С обманкой и живцом за хищником

С ледоставом хищник загулял, зарыскал по донным свалам и начал жировать. Но, как в добрые старые времена, «голой» блесной его сейчас не всегда можно соблазнить.

С появлением силиконовых приманок блесна все чаще стала уступать место тяжелым мормышкам и джиг-головкам с насадкой твистеров и виброхвостов. Помнится, не так давно у волжского местечка под названием Ахмыловское озеро мы, перепробовав все имеющиеся блесны, пробы ради нацепили по твистеру с блестками – кто на тяжелые «Уралки», кто на джиг-головки. Судак – не судак, но берши стали брать часто. Впоследствии оснастил мормышки и джиг-головки короткими, 3–4 см поводками с маленькими двойниками. Сходов стало меньше.

Способы игры приманки различны, начиная от постукивания о дно: можно проверить вариант игры обычной мормышкой с подъемами и опусканиями, а затем – способ блеснения, хотя он и применяется реже. Тюлька, обладая еще и запахом, часто бывает более выигрышна, чем силикон. Она может подсаживаться, как и твистеры, с дополнительным поводочком, что также уменьшает вероятность сходов.

Нередко успех могут принести балансиры, поскольку «работают» почти как летние блесны, а именно – в горизонтальной плоскости. Правда, в этом есть и свой недостаток: балансиры чаще зацепляются за коряги.

На течении и глубине применяются довольно крупные приманки — 5-8 см. «Голова» балансира должна быть чуть приподнята из-за смещенного центра тяжести, иначе хорошей игры не добиться. Нижний тройник обязателен (поскольку хищник часто берет поперек). Тройничок можно подвесить на застежке или мелком заводном кольце и оснастить его «завлекалкой» из красных шерстинок. На него можно подсаживать и тюльку, чаще – хвостик. Расцветка приманки может быть разной, в зависимости от водоема, но чаще хороши сочетания красного с желтым или зеленого с желтым.

Оперение балансира предпочтительнее из оргстекла. Щетина и металл, на мой взгляд, хуже. Выше балансира можно привязать или короткий поводочек с тройником, оснащенным так называемой «мухой» – шерстинками красного цвета или кембриком, или крючок с подсадкой самого мелкого твистера или виброхвоста.

Техника ловли та же, что и на блесну. Найдя дно, приманка приподнимается на 8–10 см, затем, повинуясь несильному движению руки, она уходит вверх на 20–30 см. Высота подъема вычисляется опытным путем в каждом отдельном случае. Бывает, балансир приходится поднимать выше полуметра. При планировании приманки ко дну желательно контролировать ее падение, провожая балансир легким натяжением лески, не давая полной слабины. Можно перед подъемом приманки постучать балансиром о дно, создав облачка мути. Пауза 3–4 сек., но в отдельных случаях может быть 5–6 сек. Иногда успех может принести плавная игра приманкой, как в ловле на мормышку.

Судак, берш да и щука предпочитают места охоты с резкими перепадами глубин: бровки, свалы на яму, старые русла рек, гряды камней с течением и глубинами 6–10 м. Но бывают исключения. Приходилось не раз ночевать на льду в затопленном лесу, что стоял почти напротив Козьмодемьянска. Ночевать на льду у костра и под полиэтиленовым навесом двигала не любовь к русскому экстриму, а необходимость, так как уходить на ночлег было далеко по глубокому снегу, под которым стояла вода. Так вот, в лесу этом затопленном, прямо на «полянах» ловилась крупная сорога, а по кромке леса – крупная щука и изредка подлещик с густеркой. Но случалось здесь же вылавливать на жерлицы и судаков, причем глубина в этих местах была лишь около 3 метров, а судаки – чернее трубочистов. Словом, какие-то коряжные мутанты… По всей видимости, такие метаморфозы связаны с образованием рукотворных морей и с зарегулированием течения.

