Изображение Весна на Нижней Волге

Весна на Нижней Волге

Вот уже много лет каждую весну выбираюсь на рыбалку на Нижнюю Волгу, к старым друзьям из г. Волгограда

Хотелось бы поделиться своими наиболее яркими воспоминаниями и некоторыми конкретными советами.

Весна на Нижней Волге — понятие сильно растяжимое, и в зависимости от периода этой самой весны, и рыбалка, и отдых получаются самыми разными.
Самый «бешеный» клев, конечно, бывает уже в конце весны, в начале лета, когда разлив идет на убыль, вода скатывается из поймы в основное русло и вместе с ней скатывается и многочисленный корм. В это время хищник просто бесится, но с ума сойти может и рыболов — количество мошки неподготовленного человека вводит в состояние паники. Как говорят местные, в такое время блесна при забросе сначала пробивает себе тоннель в слое мошки, а потом уже падает в воду. Сам я бывал в такое время на Волге пару раз, если честно, понравилось не очень. Отдыха никакого, сплошной напряг, но рыбалка, конечно, выдающаяся.

По мне, лучшее время для весенней рыбалки в Астраханской области — ранняя весна, как раз перед началом половодья. Надо сказать, что половодье на Нижней Волге не такое, как привыкли видеть рыбаки, живущие на малых и средних реках. Начало разлива там определяется сбросом воды из водохранилища. Соответственно, и скорость, с которой половодье набирает обороты, там невероятно высокая. С этой особенностью связан один экстремальный эпизод в моих поездках. Было это года два назад, приехали мы вдвоем с товарищем в Волгоград, там нас встретили друзья и братья по увлечению, машины были загружены всем необходимым, и в тот же вечер мы уже любовался просторами великой реки. На самой Волге клевало не очень хорошо, и на следующий день мы отправились в пойму, на один из многочисленных рукавов реки. Причем место нашей рыбалки было выбрано так, что мы оказались на огромном острове между Волгой и этим самым рукавом. Перебрались мы на остров через небольшой брод, где проехать могла даже легковушка.

Через пару дней рыбалки основная компания уехала домой, а мы вчетвером со всем снаряжением остались порыбачить еще. Клевало просто прекрасно, на спиннинг в основном щука и окунь, на удочку бесперебойно шла вся белая рыба. При таком клеве день пролетел незаметно. Вечером мы собрались у костра, коптили рыбу, болтали, обсуждали клев. И вдруг уже в темноте послышалось журчание воды, сначала я подумал, что нерестится рыба, пошли посмотреть, но ничего не увидели. Вернулись к лагерю, а в ночи стали проезжать мотоциклы местных браконьеров, их было видно по фарам, и все они уезжали с острова. Через полчаса мы пошли к воде еще раз, и тут я увидел, где журчит. Оказывается, она стала заполнять низину, соединяющуюся с протокой, причем текла она в нее с такой скоростью, что в этом месте трудно было устоять на ногах. Я быстро побежал туда, где ловили на удочки днем. Наши подставки-рогульки, воткнутые в берег, были затоплены водой почти полностью, это означало, что уровень поднялся где-то на метр, и всего часа за два! Еще час, и мы уже не переберемся через брод! Понятно, почему местные так спешно ретировались с острова. Надо было видеть, с какой скоростью мы побросали вещи в нашу «буханку», а вещей было немало — целый лагерь, с палатками, столами, посудой и снастями.

Как мы ни спешили, время все же потратили, а оно работало против нас. Ситуация была серьезная: если бы мы не переправились через брод и застряли бы на нем, то к утру машину могло затопить уже по крышу, и я не уверен, что мы успел бы вообще вытащить ее оттуда до наступления настоящего половодья. Подъехав к броду, в свете фар мы увидели перед собой уже не ручеек, а настоящую реку, ехать было страшно. Я разделся и полез в воду искать самое мелкое место, вода была ледяная. Немного побродив по пояс и глубже в воде, нашел боле или менее подходящий путь. Затаив дыхание, мы вползли в водную пучину, вода залилась на лобовое стекло, но машина проехала, наверное, только на наших молитвах. Потом мы перетащили через брод на тросе еще несколько зазевавшихся автомобилистов.

После этого случая мы стараемся так не рисковать, стихия шуток не понимает, и неосторожность и непредусмотрительность может кончиться весьма плачевно.

С началом разлива заканчивается клев, пойма заполняется водой, и у рыбы начинается нерест, на приманки она реагировать перестает, причем как хищная, так и мирная.

Последний раз я приехал в Волгоград уже слишком поздно (никак не мог вырваться), и хоть предупреждали друзья, что рыбы уже может не быть, все равно поехал. Просто побыть на природе, пообщаться с хорошими людьми, ну и, конечно, втайне надеялся половить. Думал так: «Это же Нижняя Волга, что-нибудь да поймаю». Но, приехав, когда разлив и нерест уже были в разгаре, так и не увидел ни одной поклевки, хотя на этом же самом месте, буквально три дня назад, местный друг прекрасно ловил на спиннинг. При этом рыба в воде просто кишела, но на спортивные снасти не шла. Зато у браконьеров уловы были просто прекрасные, еще богаче «уловы» были только у рыбинспекции.

Браконьерство на Нижней Волге существует века, и не мне рассуждать о сложившейся там ситуации. Но надо отметить, что наряду со стандартными взятками и коррупцией, там, как я узнал, было несколько случаев, когда браки попадали на настоящую рыбинспекцию, и это заканчивалось для них конфискацией машин и легальными штрафами в казну в размере нескольких миллионов рублей! Сначала в такие истории не очень поверил, но потом прочитал в Интернете, что такие ситуации действительно были.

Ну а если вернуться к рыбалке, то надо заключить, что самое главное — оказаться на реке вовремя, точно перед началом разлива, который обычно приходится на конец апреля, но точнее можно узнать только у местных. Опоздаете хотя бы на день — рыбалки не будет. Но если приехать вовремя, отдохнуть и половить можно отлично. Погода обычно стоит уже теплая, но не жаркая, нет ни комаров, ни мошки, в пойме цветут первоцветы и дикая слива. Рыба ловится прекрасно. Основные объекты охоты в пойме — щука и окунь, их можно наловить столько, сколько душе угодно, в Волге клюет судак, только вот жерех еще в начале весны малоактивен. Зато на донные снасти вместе с лещом и другой мирной рыбой попадается хороший налим. А на удочку прекрасно ловится вся белая рыба.

С собой снасти беру стандартные: для ловли на спиннинг побольше всевозможных вращалок, так как ловлю в основном в пойменных протоках и ериках, конечно, кастмастеры разных мастей, ну и плюс минимальный набор всех основных снастей, на всякий случай. Для ловли мирной рыбы, главное, запасти побольше червей, весной это лучшая насадка. Ловля мирной рыбы ведется либо на обычную поплавочную удочку, либо на донку или фидер.

Побывать на Нижней Волге весной обязательно стоит, это и прекрасный отдых, и возможность отлично половить рыбу как раз в тот период, когда в средней полосе России обычно наступает перерыв между последним льдом и первой открытой водой.