Изображение Чевица реки Лангери

Таймень водится по всему бассейну Тыми. Эта рыба любит светлую студеную воду.

Заинтересовавшись этой мощной и довольно редкой даже для Сахалина рыбой, я однажды с моим напарником Анатолием Якубовским целенаправленно поехал в Лангери. Это очень красивая горная река с многочисленными перекатами и глубокими ямами на севере острова. Река протекает среди гор, и один участок ее, примерно 35–40 км, длительное время был редко посещаем местными и приезжими рыбаками из-за отсутствия дорог. Добавлю, что в то время тайменя разрешалось свободно ловить на рыболовные снасти: спиннинг или удочку.
В первый день мы разделились с моим другом: он решил проплыть по реке на резиновой лодке, а я — порыбачить на спиннинг с берега. У меня в тот раз был на вооружении примитивный алюминиевый спиннинг, оснащенный «Киевской» катушкой.

Рыбаки со стажем знают, с каким волнением подходишь к незнакомой речке, про которую очень много приходилось слышать. Налюбовавшись рекой от дороги, я спустился к речке. Недалеко заметил перспективное место для рыбалки: после переката была громадная яма, в которой даже с высокого берега не просматривалось дно. С первого же заброса я вытащил солидного кижуча уже в брачном наряде. Мощная 4-килограммовая рыбина достойно сопротивлялась.
Кому приходилось сражаться с этим лососем, тот знает, какой он серьезный противник для рыболова. Однако мы забрались в этот медвежий угол в основном за тайменем.
Я решил пройти немного ниже по течению, где река делала крутой поворот и сразу после него была очень хорошая яма. Место очень красивое: река со всей силы била в громадную скалу и после медленно растекалась по широкому плесу. Подойдя к берегу, я сразу увидел несколько больших рыбин почти на поверхности. Что интересно, эта небольшая стая из 7–8 голов расположилась широким треугольником против течения, причем самая большая рыбина стояла в его вершине.
Приготовив спиннинг и сильно размахнувшись, я забросил блесну под противоположный берег и начал медленно крутить катушку. Блесну мне было хорошо заметно, когда она, заманчиво вращаясь, проходила мимо самой большой рыбины — та довольно неохотно двинулась вперед, и «железяка» исчезла в ее пасти. Я сделал плавную подсечку, и тут начались «танцы на воде»… Рыба устремилась сразу же в глубину, и хотя у меня на катушке была крепкая леска, я засомневался, а выдержит ли она этого речного бойца? Как оказалось позже, взял таймень, который потянул почти 15 кг. Мы поборолись с ним довольно продолжительное время, причем мой спиннинг не выдержал испытания и сломался посередине. Поэтому мне пришлось прямо за леску вытащить трофей на берег. Когда я увидел тайменя на берегу, то не поверил глазам — таких больших рыбин я еще не ловил, да и не видел никогда столько тайменей одновременно.

Я кое-как успокоился и начал ремонтировать снасть. Пока возился, остальные рыбины смылись от греха подальше. Скрепив обе части удилища, я еще несколько раз забросил блесну в «клевое» место, однако безрезультатно. Подумал, что на сегодня хватит адреналина и рыбы, и двинулся обратно в сторону машины. Такого великолепного улова не ожидал от этой речки в самый первый день.
Очень довольный и счастливый, я вернулся к машине и стал ждать напарника. Наконец, с верховьев реки показалась знакомая лодка. Как только я помог Анатолию выйти на берег, он начал расспрашивать,где мне удалось поймать таких красавцев. Мне было тоже интересно узнать, какое впечатление произвела эта речка на бывалого и опытного рыбака.
Демидыч охотно отметил, что речка просто замечательная: очень много перспективных мест для ловли гольца, кунджи и кижуча, красивая природа… Кроме этого, у него тоже солидный таймень клюнул на тампон, но он не смог его одолеть — не выдержал поводок. Так состоялось наше первое знакомство с этой богатой речкой.
На следующей неделе мы с напарником поймали еще несколько трофейных тайменей. Причем большинство хищников были взяты нами в основном на тампоны из лососевой икры на поплавочную снасть. Очевидно, любая блесна практически незаметна на фоне большего скопления крупной рыбы. В то же время против ярко-красного икряного «шарика» размером с голубиное яйцо этот реликтовый прародитель лососевых не мог устоять. Не могу утверждать, что мы с Демидычем нашли самый надежный способ ловли тайменя в этот период, но больше мы ни от кого не слышали о подобном успехе. В принципе, я никогда не стремился поймать много рыбы, но ту рыбалку запомнил на всю оставшуюся жизнь. В последующие годы мне приходилось несколько раз ловить трофейных тайменей, но только по принципу «поймал — отпусти».
Через несколько дней в нашей команде появился сын с моим племянником из Сибири. Слава привез с собой видеокамеру и старался запечатлеть великолепную сахалинскую природу, поэтому у него не очень получалось с рыбалкой. К тому же мой друг из-за своего азарта всегда был впереди всех на любом перспективном месте, значит, у племянника практически не было никаких шансов поймать приличного тайменя.

