В «РОГ» № 35 за 2008 год опубликовано интервью профессора Еськова Е.К. Писать мне по этому поводу не хотелось,
но приходится, поскольку в тексте интервью, мягко говоря, много неточностей.

Прежде всего, зададимся  вопросом, а почему в РГАЗУ готовят биологов-охотоведов по заочной форме обучения? В начале текущего десятилетия, а именно в 2003 году, ректору РГАЗУ было строго указано на нарушение руководством университета постановления Правительства Российской Федерации от 22.11.1997 года № 1473, которым «...запрещено заочное обучение по специальности 011600 «Биология», которая включает специализации «Охотоведение» и «Охрана природы». В связи с этим контрольные цифры приема на заочное отделение по данной специальности не выделяются».

В кавычках цитируется отрывок из письма, которое направил мне лично заместитель министра МСХ РФ Н.К. Долгушкин в марте 2004 г. в ответ на мой запрос. Следовательно, все, что делается ныне в РГАЗУ по части подготовки биологов-охотоведов по заочной форме обучения, является прямым нарушением правительственного постановления № 1437 от 1997 года, которое никто не отменял и не изменял. Не подумайте, что я сторонник этого постановления. В душе я злейший враг непродуманного правительственного решения. Злиться можно сколько угодно, но законы надо выполнять, если у нас еще существует государство. Это я пишу, что у ректора были неприятности с министерством за продолжавшийся прием студентов-охотоведов вопреки упомянутому постановлению. А господин Еськов ректора не упоминает и переводит стрелки на других лиц. В интервью он заявляет, что «предшествовавшая этому работа комиссии Минобрнауки установила наличие крупных нарушений в подготовке биологов-охотоведов. В это время здесь работали Перовский М.Д., Улитин А.А., Чельцов С.Н.». Получается так, что это мы допустили крупные нарушения в подготовке охотоведов. Хочу спросить Еськова, о каких конкретно  крупных нарушениях идет речь? В каком году и месяце работала эта комиссия? Хотелось бы знать дату акта комиссии, в котором указаны эти нарушения. Со своей стороны, вполне ответственно могу заявить, что никакой комиссии Минобрнауки по определению качества подготовки биологов-охотоведов не было. Я не знаю, зачем здесь Еськов присовокупил фамилию А.А. Улитина. Он штатным преподавателем кафедры не являлся. Был, так называемым четвертьставочником, и читал одну дисциплину. И за выдуманные господином Еськовым «крупные нарушения» ответственности не несет. Чельцов С.Н. охотоведческих дисциплин не читал и уволился совсем по другим причинам. Даже в дате своего назначения заведующим кафедрой господин Еськов  добавил себе как минимум год. Заведующим кафедрой его утвердили не в 2002 году, а в конце ноября 2003 года.

Разберемся с сессиями студентов-заочников. Согласно статьи 173 КЗОТ РФ студент заочник имеет право на дополнительный учебный отпуск один раз в год сроком не более 50 календарных дней. Господину Еськову на Кодекс о труде наплевать. Он вызывает студентов два раза в год по 45  дней, т.е. учебный отпуск по Еськову составляет 90 дней, да плюс еще трудовой отпуск 30 дней и всего 120 дней в году. Простите, какой же начальник или хозяин будет держать работника, который одну треть года отсутствует и за все получает зарплату. Но это господин профессор щедро раздаривает отпуска в интервью. На практике он ограничивается двумя сессиями по 10 и 13 учебных дней и за это время умудряется провернуть учебный план в 500 аудиторных часов. Проходит 23 учебных дня и биолог-охотовед готов, пожалуйте корочки в руки. Ну просто фокусник. Правда, без знания, например, техники безопасности и охраны труда. А дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)» согласно образовательному стандарту является обязательной для всех вузов. И это притом, что работа охотоведа связана с использованием и применением огнестрельного оружия, транспорта всех видов, проверкой документов и задержанием вооруженных людей. Другой пример. Дисциплина «Этология» обозначена в учебном плане, а в расписании занятий она отсутствует. Главная инновация профессора Еськова состоит в том, что кафедру экологии и охотоведения он превратил в инструмент профанации обучения студентов, желающих получить специальность биолога-охотоведа. Образованием это назвать нельзя.

