Изображение Дратхаар на состязаниях
Изображение Дратхаар на состязаниях

Дратхаар на состязаниях

Первый раз в жизни лично попал на областные состязания по вольерному кабану, вольерному барсуку и кровяному следу легавых собак – дратхааров и был поражен

Требования, предъявляемые к легавым собакам при испытании на вольерного барсука, переписаны с чего?

Не поверите! С правил по лайкам. Большей глупости, несмотря на то, что я рожден в России, в ней вырос и живу и вроде бы должен к чиновничьей глупости привыкнуть, я, право слово, не ожидал. По задумке чинуш от охотничьего собаководства, на основании пунктов №№ 9, 10, 11 нам с Вами навязывают следующие правила:  

– Для нахождения зверя собаке предоставляется не более 5 минут. Время работы собаки с найденным зверем устанавливается экспертной комиссией, но не более 15 минут (№ 9).  

– Собака снимается с испытаний:  

- не пошла в поиск;  

- в течение 5 минут не обнаружила зверя;  

- если собака, обнаружив зверя, трусит и не проявляет склонности атаковать его; после обнаружения барсука ведущий отдает поощрительные команды…(№ 10).  

– На испытаниях выявляются и оцениваются следующие охотничьи качества и элементы работы: чутье и поиск, смелость и злобность, мастерство хваток, голос, вязкость, ловкость, послушание (№ 11).  

Вот еще выдержка из этих же правил: «Из положения о состязаниях охотничьих собак по вольерному кабану и вольерному барсуку.  

Время работы собак:  

– на поиск барсука, согласно «Правилам», отводится 5 мин.; работа с найденным барсуком 10 мин.;  

– в случае «мертвой хватки» собакой и удержанием барсука в течение 1,5 мин. собаку отжимают, берут на поводок, работа прекращается и производится замена зверя».  

Или тот, кто это утвердил, сам никогда не охотился на барсука, или не держал легавую собаку, или это из серии «Хотелось как лучше, получилось как всегда». Я ленив от природы, и каждая строка, написанная мной, – это «перешагивание через себя», но обида за собачью породу заставляет меня выразить свое мнение в защиту братьев наших меньших, ибо они заступиться за себя, увы, не могут.  

Итак, что такое легавая собака дратхаар, в чем ее преимущество и за что мы, люди, ее любим, разводим, держим в своих домах, возим на соревнования, дрессируем, закрепляем необходимые нам ее возможности, превращая в устойчивые свойства породы?  

Ответ прост. Дратхаар – это универсальная легавая, то есть попытка достичь универсальности настолько, насколько это возможно. Но всему есть предел. Поверьте, ваш универсальный кухонный комбайн не сможет еще и гладить, и штопать, и ходить за вас на работу. В наш век мощнейших процессов глобализации повсеместно, где есть Макдональдсы, все равно не подразумевается, что в них Вам не подадут мясо с изюмом в горшочках и леща, набитого гречневой кашей, а также шампанское урожая 1999 г. Ни по блату, ни за взятку, ни за деньги. Или не будет гречки, или изюма, или горшочков, а главное – Макдональдс не место для гурманов. Он создан для другого.  

Итак, снова вернемся к дратхаару. Что есть главное достоинство породы, за что к нему такая любовь? Да за то, что на охоте он и хозяин – это одно целое. Целое не может разбегаться друг от друга, собака по жизни не должна уходить от хозяина дальше, чем на 50–70 шагов. Если Ваш дратхаар уходит дальше и не проверяет, не отстали ли вы от него, – это плохая собака! Вся охота, например, на птицу, испорчена! Кто из нас, легашатников, не помнит этого разочарования, когда птица, вставая на крыло, поднимается от собаки уже за 20–30 метров? А если между вами и собакой 50 метров, то что? Каким бы ни было Ваше ружье продвинутым, дорогим и навороченным, выстрел по перу все равно 30–40 метров.  

А что делать, если Вы добираете с дратхааром подранка в лесу, где видимость в лучшем случае 20 метров, а собака убежала на 100, а то и на 200 метров? За мою бурную охотничью жизнь так погибли от кабаньих клыков три отличных собаки, а жаль. В отличие от лайки дратхаар не так подвижен, болевой порог очень высокий, вязкость и упорство, воспитанное охотой на коростелей, где бывает, что собака «ковыряет коростеля» по 10–20 минут, «как доктор» разбирая его наброды, делает собаку очень и очень уязвимой. Я видел, как дратхаар, путаясь в собственных кишках, продолжал работать смертельно раненого секача, невзирая ни на что. Жалко было смотреть на хозяина, но собака не шла на отзыв, думая, что защищает нас от кабана, в ярости не сознавая свою собственную боль. Я, кстати, видел таких ягдов, но они и называются от этого «безбашенными» и редко бывают в «членах семьи».  