Возвращаясь к силиконовым приманкам и чудо-рыбке тюльке, следует сказать, что пытливые рыболовы исхитрились и создали еще один гибрид оснастки. На сильном течении у фарватера и глубине стали применять что-то среднее между донкой и «балберкой». Тяжелая джиг-головка, а лучше грузило «чебурашка» с ушками и тройником (более свободно играет на течении), наживляется тюлькой или подсаживается силикон (для запаха – можно с тюлькой); выше на леску подвязывается поводок длиной 20–25 см с тяжелой мормышкой, на которую насаживают ту же тюльку или мочку червей, реже мотыля. Снасть опускается на дно, джиг-головка или «чебурашка» стравливается немного по течению, а затем удильник с жестким кивком устанавливается у лунки, как обычная донка. Время от времени можно совершать длинные потяжки удильником, возвращая джиг-головку обратно, и вновь стравливать по течению. Такой оснасткой чаще соблазняется берш, но возможна поклевка судака и даже леща.

Удильник для блеснения применяется довольно длинный (до 50–70 см), с жестким хлыстиком и большой катушкой диаметром около 10 см. Леска-плетенка 0,08–0,1 мм. По теплому времени она обмерзает уже меньше, зато имеет запас прочности.

НА ЖИВЦА

Ловля жерлицами ориентирована больше на щуку, но если задаться целью поймать судака на живую рыбку, успех не менее вероятен.

Щуку чаще ловят в местах не очень глубоких: на трех-шестиметровых глубинах, именно на свале-перепаде глубин. Особенно удачна и добычлива ловля в коряжниках, в затопленных лесах, на руслах бывших рек зоны затопления водохранилищ. Случается, что щучьи «тропинки» проходят на определенном расстоянии от берегов и островов в местах, где рельеф дна ровный, с одинаковыми глубинами. По всей видимости, щука проходит здесь на жировку. Обычно выставляю жерлицы на таких безликих плато с одинаковыми глубинами перпендикулярно берегу или острову ломаной цепочкой. При первых же надежных хватках хищника жерлицы выставляются уже по «линии огня», параллельно берегу или островку и также зигзагообразно. Чаще всего эта тактика срабатывает и щука берет именно здесь.

Взял на вооружение жерлицу типа подставка-стойка-катушка-пружина с флажком, самую, на мой взгляд, практичную и легкую, но по перволедью нередко использую жерлицы-треноги. Их не роняет ветром на голом бесснежном льду.

Судак часто попадается вместе со щукой, но уже в местах более глубоких (за редкими исключениями) ближе к фарватеру. Приходя к жерлицам от козьмодемьянской гостиницы еще потемну, мы всегда обнаруживали два-три поднятых флажка и, как правило, один крупной судак был на крючке. До того как утро переходило в день, а именно часов до девяти, вылавливали обычно двух-трех хороших судаков, а потом уже начинала брать щука.

Собираясь с жерлицами специально за судаком, обычно ловил накануне на незамерзающей у города Кокшаге уклейку легкой поплавочной удочкой. Дома держал этих нежных рыбок в холоде, аэрируя воду компрессором для аквариумов. Выставив жерлицы с уклейками где-нибудь неподалеку от фарватера, на свале в яму, далее блеснил. Едва флажки начинали «играть», случались поклевки и на обманку. Подходила стая жирующего судака. Единственное, что менял в оснастке судачьих жерлиц, это поводки и тройники. Вместо жестких стальных поводков в оплетке или нихромовых обычно ставил вольфрамовые, а тройники заменялись с №8, 5–10 на №8 старой нумерации.

Нередко после хватки леска, вместо того чтобы уходить вглубь, начинала петлей выгибаться вверх. Судак начинал стремительно подниматься. Приходилось срочно выбирать слабину и подсекать еще раз и более энергично, иначе был возможен сход.

Ловля судака на жерлицы не менее увлекательна, чем на искусственную приманку, а в хорошем месте и при подходе стаи – добычлива.

Что еще почитать