Изображение Балда в глухозимье
Изображение Балда в глухозимье

Балда в глухозимье

Хоть и считается окунь рыбой простецкой, тем не менее задает иногда рыбацкому племени немало задач, решить которые по силам не каждому

По первому льду окунь безрассудно хватает все подряд, а вот в глухозимье, а порой и по последнему льду начинает капризничать: и блесны ему не нравятся, и к мормышкам и лескам присматривается. Какое разнообразие в выборе приманки при ловле по первому льду: от блесен и паровозов до мормышек, и какое скудное сейчас.

Балда - крупная и несколько страшная снасть. Балда представляет собой груз-тельце и привязанные к леске два довольно крупных крючка, на которые насажены бусинки или бисер. Движения этой приманки в воде вполне напоминают рачка или крупного насекомого, то есть как раз из основного списка меню крупного окуня. Балда – приманка типично перволедная, приманка для жора. В глухозимье такие приманки успех приносят редко, потому что довольно грубы. Однако на очередной рыбалке балда выручила.

Вечная проблема глухозимья

В ловле крупного окуня в глухозимье основная проблема заключается в том, что он перестает положительно реагировать на блесны и при этом, ввиду своих солидных размеров, совсем не смотрит в сторону мелких мормышек. Замкнутый круг получается. Проблема блесны в том, что она слишком крупная и резкая, а проблема мормышки в том, что она неприметная. И здесь бы найти что-нибудь среднее.  

Долго размышлял над тем, что же можно предложить крупному окуню в глухозимье, и шел к этому разными путями: минимизировал блесны и ставил более крупные мормышки – и все без особого эффекта. И тут подумал о балде.

Тщетные попытки с блесной и мормышкой

В этом году в водохранилище снова стало много крупного окуня, который, казалось, совсем пропал в прошлом году. Основные действа происходят посередине Волги, на мелях, граничащих с солидной глубиной.  

В этот раз как обычно начинаю ловить блесной. Лунки сменяются, результат один и тот же – тычечки есть, реализации ноль. В таких случаях следует сбрасывать блесну на дно. По перволедью и по последнему льду этот прием срабатывает, однако не в глухозимье – окунь не подбирает.  

По ходу проверяются все уловистые блесны, воз на месте. С мормышками еще хуже. Сначала были поклевки, окунь попадается, а потом – совсем тишина, поклевок ни в одной лунке нет.

Черед балды

Балда довольно крупная. Вес груза грамма 2-3, и кивки гнутся втрипогибели, пока не нахожу походящий. Играть балдой следует плавно и размашисто, приманка любит свободу. Опускаю ее на дно, стучу по нему, словно молотком, и плавно рисую в воздухе кивком овальные «кудряшки». Примерно знаю, как приманка ведет себя в воде. Ударяясь о дно, она поднимает облачка мути и при этом активно машет «ручками» - бисер делает движения крючков плавными и очень естественными. При подъеме крючки прижимаются к тельцу, а при небольшом опускании «ручки» уходят вверх.  

Лунка старая. В ней попробовал половить блесной, затем поупражнялся с мормышкой. На блесну была пара тычков, мормышку же и вовсе проигнорировали.
Первая проводка балды прошла без успеха, однако как только вернул приманку на дно и один раз стукнул по нему, произошла поклевка. Кивок мягко прижали. После подсечки удочку чуть из руки не выбило. Вот он норов крупного окуня в глухозимье – поклевки слабы, а силушки богатырской на вываживании хоть отбавляй.  

Торжествую – загадка окуня разгадана, ключ найден. Однако радоваться рано. Проводка за проводкой – а поклевок снова нет. Меняю лунку.
Здесь снова быстро попадается крупный окунь, и тишина. Нужно подбирать проводку.

Поиск способа подачи

Становится ясно, что окунь в зоне есть и его очень даже интересует балда, однако что-то все равно настораживает, и нужно пытаться его расшевелить.  

Первый окунь попался во время постукивания по дну, второй сразу же, как только после очередного стука оторвал приманку ото дна. Не знаю, как там сейчас раки зимуют, но почему-то кажется, что балда напоминает окуням рачка. А рачки, как известно, от дна далеко не отдаляются.  

В очередной лунке старательно стучу по дну и совсем не поднимаю приманку выше пяти см от дна. Короткий прижим – окунь. Опускаю снова на дно, стучу – опять поклевка. Через минуту поклевка повторяется и приличный окунь засекается.  

Через проводку – еще один и еще. Начинаю экспериментировать, отрываю балду от дна, делаю проводку в полводы – нет реакции. Возвращаю на дно – окуни будто исчезли. Бурю новую лунку и на стуке попадается еще один окунь  

Все окуни положительно реагируют на балду только тогда, когда она стучит по дну, и совсем теряют к ней интерес, если она вдруг поднялась выше дна. Очевидно, такой незапланированный подъем «рачка» настораживает подозрительных окуней. Возможно, это связано с тем, что настоящие рачки так себя под водой не ведут.

