Известно, что многие люди подвержены влиянию геомагнитных возмущений.

А как они влияют на животный мир, в частности, на зайцев? Что они делают во время магнитной бури? Мне не  удалось найти в доступной охотничьей литературе ответ на этот вопрос, а был он совсем не праздным и возник по следующей причине.

Как-то осенью поехали мы с другом Владленом Райниным на охоту по зайчику в Гагаринское охотхозяйство. Был классический чернотроп, и мы не без оснований надеялись на успех, так как раньше удачно охотились с опытным егерем Алексеем Амосовым, у которого была отличная русская пегая красавица-выжловка Дина, да еще и ее годовалый сынок Федя.

Предвкушая интересную охоту со смычком и волшебную музыку гона, добрались до опушки леса, где и ушли в полаз наши собачки. За целый, хотя и недолгий, осенний день мы вместе с собаками прочесали и большой участок смешанного леса, и спелый ельник, и завалы бурелома, но собаки упорно молчали. Не было даже добора на жировочных следах, а значит, и следов этих почему-то не было.

Больше всех недоумевал Алексей, сказав, что подобное в его большой практике случилось едва ли не впервые и что ни одна из предыдущих охот не была пустой, так как и прошлый год, и нынешний оказались урожайными на зайца. Но делать нечего, пришлось признать свое поражение.

Пока подвозили Алексея к его дому, обсуждали причину неудачи. Владлен Ефимович как большой ученый (доктор, профессор, академик от экологии) попытался объяснить ситуацию с научной точки зрения и высказал предположение, что в нашей неудаче виновата сильная магнитная буря, о которой накануне сообщал прогноз, и что именно она лишила зайчиков аппетита. Поэтому они не вставали ночью с лежек и не дали жировочных следов, без которых найти их собакам и не удалось.

Очерк об этой охоте с предположением о причине неудачи был опубликован в журнале военно-охотничьего общества «Охотник» в 2002 году. В публикации было высказано и пожелание узнать мнение других охотников, которые, возможно, встречались с аналогичной ситуацией: и собаки отличные, и зайца в лесу много, а поднять его во время бушующей магнитной бури не удается. Однако отзывов от военных охотников не последовало. Единственный любопытный отзыв был получен еще до публикации очерка, когда я послал его рукопись замечательному охотничьему писателю Анвяру Бикмуллину, с которым в то время активно переписывался, и который увлекался, помимо всего прочего, и охотой по зайчику. Большим потрясением для всех, кто знал Бикмуллина, стала его неожиданная кончина в 2004 году.

В письме от 26.11.01 г. Анвяр писал: «Были на заячьей охоте двое суток (ночевали на кордоне у моего родственника). Пусто. Ни следа. Тоже, поди, магнитная буря виновата. Переехали за 40 км в другое место. Тоже ни следочка, кроме лисьего. Я своим компаньонам поведал Ваш рассказ о магнитных аномалиях в поведении зайцев. И знаете, пошло-поехало. Встретили знакомых охотников (тоже пустые), и мои же компаньоны научно-популярно стали объяснять причину того, что нет ни одного заячьего следа, – дескать, магнитная буря виновата! У меня аж челюсть отвисла от удивления. Вот находчивый народ!!! Не успел палец в рот сунуть, как руку по плечо откусили. Ха-ха-ха! Не важно, что заяц не вставал, – важно, что найдена причина, отчего не вставал.

На следующий день пришел в охотобщество. Слышу спор, в котором один седой и старый охотник уже «вкручивает» оппоненту о магнитной буре и зайцах. Вот и получается, что Ваш рассказ еще до публикации (задолго до публикации) уже начал действовать. В охотничьем магазине слышу то же самое про магнитную бурю с зайцами, да так серьезно, да со ссылками на научные статьи неведомых авторов в неизвестных забытых журналах. Так рождается молва».

В связи с этим хотелось бы и читателям «Российской Охотничьей Газеты» задать вопрос, не наблюдал ли кто связи между магнитной бурей и поведением зайцев?

Что еще почитать