Многие рыболовы знают, что хищная рыба любит контролировать места, где какой-либо ручей или узкая протока впадает в реку. Такие места называют «вытеками», и чаще всего они ассоциируются с началом лета, когда мальки-сеголетки вместе с прогретой вешней водой скатываются в большую реку. Но мало кто вспоминает о таких интересных местах осенью – а вот и напрасно!

Рыболовы часто сетуют на то, что уровень воды ниже какой-либо ГЭС то и дело меняется. Из-за этого приходится рыбу искать вновь и вновь. Но что если хорошенько подумать и потратить время на поиск вытеков, отложить в сторону джиговые снасти и попробовать ловить на воблеры?

Именно такой подход к ловле рыбы помог нам с другом занять призовое место на соревнованиязх по рыбной ловле с лодок. Это было в 2014 году осенью на Волге. Уровень воды был очень высоким, но к началу соревнований понижался с каждым днем. Мы каждый день жгли бензин, исследовали акваторию и около торчащей из воды коряги обнаружили вытек. Это был ручеек, заросший репейником, который вытекал из довольно большого озера. Разумеется, при падении воды этот вытек был более прозрачным, чем вода в Волге. Мы немедленно исследовали берег рядом с вытеком, но не увидели ничего примечательного. Глубина маленькая, рыбы эхолот не показал. Рассказывая друг другу о своем опыте ловли на весенних вытеках, мы около упомянутой коряги поймали окуня, щуку и еще видели отличную судачью поклевку. Место имело примерно 6-7 метров глубины и вполне «дружелюбные» коряжки, которые мы легко перескакивали своими «пулями». Этого было достаточно, чтобы оставить эту точку в покое и снимать с нее рыбу в дни соревнований. Не буду углубляться в повествование о наших поисках жереха и окуня, а сразу скажу о том, что в первый день соревнований мы встали на эту корягу после обеда.

Вечерний клев на вытеке

К этому моменту у нас в зачете был жерех, небольшой окунь и щучка. Нам осталось поймать зачетного судака. Вода за ночь упала примерно на 35 см, и вытек стал лучше виден. Какая-то рыба то и дело забиралась вверх по течению ручья и чавкала в самой траве и под плотно прилегающими к вытеку кустами. Я почему-то думал, что если вода упадет – вытек прекратится, но этого не произошло. Ручеек просто стал более стремительным и опять добавлял в мутную Волгу свои чистые струи. Но мы не обращали на это внимания. Все внимание – на поклевки. Судаков мы поймали, но всех пограничного размера. Все чуть больше 40 см. Перебрали все поролонки, какие у нас были: синие, желтые, черные, серые и белые. Мы уже особо и не надеялись на поклевку крупной рыбы и терпеливо ждали вечернего выхода там, где пару раз кто-то мощно клюнул на наши джиговые приманки. Когда солнце уже скрылось за горизонтом, пятачок воды около вытека стал буквально кипеть от чавканья каких-то хищников. Окунь? Жерех? Судак? Чавканье было таким конкретным, какое полукилограммовые окуни не смогут сделать.

Я взял свой лайтовый спиннинг, который чаще всего использую для ловли белого хищника, и начал ловить на тот воблер, который так и остался на плетенке после ловли жереха. Поклевки стали следовать по несколько штук за одну проводку.

Изображение
 

Стоит забросить ближе к берегу – садится окунь. Один даже смог увеличить наши достижения за этот день, оказался вторым и принес нашей команде 6 очков. Стоило провести чуть дальше от берега – ловились килограммовые судаки. Рыба ловилась настолько хорошо, что напарник отложил свой спиннинг и сосредоточился на приеме рыбы и снятия ее с крючков воблера. Ближе к вечеру стали попадаться и полуторакилограммовые особи. Мы подумали, коль с такими небольшими рыбами нам не суждено занять призовых мест – хоть рыбки домой наловим. Эйфория бешеного клева продолжалась примерно полчаса. Шоу было зрелищным. Мы смотрели друг на друга и хохотали от понимания того, что у нас такой рыбалки еще не было никогда в жизни.

Во второй день соревнований вода опять упала на 30 см. Зная размеры озера, из которого вытекал ручеек, мы за вытек не волновались. Вытекать ему еще долго. А поскольку на вытеке ловились как окуни, так и судаки, а озеро могло подарить приличную щуку, мы полдня потратили на ловлю жереха и снова приехали на вытек во второй половине дня. На этот раз мы решили стать на якорь в непосредственной близости от вытека, но очень скоро воблер зацепился за кусты, мы подтянулись к ним да так и остались стоять, прижатые ветром к кустам. Ручей тек прямо возле борта, но рыбу это не смущало. Хищник чуть ли не в лодку запрыгивал, загоняя мальков в этот ручей.