Об оснащении

Балда, которую использовал, недалека от идеала. Она симметрична и вполне устойчива. Немного углубившись в эту тему, самостоятельно изготовил несколько образцов, которые получились не идеальными в плане симметричности, что поставило на них крест в плане уловистости: приманка постоянно при проводке наклонялась набок, чем сбивала игру одной «лапки». Окуни это не оценили.  

Изготовить балду несложно самостоятельно. Для этого всего-то и требуется, что груз пулевидной формы да пара крючков с бисером.  

В головной части «пули» следует сделать отверстие, через которое нужно провести леску и завязать в форме петли. На этой же петле следует прикрепить и крючки. На каждый крючок сажаю по три разноцветных бисера и обязательно креплю их кембриком, изоляцией от провода.

Перспективы балды

Приманка хорошо проявила себя при ловле на стук. Положительным эффектом, очевидно, было то, что во время стука приманка поднимала облачко мути, что дополнительно стимулировало окуня к поиску съедобного объекта. Посему балда хорошо работает на песчаном и илистом дне и малоэффективна на камнях. Стучит-то звонко, а вот мути нет, а окуни в глухозимье на пустозвон не ведутся.

Пуля-дура, блесна-балда

Как-то на рыбалке возникла идея применить принцип «балды» в отвесном блеснении. Зачастую блесна способна привлечь к себе внимание окуня, но атаки не происходят. Причины могут быть разные. И общая пассивность рыбы, и «неголодный» сезон, и какие-то огрехи в блесне, игре или снасти. И в таких случаях нужна, что называется, бомба. Какой-то неожиданный ход или привлекательная деталь. В данном конкретном случае в этой роли выступают два простых крючка выше блесны.
Блесна, в принципе, сама по себе не важна, куда важнее то, что чуть выше блесны на леске. А находятся здесь два крючка с бусинками. Крючки не зафиксированы, они свободно ходят по участку лески, обозначенному петлей, которой и крепится блесна.  

На самой первой рыбалке увидел результат: пустых поклевок стало на порядок меньше, и немалая часть пойманных окуней попалась на верхние крючки.
Игра у приманки получается специфичная. При взмахе крючки прижимаются к блесне, при планировании уходят вверх, а на паузе, когда блесна отстаивается после взмаха, крючки плавно возвращаются вниз. Обычно в этот момент и происходят окуневые тычки.  

Очень полезно постучать этой блесной по дну. Тогда крючки приходят в неистовое движение, как у «балды». В периоды окуневой пассивности такое постукивание идет на ура. Стучать нужно нижним концом блесны, где находится тройничок, а верхнюю половину приманки нельзя ни в коем случае опускать на дно, иначе крючки не будут исполнять своих функций. При таких постукиваниях крючки, словно ручки, синхронно машут вверх-вниз, однако поклевок на таких маханиях не происходит. Окуни атакуют в паузах, когда блесна несколько дольше задержится на месте. Поклевки редко бывают резкими.  

Несмотря на то что основной приманкой в этой оснастке кажется все-таки блесна, рыба чаще всего атакует именно верхние крючки и засекается на них же. Возможно, это связано с тем, что блесна слишком крупна для них или срабатывает основной природный инстинкт – отнять. Оснастка имитирует рыбку (блесна), которая схватила что-то вкусное (крючки с бисером) и пытается это съесть. А окунь стремится отнять у конкурента «лакомый кусочек».  

Окунь может отказаться от приманки по самым разным причинам, вплоть до того, что ему не нравится цвет бисера. На эту тему совсем недавно разговаривал с одним опытным безнасадочником. По его наблюдениям, волжскому окуню нравятся всего лишь три цвета: белый, красный и черный. И он ставит на свои безнасадочные мормышки кембрики только этого цвета. Поддавшись его влиянию, такого же цвета бисер поставил на крючки. Чтобы бисер не слетал с крючков, зафиксировал его кембриком.  

На одной рыбалке решил попробовать целый день отловить такой балдой-блесной. Ловил со своим приятелем, тоже блеснильщиком. Он использовал в тот день простые окуневые блесны с одинарным крючком без каких-либо прибамбасов.  

Дела пошли хорошо с самого утра. В первой же лунке поймал одного за другим три неплохих окуня, два из которых попались на верхние крючки. Поклевки были практически во всех лунках, но очень много пустых. Тем не менее, с каждой лунки доставал от одного до пяти окуней, приятель же до обеда скучал, хотя рыбачили мы с ним на одном месте. В итоге к концу дня ящик потяжелел на 4 кг, приятель же, пока не привязал выше блесны такие же крючки, поймал всего-то двух окуней, зато потом на верхние крючки быстро выловил десяток горбачей. Из 20 окуней 17 были пойманы на верхние крючки, что уже о многом говорит. Не будь этих крючков –улов был бы менее солидный.  

Поклевки были несильные, окунь атаковал приманку на паузах, после того как несколько раз ударял приманкой по дну. Несколько ударов было снизу вверх, когда окунь, очевидно, бил снизу, задирая кверху кивок. Рыбалка, признаться, была трудовая, но тем самым интересная.

Что еще почитать