на станцию, быстро перекусили и легли спать. На следующий день предстоял переход в базовый лагерь.

Утром мы тронулись в обратный путь с надеждой покидать спиннинги в местах, на которые Андрей возлагал надежды. И он не ошибся. Мы с Алексеем шли позади Андрея и Александра. В одном из небольших затонов увидели картину, которую даже рыбалкой вряд ли можно назвать. Надо было снять на видео этот процесс. Рыбак ничего особого не делал, кроме как опускал блесну прямо под лодку и тут же вытаскивал ее с сидящим на ней очередным ленком.

Минут за восемь Александр вытащил больше дюжины ленков. Причину такого успеха Андрей объяснил тем, что в это время из вышерасположенного озера в Омолон скатывался малек щуки. Его-то и ждали эти речные леопарды, с жадностью хватая щучью мелочь у места впадения ручья в Омолон.

Еще несколько дней прошли в рыболовных вылазках. Но все хорошее когда-то заканчивается. Морозы по ночам переваливали уже за –10°. Уровень воды в реке начал резко понижаться, и мы рисковали превратиться в бурлаков, перетаскивающих тяжелогруженые лодки на каменистых перекатах.

Восемь с половиной часов подъема по реке на лодках при минусовой температуре! По дороге отколачивали наледь с бортов, останавливаясь только для того, чтобы размяться и выпить горячего чая. Испытание не для слабых духом. На одной из лодок вышел из строя водомет, и ребятам пришлось ремонтировать его в полевых условиях голыми руками, на морозе. Железные люди!

Читайте материал "Забудь про тахометр"

Прибыв в Омолон, мы разгрузили лодки и перебрались в место нашей первичной дислокации, к Андрею, в тепло и уют. Окончательно отогрелись в настоящей бане на дровах. Кстати, той ночью температура на Омолоне упала до –17 °С, а это уже не шутки. И вряд ли мы смогли бы выбраться по реке при такой температуре без больших приключений.

Можно еще долго и много интересного рассказывать о поездке, которая навсегда останется в памяти. Возможно, продолжение последует…