Про моего старого компаньона по рыбалке Анатолия Якубовского нужно сказать особо. Это действительно «профессор» сахалинской рыбалки, как мы его часто называли в своем кругу. Анатолий всегда удачлив по любой рыбе и на любом водоеме. Но переживает как мальчишка, когда кто-то его переловит или поймает более крупный трофей...
Стоял сентябрь — самое замечательное время на Острове. Хотя ночью и по утрам было уже довольно прохладно, дни выдались солнечные и жаркие, без дождей — настоящее «бабье лето». Однажды мы тоже вместе со Славой проплыли на лодке по Лангери, даже увидели одного приличного медведя. «Винни-Пух» беззаботно бродил по речке и набивал живот вкусной рыбой, стараясь запастить жиром на долгую зиму. Однако он своевременно нас заметил и быстро исчез в кустах. Мне очень хотелось, чтобы мой племянник, наконец, тоже получил свой адреналин от борьбы с настоящим тайменем, но удача и в этот раз обошла Славу стороной.
...Оставался всего один день до нашего
отъезда домой, и я решил немного схитрить и сказал Демидычу, чтобы он приготовил чай, а мы со Славой еще на одну хорошую ямку сходим. Было у нас еще одно место, где мы обязательно выхватывали приличных таймешат. Дорога до места заняла минут 15, мы подготовили снасти и начали ловить рыбу на тампоны. Попадались изредка некрупный голец и кунджа.
После одной из очередных проводок я начал подматывать леску и вдруг заметил, что за поплавком кто-то устремился, увидел бурун от крупной рыбы. Мне стало понятно, что это таймень вышел на охоту и принял ярко-желтый поплавок за наживку. Позвал Славу, чтобы он быстрее забрасывал удочку примерно в то место, где была замечена атака на поплавок.
Вот поплавок стало выносить к перекату, и Слава начал медленно подматывать леску. В это время я заметил какое-то движение позади поплавка и предупредил напарника, чтобы он прекратил подмотку. Почти сразу же поплавок ушел под воду, это была настоящая поклевка...
Резкая подсечка, и вот тут-то началось... Чувствовалось, что на крючке сидит хороший таймень, который заставил нас достаточно времени поволноваться. За снасть я не опасался, но Слава был еще неопытным «таймешатником». Несколько раз ему удавалось подтянуть тайменя почти к самому берегу, но речной разбойник вновь стремительно уходил на фарватер. Вскоре рывки его стали слабее, оба противника были измотаны поединком. Общими усилиями мы справились все же с этим великаном без подсака. Племянник был счастлив. Не верилось Славе, что этот таймень на 15 кг был взят на такую изящную снасть.
У нас было еще немного времени для рыбалки, и мы прошли к следующему месту, чтобы закрепить успех. После длинного переката река делала крутой поворот, на котором по всему руслу беспорядочно валялись громадные валуны. Напротив в реку впадал солидный ручей с кристально чистой водой, дальше начиналось широкое плесо с глубокой ямой. Слава первым забросил удочку прямо туда, где вода бурлила между громадных валунов. Буквально сразу же последовала молниеносная поклевка, Слава резко подсек, и у него на удочке оторвался поводок с крючком, хотя он был из очень прочной лески. Мы подумали, что крючок, наверное, зацепился за камень. Я нацепил тампон и тоже забросил свою снасть в самые буруны. Поплавок успел проплыть только пару метров, как последовала поклевка. Резкая подсечка — я также остался без крючка. Заменил поводок, выбрал самый крупный тампон и, надеясь на удачу, вновь забросил снасть в реку.
Поплавок успел проплыть только 3-4 метра, вновь как сразу же исчез под водой, я резко подсек и тут почувствовал, что на крючке в этот раз сидит что-то особенно серьезное. Я пытался притормозить, но понял, что это бесполезно, снасть просто не выдержит нагрузки, и леска лопнет или удилище сломается. Наконец, леска остановилась, очевидно, рыба утащила тампон в самую глубину. Я снова попробовал натянуть леску, чтобы сдвинуть хоть немного с места рыбину — пока не известно, какую, хотя и предполагал, что на крючок попался особенно крупный таймень.
Удочка изогнулась колесом под непомерной нагрузкой, но рыба даже не тронулась с места. Наконец, леска медленно пошла по течению и появилась возможность немного приблизить к себе рыбу. Чуть позже я заметил поплавок, который начал медленно приближаться к берегу, и через несколько минут увидел своего противника. Это был громадный таймень, и я понял, что в этот раз у меня нет никаких шансов. Предполагаю, рыба была весом около 30 кг, так как я не мог тайменя даже стронуть с места и только ходил за ним по берегу.
На «привязи» у тайменя я был примерно минут сорок, он снова ушел в самую яму и там стоял, только леска звенела от напряжения. Через некоторое время я попробовал потянуть снасть к себе, неожиданно она очень легко пошла, я увидел, что у самого крючка леска перетерлась об острые зубы гиганта.

Мы не стали особо сокрушаться по этому поводу, самое главное, Слава сегодня добился отличного результата и сможет показать друзьям, какого тайменя выхватил на простую удочку. Он много раз приезжал ко мне в гости на Сахалин, но не всегда его друзья верили нашим совместным рыбацким успехам. Правда, таких трофеев в его активе еще не было.
Мы собрали свои снасти и пошли назад к машине. Наутро, к сожалению, у нас уже не было времени еще раз попробовать сразиться со вчерашним противником, и я не знаю, кто смог бы справиться с ним обычной снастью...
P.S. Могу предположить, что некоторые из прочитавших эту историю рыболовов подумают, что после таких рыбаков и тайменя совсем не стало... Однако хочу повторить, что раньше (примерно до конца 90-х) разрешалось ловить тайменя на Сахалине любительскими снастями (удочка и спиннинг) без каких-либо ограничений. К тому же довольно редко кто мог похвастаться таким уловом.
Это теперь сахалинский таймень занесен в Красную книгу, но отнюдь не по вине рыболовов-любителей...