На лисиц и зайцев в Калмыкии

Прибыв в Калмыкию на гусиную охоту и выписывая путевки в Элисте, мы неожиданно получили на руки по два комплекта

 Одна путевка была на водоплавующую дичь, а вторая на пушного зверя. К слову сказать, совершенно бесплатно. Поскольку охота на гуся проводится только по зорям, день можно было посвятить степной птице, лисицам и зайцам, которые тоже, согласно путевке, относятся к пушным зверям.

Опыта охоты в степи нет ни у кого, кроме Василия, и мы внимательно выслушиваем его предложения. Трем охотникам приглянулось предложение поохотиться на уток и куропаток по берегу Чонгара, а меня соблазнил вариант загонов на лисиц по балкам. Соблазняю двух самых молодых охотников и, возглавляемые Василием, отправляемся в степь искать подходящую (он покажет какую) балку.

 Оказалось это совсем нетрудно, вся степь, буквально, изрезана ими. Упираемся в первую попавшуюся и высаживаем двух загонщиков, в том числе и меня, а Василий с одним стрелком заехали на пару километров вперед на номера.  

Выждав условленное время, загонщики по обеим сторонам балки погнали на стрелков. Иду так, чтобы одновременно было видно дно оврага и склоны холмов вокруг него. Иногда поднимаюсь наверх, чтобы осмотреть горизонт, после этого спускаюсь вниз заглянуть в дно балки. Балка огромна с многочисленными «отнорками», уходящими в разные стороны как усы. Заглядываю в один из них: прямо из-под ног вырывается заяц. Вскидываю ружье, но русак скрывается за изгибом овражка, добегаю до поворота – заяц уже за следующим. Так и ушел. Но, сам выход зайца обнадеживает – значит, он здесь есть. Впереди небольшая площадка, поросшая выгоревшей еще летом почти белой травой.
Прекрасное укрытие для перелинявшего под зиму русака. Он тут и оказался, выкатив шагах в десяти и направившись вверх по склону оврага. Стрелять очень удобно, и я достаю его первым выстрелом.

 Снимаю ремень с ружья, перетягиваю лапы зайца на его концах и вешаю через плечо. Можно работать загонщиком дальше. Следующая площадка побольше, и снова русак, вылетевший из такой же травы, мчится на склон. Вешаю его на ремень рядом с первым. Неплохо, очень неплохо. У нас в Подмосковье можно неделю проходить и ни одного не поднять. Двигаюсь дальше и тут же слышу голоса стрелков. Это Василий отчитывает молодого напарника, который вместо того, чтобы прятаться на номере высунулся по пояс и рассматривал ложбину в бинокль. В результате лисица, заметив его, ушла отрогом в степь.  

Выяснив отношения, разобрав ошибки и подытожив набранный опыт, заезжаем на несколько километров вперед, собираясь делать следующий загон. Однако балка в этом месте слишком широкая и больше подходит для вытаптывания зайцев, чем для лисьего загона, да и время уже поджимает, поэтому переносим охоту на завтра, а сами едем в ближайшую кошару за молоком.  

Пока хозяйка набирала банку, разговорились с хозяином, симпатичным молодым калмыком Левой. Узнав, что мы охотимся на лисиц, он очень обрадовался, поскольку те постоянно таскают кур. Постепенно разговор перешел на волков и выяснилось, что их в округе очень много, а еще больше урона от них. Режут овец, коров и таскают пастушьих собак. Кстати, я впервые услышал о том, что мясо волка не только съедобно, но и очень ценится местными жителями. В Элисте, например, килограмм волчатины стоит 300-400 рублей, а если кому-то из чабанов посчастливится добыть волка (как правило, это происходит случайно), то на «волчатину» съезжаются все знакомые, родственники и соседи. Деликатесное мясо идет «на ура».  

Лева поведал нам о горожанине, приезжавшем за мясом волка для больной жены и предлагавшем 10 000 рублей за тушу. Рассказал о дельтапланеристе, летавшем над степью и по балкам с ружьем и добывшем - таки пару волков. Надо ли говорить, что мы тут же загорелись самим поохотиться на волков. Оказалось, что способ охоты на них мало, чем отличается от охоты на лис загоном по балкам, разве что загоны нужно брать побольше, и количество стрелков увеличить, чтобы перекрыть боковые отроги. Думаем соблазнить этим всю нашу бригаду. Прощаемся и уже в темноте подъезжаем к лагерю. У ребят результаты небогатые, поскольку берег Чограйского водохранилища открытый и прятаться негде, но все же по паре уже полностью перелинявших чирков есть. Да в прибрежной траве подняли табунок куропаток и выбили из него по штуке. С моей парой зайцев и молоком получится прекрасный обед с первым, вторым и третьим.  