Теперь о главном! Основное ценное умение легавых собак было, есть и будет – умение анонсировать, т.е. редчайший дар позвать лаем и, если хозяина не видно, прибежать и доложить хозяину о том, что собака обнаружила. Мой последний дратхаар дошел до того, что берет меня за руку и реально ведет к дичи. Этой осенью даже спать не дает. Слышит, как просвистели и сели на воду ночью около моего дома утки, будит меня и ведет охотиться. Выходим из дома, так он не бежит сломя голову к реке, а крадется, оглядываясь, не сбежал ли я назад домой, к речке, где села птица. А начинал он это делать с ежиков и вел меня, поскуливая: смотри, хозяин, что я нашел – и ведь не лает лишний раз, чтобы еж не сбежал. Смешно, смешно и приятно, что имеешь дело с разумным существом, с другом и настоящим партнером по увлечению охотой.  

Ну а теперь к соревнованиям, оценкам, дипломам и т.д. Строгий судья запустил нас с Бриско в вольер, засек время, и после моей команды «Работаем, ищи, ищи!» мы двинулись по вольеру. Собака челночила 15–20 м по лесу, обнюхивая каждую кочку, каждый завал хвороста. Оглядывался на меня, будто спрашивая, где лучше искать и кого, а главное, здесь ли я. Очень быстро взял след, и собака пошла по новому для нее следу-запаху, в основном используя верхнее чутье. Недалеко от кучи хвороста, где затаился барсук, собака сделала короткую стойку с потяжкой и после моей команды «Отрыщ!» ткнулась носом в завал и залаяла. Судья велел мне встать за дерево метрах в двадцати, чтобы нас не было видно, и мы замерли... Собака лаяла минут 4–5 и, понимая, что она живого барсука из завала не выгонит, а убивать без хозяина легавая права не имеет, вернулась меня искать. Напоминаю! Легавая собака не должна хватать добычу без команды!!! Это закон. Если его нарушать, то смысл охоты теряется напрочь. Охота с легавыми – это не охота с соколами и не травля зайцев и лисиц с гончими и борзыми! Легавая должна выставить дичь под выстрел, а не загрызть и принести ее дохлой к ногам хозяина! Я однажды совершил ошибку и натаскивал щенка на покупных японских перепелов, которые не летают. Потом год отучал своего пса от приноса мне разных неоперившихся птенцов, ящериц и чуть не потерял собаку, когда она пыталась придушить гадюку в мочажине, где мы охотились на бекасов. В этот день я как назло не взял противозмеиную сыворотку, не было холодильника. Случись что потом с собакой, не простил бы себе этого. Ведь дратхаар – это друг, член семьи. Детям в глаза смотреть не смог. Кстати, с тех пор всегда ношу ампулу с димедролом и шприц. Так спокойнее.  

Снова к состязаниям. Когда пес меня нашел и «сообщил», что там нашел добычу, я снова дал команду и послал его туда же. Он вернулся к завалу и стал снова облаивать барсука. Я дал команду «Пиль!», Бриско стал ударять передними лапами по куче хвороста, но барсук сидел без движения. Собака еще раз полаяла минуты три, но барсук никуда не убегал, и собака вернулась за помощью ко мне. Мало того, в его глазах был немой вопрос: если ты не идешь со мной, нам что, это не нужно? Я ошибся, это не добыча? На команду «Вернись, работай!» он уже неохотно добежал до кучи, полаял и, потеряв всякий интерес, вернулся ко мне. Ну извини, хозяин, не надо так не надо, пойдем поищем что-нибудь стоящее.  

Я знавал одного егеря, который был глубоко уверен, что гончая должна все равно отдавать голос и на бегущего, и на стоящего зверя, равно как и на кровяной след. Он так расхваливал именно это надуманное свойство своего питомца, что чуть его не пристрелил, после того как мы 3 часа искали подранка лося в лесу и все ждали, что пущенная в поиск собака залает, а лая не было и, наконец, сами по следам крови нашли его. Так вот, собака мирно лежала рядом, а залаяла только от радости, что мы наконец-то пришли. Воистину глупость и самонадеянность человеческая не знает границ. Ладно егерь – человек необразованный, но, к счастью, добрый и отходчивый, собаку свою не пристрелил, а только долго материл, а после моих объяснений и вообще успокоился, осознав, что нельзя требовать от гончей того, что должна делать лайка. А вы, господа от собаководства, неужели не осознаете, чего творите?  

Нам с Бриско в итоге поставили шикарную по своей безапелляционности оценку «Отказ от работы». Мне не обидно, я доволен. Доволен работой собаки, тем, что все было правильно, тем, что собака не безбашенная, тем, что она работает только со мной в тандеме, что она достигла наивысшего в умственном своем развитии свойства анонсировать. Ведь если бы люди не научились анонсировать свои идеи, находки и навыки друг другу и нашему Творцу, то и не было бы эволюции нашего вида, не было цивилизации, так бы и оставались в докаменном веке и лаяли не менее 15 минут на каждую живую тварь.  

Ну вот и закончен мой анонс в пользу здравого смысла, в пользу братьев наших меньших, в пользу ее Величества Охоты, но хотелось бы еще совсем немного того, о чем мечтает в нашей стране каждый гражданин. Господа чиновники от собаководства, исправьте глупость!!! Уймите грех гордыни, признайте ошибку, переработайте положение, ведь от этого зависит развитие породы, закрепления ее лучших рабочих качеств, а значит и многообразие пород. Помните, дратхаар не сторожевая, не гончая и уж точно не лайка. Имеющий уши да услышит!  

С уважением, Сергей МАСЛОВ

Что еще почитать