Скажите, пожалуйста, о какой переподготовке идет речь? В обоих объявлениях нет ни слова о том, что принимаются люди, работающие в охотничьем хозяйстве. Принимаются все подряд. Лишь бы было желание и, главное, оплата учебы. Так что слово «переподготовка» – это камуфляж, идет подготовка. Как идет, мы уже писали.

Теперь о кадрах кафедры. Перечисленных людей из Центрохотконтроля я прекрасно знаю. Это действительно профессионалы. Беда в другом. Эти люди не являются штатными преподавателями кафедры. За малым исключением, преподавательским стажем и опытом они не обладают. Научный сотрудник еще далеко не значит – хороший учитель.

Известный в нашей стране охотовед и ученый В.В. Дежкин в начале своей преподавательской деятельности как-то сказал мне после двухчасовой лекции: «Мне легче две статьи написать, чем одну лекцию прочесть». Многие научные сотрудники, даже с громкими именами, читают лекции так, что мухи от скуки дохнут на подоконниках. Сейчас науке трудно живется, и я прекрасно понимаю людей из Центрохотконтроля, им надо где-то подработать. Но они не будут ходить по общежитиям, беседовать со студентами «за жизнь» практически в любое время суток и тем поддерживать дух охотоведения. Почасовики и полставочники – люди временные, определены приказом на год и ведут себя соответствующим образом. Отчитал лекцию, провел занятия – и привет до следующего раза. Ездить из Москвы в Балашиху – не сахар. Пробки, как и везде.

В связи с этим, посмотрите, как составлено расписание занятий и почему. Почасовику или полставочнику ехать на два часа занятий в день убыточно по времени и деньгам. Четыре-пять часов потратить на дорогу (с пробками) и всего на 2 часа лекций. И вопреки всем канонам педагогики, один преподаватель читает лекции и ведет занятия в одной группе по 6–8 часов.

У студентов под конец занятий скорее всего разболится голова. Смена занятий по дисциплинам через два, максимум четыре часа не мной придумана. Это классическая педагогика, основанная на физиологии восприятия головным мозгом поступающей информации. Ее  длительное однообразие ведет к быстрому утомлению и резкому снижению восприятия подаваемого материала. Сказанное мной подтверждается расписаниями занятий с охотоведами в марте, июне и июле 2008 года.

Вся научная работа кафедры, руководимой Еськовым Е.К., вращается вокруг прибора по определению микроэлементов и тяжелых металлов в различных средах (почве, воде, фруктах, овощах, мясе, шерсти и т.д.). В этом ничего нового нет. Это проблемы общей экологии. Использовать эти данные в охотоведении как подсобные можно, но они не решают главных задач охотоведения – управления популяциями охотничьих животных. Выдаваемые кафедрой материалы не выходят за уровень дипломной работы по биотехнии, в лучшем случае. А вот в предпринимательстве профессору Еськову не откажешь. Например, научные исследования по экологии диких копытных, преимущественно кабанов, С.А. Царев проводит по месту основной работы в Центрохотконтроле. А Еськов их выдает за научную работу кафедры. Фамилия Царева на кафедре значится, прибором по определению наличия тяжелых металлов он пользуется. Попробуй придерись, что это не исследования кафедры.

В своем интервью профессор Еськов Е.К. не смог опровергнуть ни единого факта, приведенного в моей статье «Профанация охотоведения». Могу констатировать: профанация продолжается и тем демонстрируется полное неуважение к специальности биолог-охотовед. Что может дать охотоведам тот же Еськов, не имея за плечами ни специального образования, ни опыта практической и научной работы в области охотоведения. И пусть не прячется за светлые имена прежних сотрудников кафедры, а лучше вспомнит мудрые слова дедушки  И.А. Крылова: «Беда, коль пироги начнет печь сапожник, а сапоги тачать пирожник».

Что еще почитать