Мы отлично отловились по окуням, нам даже жерех попался, который лишь на 1 сантиметр был меньше пойманного. Окунь, выловленный там, принес нам 10 очков! Правда, самого большого судака я снял с коряжки с первого заброса, но некоторые судаки из пойманных на вытеке уступали ему всего 1-2 см. Вечером сильнейший ветер не дал нам дождаться вечернего выхода судака, и еще нас сильно смущал шлейф мутной воды, который образовался от прибоя.

В ожидании чуда

На третий день вода упала еще сантиметров на 15. Мы решили с самого утра лететь на свое волшебное место. Боялись, что нас там уже «вычислили» и кто-то займет это место раньше нас. Жереховое место могло попросту не работать из-за малой глубины по причине падения воды (так и оказалось), а коряга и вытек могли нам подарить любую рыбу из тех, которых нужно было поймать. Основная наша задача была поймать большого окуня, который позволил бы нашей команде удержаться на первом месте. И, как по заказу, рано утром я с третьего заброса я вылавливаю окуня на 35 см. Однако вытек почему-то замолчал. Мы редко-редко вылавливали судачков, окуньков и щучек, но интенсивность клева по сравнению со вчерашней была очень плохой. Видя такое дело, мы метнулись проверить жереховую точку, убедились, что крупного жереха там нет. Поймали мелких жерешат, голавля и язя. Вернувшись снова на вытек, постояли около куста, но клевало очень редко. Мы начали думать, что сильно уменьшилась глубина, что не позволяет хищнику охотиться в полную силу. Однако была еще такая версия, что из-за мутного шлейфа, образованного ветром и прибоем, хищнику трудно найти спрятавшегося малька. Ну и еще одна догадка – что наша лодка могла каким-то образом мешать хищнику подходить ближе к вытеку. Если это так, то тогда почему вчера точно при такой же постановке лодки все отлично ловилось в непосредственной близости от лодки, включая такую осторожную рыбу, как жерех?

У хищника свое расписание

Видимо, кормившийся на вытеке судак по каким-то причинам перестал приплывать в свою столовую, и, может быть, стоит на глубине в корягах? Мы обстучали это место джигом, поймав всего лишь трех судачков, и стали на якорь так, чтобы можно было ловить на глубине возле обнаруженной коряги и, при желании, докинуть воблер до вытека. Теперь судаку ничего не мешало. Все было так, как в первый раз на вечернем шоу. В корягах, между тем, поклевывали берши, которые в зачет не идут. Солнце медленно клонилось к закату. Вот уже деревья на нашем берегу начали отбрасывать длинную тень, вот уже заходящее солнце окрасило красными тонами противоположный берег… а судак так и не чавкает на вытеке. Мы решили дождаться темноты принципиально. До базы нам ехать каких-то 15 минут, поэтому мы смело могли ловить до 19:20. Около семи часов вечера, еще перед сумерками, вытек ожил. На воблеры начал ловиться судак от килограмма до полутора. Мы опять «оттянулись по полной». Значит, обмелевшее место особого значения не имеет? Воблер, как и прежде, чиркал лопастью о дно и то и дело возвращался либо с бугорком грунта на «носу», либо в пасти у очередного судака.

Если вспомнить всех рыб, которые принесли нам желанные очки, то надо отметить, что лишь всего одна рыба (жерех) была поймана в другом месте. Все остальные были выловлены именно на вытеке. Даже одна щука прокралась в призовое место.

Некоторые выводы

Очень интересен тот факт, что местные егеря об этом вытеке знали, но никто там рыбу не ловил и клиентов туда не возил. Мы до сих пор думаем, что рыболовы по привычке вытеки считают весенней темой и осенью о них забывают. Второй вопрос нам не дает покоя до сих пор. Почему рыба не хотела ловиться весь третий день, а «вчера» ловилось хорошо? На ум пришла идея, что судак концентрируется в одном месте, видя своих собратьев. Чем больше конкурентов набивается в одном месте – тем явнее признаки наличия кормушки в виде скатывающегося из озера малька. Может, мы в первый и второй день изрядно проредили их стаю, и поэтому новые судаки не сразу находили это место? Я же думаю о том, что стоявшая у самых кустов лодка вносила какие-то коррективы в привычное течение жизни рыб. Может быть, она мешала заходить к вытеку более крупному мальку, которым и питались судак и крупный окунь.

Что происходило на самом деле – понять, наверное, невозможно. И последний вопрос, на который мы так и не нашли ответ – откуда приходят в «вечернюю столовую» судаки? Где они прятались весь день? Ведь мы все вокруг обловили джиговыми приманками, и поклевок не было. Проплывали вдоль берега метров 500, а то и более, пробуя ловить хищника в отвес – но все безуспешно. Как будто и не было никакого судака. Но вечером как по команде хищник собирался коло впадающего в Волгу ручья в большом количестве.
 

Что еще почитать