С осенним похолоданием рыба отходит от берега и собирается в более глубоких местах. Для любителей джигового спиннинга наступает благодатная и благодарная пора. Теперь самое время поискать судака на рельефных складках русла, не забывая и про глубокие старицы.

Прибыли втроем на берег еще затемно. Утренник был свежим, сырым и серым. К водоему всё прибывали и прибывали новые экипажи. Несколько лодок уже стояли вдоль фарватера на якоре. На месте спуска лодок даже образовалась небольшая очередь. Здесь такой ажиотаж случается каждый год во время осенней миграции судака.

Аккуратно походили галсами поперек правой бровки фарватера. На экране эхолота стали появляться едва заметные тени у самого дна. Товарищи предложили проверить, опустили якорь. Через минуту тени на экране исчезли. Поклевок тоже не было. Лодок вокруг становилось все больше и больше. Мы сместились к левому берегу и встали сразу за русловым свалом. За кромкой судового хода у бакена я всегда чувствую себя более безопасно. По фарватеру то и дело проходили танкеры и сухогрузы, как по оживленной трассе.

Мой первый товарищ почти сразу же вытащил хорошего судака. После короткой паузы, затраченной на извлечении крючка, на следующем забросе опять получил поклевку. Товарищ справа также выловил подряд три небольших судака. Поклевки у друзей случались с завидным постоянством. Я сидел посередке между ними и пытался подстроиться под условия ловли. Изучал дно и приноравливался к течению, после пары холостых забросов менял приманку, изменяя и цвет, и вес, забрасывал и вправо, и влево, и в русло подальше, играя приманкой у лодки в отвес. Глубины в месте лова колебались от 3 до 7 метров. В нашем районе были еще лодки, но наиболее успешно, как мне показалось, ловили только мои напарники. А я пока даже не ощутил и малейшего прикосновения рыбы к приманке.

Наконец, после сорока минут холостых забросов, удалось ощутить слабый щипок. Подсечка получилась мгновенной, а рыбка-судачок оказалась столь мала, что не была удостоена даже фотоснимка. О своих поклевках приятели говорили, что ощущается как средний или легкий удар. Конечно, по своей одной поклевке я не стал делать никаких выводов, а решил проверить догадку, что судак нынче ленив и не желает проявлять усердие. И что сегодня не стоит ожидать мощных поклевок, которыми так славится судак и за что его любят ловить джигом многие любители спиннинга. Дальнейшая проверка полностью подтвердила эту мысль.

Я подобрал такой груз, которого как раз едва хватало, чтобы течение сносило приманку не слишком быстро. Сегодня это был, как мне показалось, самый оптимальный вес, позволяющий отчетливо чувствовать ракушечник на свале и нагружать удилище. После касания дна выбирал слабину катушкой и медленно подавал кистью удилище на себя где-то на полметра. Приманка поползла по дну и была мгновенно атакована судачком до килограмма. Дело пошло.

Бланк моего удилища отлично передавал в руку неровности дна, «стиральную доску» речного ракушечника и, конечно же, рыбьи прикосновения к приманке. И как мне показалось, рыбе был совершенно не важен цвет резины. Поймав подряд пять судаков, стал экспериментировать с приманками. Каких либо преимуществ не выявил. В основе была лишь техника подачи.

Очень часто случалось, что судак лишь прижимал приманку «подбородком», но это не проходило для него безнаказанно. Поклевки продолжались и через час даже участились. Но рыба была некрупной, лишь несколько хищников превышали килограмм.

Решили сменить место и поискать более крупную рыбу. На сильном моторе быстро поднялись выше на несколько километров к разделению реки на два рукава. Глубина здесь была уже более десяти метров. Эхолот показал косяк. Рыбка в косяке оказалась средним подлещиком. Часто леска возвращалась покрытой слизью, приманка то и дело задевала за рыбьи спины. Невольная в таких обстоятельствах подсечка принесла несколько случайно подцепленных рыб.

Мы отошли от ямы пониже, где можно было забрасывать на предрусловый полив. Волочить приманку здесь получалось не совсем успешно. Чувствовалась заиленность дна. Но нам поочередно каждому стали попадаться некрупные щуки. Они клевали жадно, поклевка сопровождалась выраженным ударом в руку.

Потихоньку спускались в дрейфе по течению, останавливаясь в привлекательном месте. Приятелям удалось нащупать небольшую стайку окуней. Правда, выловленные полосатые выглядели солидно. Решили вернуться обратно и поискать крупного судака.

В общей сложности в месте, где сконцентрировался судак, я насчитал около трех сотен лодок разного типа. Кто-то ловил блесной в отвес, кто-то на мормышку с червем. Но как мне показалось, хорошо или плохо, но рыба попадалась всем. На нашем утреннем месте стояли три лодки, и мы «приютились» поодаль. Постепенно опять нашли рыбку. Но постоянно откликались лишь судачки около килограмма, а чаще и того меньше.

И мы большую часть судаков выпускали. Поднятые с небольшой глубины, я думаю, они не сильно страдали и вселяли надежду на быстрое выздоровление. А крупных рыб так и не удалось найти. А скорее всего, не сумели подобрать ключик. Ведь постоянно доходят слухи, что крупный судак попадается опытным рыболовам. Поэтому мы уговорились еще не раз посетить осеннюю реку и продолжить эксперименты с приманками, изменять проводку, искать заманчивый подводный рельеф. И я верю в удачу!  

Что еще почитать