 На следующий день после зорьки и позднего завтрака вторая команда отправилась следить за гусями, а я с молодежью снова к балкам, поближе к зайцам и лисицам. Василий на этот раз остался на лагере и командование я взял на себя. Лощину нашли новую, но очень похожую на ту, которую гоняли вчера. Интуитивно выбираю перспективный отрезок и, оставив загонщика, еду со вторым стрелком занимать номера. Честно говоря, самому хочется пойти в загон, кажется поднять зайца больше шансов, чем дождаться лисицу, но нужно выбрать место для засады. Приглянулась небольшая площадка внизу оврага, расположенная сразу за изгибом балки.  

Остаюсь на этой стороне и усаживаюсь за холм так, чтобы видеть дно оврага, площадку перед холмом и сам холм на противоположной стороне. Напарник переходит балку и садится с тем же расчетом, наблюдая пространство у меня за спиной. Как всегда на номере долго тянутся минуты ожидания. Сижу уже, где-то с полчаса, как вдруг из-за поворота с громким топотом на бешеной скорости выскакивает лисица. Площадка всего несколько метров в диаметре, но лисица не пытается проскочит ее, а вылетает на склон прямо передо мной. На вершине склона, во время прыжка я и стреляю. Зверек по инерции пролетает последний метр и падает на верхнюю площадку.  

Охотники согласятся, что эта минута самая прекрасная во всей охоте. Дозаряжаю ружье и снова превращаюсь в слух и зрение. Впиваюсь взглядом в дно оврага, однако, краем глаза замечаю лисицу, мчащуюся поверху, из загона по противоположной стороне, как раз на напарника, сидящего к ней спиной. Он ее не может видеть и не видит. Что делать? Как подать сигнал? Решаю напустить как можно ближе и, когда до стрелка ей остается шагов двадцать, что есть силы воплю – «Держи, сзади». Молодой охотник с похвальной быстротой оборачивается, и раз за разом бьет дуплетом. Вижу, как первый сноп дроби ложится позади зверя, а второй достает ее по заду.  

Крутнувшись, лисица скрывается в рукаве балки. Дисциплинированно дождавшись загонщика, стрелок бежит к ложбинке, куда скрылся зверь и вскоре радостно вытаскивает его оттуда. Ну, совсем хорошо! Время еще полно и можно сделать еще пару загонов. Поменяли загонщика, и я теперь сижу рядом с другим парнишкой. Вдруг, вижу любопытную картину. Мой хантер, делая мне какие-то знаки, встает, снимает ботинки и носки и, перейдя босиком мокрый овраг, скрывается за холмом. Через минуту раздается выстрел. С появившимся загонщиком иду за холм и вижу счастливого охотника, держащего в руках лисицу, самого крупного и красивого кобеля из добытых ранее. Оказывается, он увидел ее, медленно уходящую степью из загона, сумел отрезать и застрелить. Нарушение, конечно, налицо (нельзя покидать номер до конца загона), но победителей, как говорится, не судят.  

Переходим дальше, но, посмотрев на продолжение балки, вижу, что загон здесь будет непродуктивен. Балка настолько расширилась, что превратилась в стадион с трибунами – холмами, и ее просто не перекрыть двумя имеющимися в наличии стрелками. Зато, густая трава, растущая по всему футбольному полю, предполагала наличие в ней зайцев. Решено, прочесываем ее цепью.  

Практики охоты по балкам кот наплакал, и поэтому около часа безрезультатно бродим по центру огромного поля, вытаптывая бурьян (в котором, кстати, любит ложиться русак средней полосы). Наконец, я идущий крайним смещаюсь к подножью холмов и тут же из знакомой белой травы выкатывает русак. Забираю его и кричу ребятам, чтобы прижались к противоположному берегу, под самые холмы. Иду дальше уже самым краем и, буквально, через сотню шагов поднимаю второго. Однако вместо выстрела слышится предательский щелчок – осечка. Передергиваю затвор, но заяц уже далеко.  

Хотел ведь выбросить эти старые патроны, но понятно, какое чувство удержало и вот теперь расплачиваюсь. Поделом! С противоположного края слышится стрельба – значит, правильно угадал лежки местных ушастых. Это радует. Подтверждением становиться третий русак, снова с края травы уходящий на склон. Пожалуй, на пропитание всей команде хватит, да и молодежь может что возьмет. С приятно оттягивающей плечо ношей иду к машине. Вскоре подтягиваются и мальчишки- у них тоже русак. Удачный денек. Я неплохо поохотился, а ребята взяли первых в своей охотничьей жизни зверей.