Изображение Три урока от матёрой щуки
Изображение Три урока от матёрой щуки

Три урока от матёрой щуки

Думаю, не один я заметил, что к ловле рыбы спиннингом часто обращаются и те рыболовы, основная специализация которых по ловле в открытой воде — это поплавочная удочка, донные снасти, нахлыст.
В своей многолетней рыболовной практике я тоже уделял спиннингу достаточно много внимания.

События, описываемые в данной публикации, произошли десять лет назад на Псковщине, когда я спиннинговал на озере Удвятское, с которым уже знакомил читателей РОГ в серии публикаций под названием «Своё озеро». Три урока от щуки я получил по одному в разные дни октября на одном и том же водном участке размером 75 на 75 метров вблизи центра озера. Глубина озера на «школьном» участке составляла 5-5,5 м. Выезжал я на ловлю во второй половине дня на добротной деревянной лодке.

Урок 1

Итак, на этот раз в качестве приманки поставил я новенькую блесну-колебалку под названием «Черноспинка» с добавкой грузика. И вот, при очередной проводке вблизи дна, чувствую — мертвый зацеп. Подергал-подергал снасть с помощью удилища — блесна не отцепляется. Взялся тянуть рукой за леску — тоже безуспешно. Уже подумывал об известном приеме — заплыть на противоположную сторону от места зацепа и оттуда попробовать отцепить блесну. А может быть, дело дойдет и до применения отцепа. Но вдруг блесна «сама» отцепилась! Подтянул я блесну к себе, посмотрел на нее внимательно и тут же похлопал рукой по своей глупой голове. На блесне были явно видны свежайшие следы зубов хищницы. Вот это зацеп! Щука «президентских» размеров, килограммов эдак на 10! Итак, урок, длившийся меньше минуты, окончен. Счет в противостоянии со щукой-учителем стал 1:0 не в мою пользу.

Когда я по телефону рассказал эту историю своему московскому другу Михаилу Морданову, большому специалисту по ловле рыбы на спиннинг, он сформулировал краткое, четкое и бесспорное правило: подсечку нужно делать всякий раз, когда есть хотя бы малейшее подозрение на контакт приманки с чем бы то ни было.

Итак, будучи предупрежденным, я почувствовал себя надежно вооруженным. Больше ты меня не обманешь, зубастая! Блажен, кто верует...

Урок 2

В другой раз блесну-колебалку поставил покрупнее, с тройником №14. Удилище — мощное двухколенное. Ловлю в районе прошлого конфуза. Пока блесна после заброса падает до дна — «считаю ворон», во время проводки настраиваюсь на мгновенную сильную подсечку «по-мордановски».

И вот, на тебе! На одном из забросов, когда блесна еще явно не дошла до дна, руками почувствовал какие-то невнятные подергивания за мою приманку. Мгновенной подсечки не получилось по двум причинам. Во-первых, к реакции на такую раннюю хватку хищника я готов не был. Во-вторых, информация о поклевке по причине провиса лески дошла до меня гораздо позже, чем произошла в действительности. Конечно же, подсечку я попытался изобразить, но поезд уже ушел. Итак, 2:0 в пользу щуки.

Вывод по теме урока был примерно таков: во время погружения блесны от поверхности воды ко дну должен быть обеспечен минимальный провис лески, чтобы поклевка могла быть зафиксирована сразу же после хватки рыбы.

После получения двух горьких уроков мне показалось, что теперь новые сюрпризы невозможны и меня ждет неминуемый успех Но оказалось, что курс обучения спиннинговым премудростям ещё далеко не закончен.

Урок 3

Третий урок шука-учитель преподала мне через две недели после второго. Казалось, что на этой рыбалке я работаю уже без ошибок. После каждого заброса перед приводнением блесны делаю быструю подмотку лески с целью устранения ее провиса. И далее, в любой момент падения блесны ко дну, готовлюсь среагировать подсечкой на любой ощутимый руками сигнал о возможной поклевке. При этом, казалось бы, безобидная привычка глазами «считать ворон» во время падения блесны на дно оставалась в силе. В этом варианте взор возвращается к кончику удилища и леске лишь к тому моменту, когда блесна должна упасть на дно и можно начинать проводку.

И вот, когда после очередного заброса этот мой взор обратился к месту падения блесны на воду, я неожиданно для себя обнаружил, что размотанная леска спокойно лежит на поверхности (в том числе и в районе приводнения блесны) и тонуть даже не собирается. Оказывается, щука уже давно держит блесну в пасти, при хватке она сама «обеспечила» слабину лески, сигналов от блесны к удилищу не поступает, а я глазами «считаю ворон»! Естественно, все мои запоздалые старания сделать подсечку желаемого результата не дали. Счет стал 3:0 в пользу щуки.

Теперь-то мне стало «окончательно» ясно, что что сигналов от хищника о поклевке нужно ждать не только во время проводки, но и во во время погружения приманки от поверхности воды ко дну водоема. И эти сигналы могут быть разнообразными. И поэтому на каждом забросе после приводнения приманки нужно, во-первых, постоянно контролировать глазами поведение лески и кончика удилища; во-вторых, быть готовым среагировать также на любой ощутимый руками сигнал о контакте приманки с чем бы то ни было. Не помешает и визуальный контроль за полетом приманки в воздухе — а вдруг хищник выпрыгнет за ней из воды!

Все три урока я получил в течение одного сезона на небольшом участке озера. Это обстоятельство дает уверенность в том, что меня «обучала» одна и та же очень крупная щука. В пользу такого вывода работает и тот факт, что в двух последних случаях я использовал очень крупные блесны, которые при приводнении давали мощный всплеск и тем самым попросту распугивали нормальную рыбу — «щупарок» до полпуда весом.

Очень обидно, что четвертого шанса щука-учитель мне не предоставила. Возможно, закончив курс моего обучения и не желая дольше испытывать судьбу в общении со мной, она безнаказанно продолжает свою педагогическую деятельность с другими учениками и в других точках бассейна реки Западная Двина.

Ну, а мой личный рекорд по щукам, пойманным на озере Удвятское давно не обновлялся и топчется на отметке 5 кг.

Изображение Фото автора
Фото автора 

Что еще почитать