Механизмы развития охотничьего хозяйства

Данная проблема очень важна, как считают многие специалисты охотничьего хозяйства

Решение составляющих ее вопросов во многом обусловлено действующим и будущим законодательством в сфере природопользования и гражданских отношений.

Приняты Земельный, Водный, Лесной кодексы РФ, внесены дополнения и изменения в ГК РФ, НК РФ, Административный кодекс РФ. Существенно доработан ФЗ «О животном мире», особенно в части государственного управления и обеспечения контроля.

Подготовлен проект ФЗ «Об охоте и охотничьем хозяйстве», готовятся Типовые правила охоты и другие правовые акты МСХ РФ. На повестке дня координация норм ЛК РФ и ФЗ «О животном мире». Совершенствуется экологическое право.

Должны быть поставлены конкретные задачи по выполнению национальной стратегии по сохранению биоразнообразия.

Хотим мы этого или не хотим, но в основе всех решений должны быть заложены механизмы эколого-экономического обеспечения развития охотничьего хозяйства как самостоятельной сферы биологического природопользования.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ


Среди экологических механизмов для охотничьего хозяйства наиболее очевидны:

– эколого-биологическая оценка участка, охотничьего хозяйства на закрепленных угодьях и экологическая оценка (экосистемного порядка) значительных региональных, межрегиональных территорий;

– теоретические и практические аспекты управления охраной и использованием популяций диких животных, в том числе отнесенных к объектам охоты;

– организация учетов численности, анализа, мониторинга, прогнозирования состояния охотничьей фауны и состояния среды обитания диких зверей и птиц, отнесенных к объектам охоты;

– поиск путей оптимизации охотничьих угодий как для обеспечения хозяйствования, так и соблюдения принципов и задач национальной стратегии сохранения биоразнообразия;

– соблюдение другими природопользователями требований по сохранению среды обитания диких зверей и птиц – объектов охоты;

– организация мероприятий по акклиматизации и реакклиматизации путем заполнения свободных биологических ниш; по укреплению состава популяций того или иного вида путем «прилития крови»;

– организация профилактических мероприятий по регулированию численности диких зверей и птиц (особенно вредных для охотничьего хозяйства и других отраслей деятельности), относящихся по закону не к охоте, а к специализированным государственным действиям;

– экологическая экспертиза (в значительной части передана субъектам РФ) по оценке территорий, хозяйствующих субъектов, природных компонентов.

При этом важны: общественная экологическая экспертиза, референдумы граждан, что обусловлено Конституцией РФ, рядом федеральных законов.

У специалистов в арсенале еще больший запас целесообразных экологических решений. Среди приведенных – это основные, и нетрудно найти примеры по обоснованию каждого из перечисленных механизмов.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ

Другое дело экономические механизмы. Они по существу должны быть и более конкретны.

Все диктуют рыночные условия и самостоятельность хозяйствующих субъектов. С рыночными условиями любое охотничье хозяйство и гражданин знакомы всецело.

А вот экономика, как была, так и остается ничтожной. В отрасли доминируют механизмы упущенной выгоды. Сфера многосложного, а теперь и отраслевого управления, обременительные налоги, платежи, отсутствие самостоятельности у производителей товаров, работ и услуг – и все это в условиях сезонной отрасли, имеющей природоохранную направленность, а значит, и значительные затраты, которые не дают возможности свести концы с концами.

Охота становится доступной только богатым. И это определяется себестоимостью затрат.

Что и как можно решить на экономическом поприще?

Во-первых, предоставить субъектам охотничьего хозяйства большую самостоятельность (установление конкретных сроков охоты в хозяйствах в пределах общих экологически оправданных сроков, установленных Типовыми правилами охоты; защита своих прав на квоты по добыче, исходя из данных учетов численности; регулирование по согласованию с госорганами добычи животных в пределах квот по половозрастному составу; самостоятельность в принятии решений по организации охот, исходя их трофейной значимости объектов охоты в пределах квот на добычу того или иного вида среди диких копытных животных; в определении зон особо охраняемых участков и др.

Во-вторых, создать законодательно-экономические механизмы для каждого хозяйствующего субъекта (охотпользователя) по организации мер по оптимизации охотничьих угодий, где целью бы являлись: сохранение биоразнообразия, сохранение и улучшение среды обитания диких зверей и птиц, создание условий для разнообразных в течение года охот, определение пропускной способности и объема биотехнических мероприятий.

В-третьих, добиваться многоцелевого использования охотничьих угодий без лишних налоговых и прочих затрат. Если охотпользование, согласно ЛК РФ, отнесено к лесопользованию, то почему, получив в аренду лесной участок (он должен быть оптимальным для полноценного ведения охотничьего хозяйства), арендатор должен отдельно на платной основе осуществлять другие виды лесопользования, хотя бы тот же сбор и переработку лекарственно-технического сырья и др.

В-четвертых, иметь право участвовать в экологических экспертизах, особенно в части сохранения среды обитания диких животных; защите законных прав на квоты по добыче объектов охоты; по учету затрат пользователей при определении тех или иных платежей на охрану, учет, воспроизводство фауны.

В-пятых, обладать правом на непосредственную охрану охотугодий и госохотфонда, т.е. вернуть право штатным работникам охотничьего хозяйства, занятым охраной фауны, общественным охотинспекторам задерживать нарушителей правил охоты и рыболовства, составлять протоколы, вести первоначальные действия по дознанию и контроль за принятием мер по реагированию со стороны специально уполномоченных государственных органов. Имеют же банки и прочие частные организации свою вооруженную охрану.

В-шестых, иметь определенную долю от суммы реализованной, переработанной в товар охотничьей продукции на правах контрагента. При этом деньги направлять на ту же охрану и воспроизводство фауны.

В-седьмых, каждому охотпользователю иметь право на учредительство в охотничьих угодьях предприятий по охотничьему собаководству, дичеразведению, рыборазведению без излишних, кроме установленных законом, согласований.

В-восьмых, систему налогообложения строить, исходя из комплексных результатов развития охотничьего хозяйства, с учетом сезонного характера отрасли и затрат на охрану природы, обучение и воспитательную деятельность.

Можно привести еще ряд важных задач, и каждый специалист их видит. Впереди III съезд охотников России, Международный конгресс биологов-охотоведов, и темы для обсуждения определятся.

Хотелось бы обратить внимание на то, что может существенно помешать развитию охотничьего хозяйства. Охотничье хозяйство в основе своей является вторичным земле-, лесо-, водопользованием. У этих ресурсов есть свои главные хозяйства. Охотпользование находится в полной зависимости от этих управленческих и хозяйствующих структур.

Нужны скоординированные законодательные и управленческие решения, в основе которых должна быть политическая воля. Кроме того, нужно вернуться к норме закона «Об охране и использовании животного мира» 1982 г., которая указывала на необходимость соблюдения всеми природопользователями  в ходе хозяйственной деятельности требований в интересах сохранения объектов животного мира и среды обитания диких зверей и птиц (глухариные тока, бобровые поселения, места гнездования и иных скоплений птиц, и т.п.).

Равно как и каждый охотпользователь обязан включать в свои планы меры по охране и рациональному использованию объектов животного мира на основе соблюдения принципов сохранения биоразнообразия.

В каждом регионе должен быть разработан координационный план с участием органов власти и природопользователей.

Необходимо создавать советы по развитию охотничьего хозяйства, где совместно, с учетом интересов каждого охотпользователя, решать проблемы развития охотничьего хозяйства.

На федеральном уровне и уровне субъектов федерации важно обеспечить координацию законодательных норм в интересах развития охотничьего хозяйства, исключая многостороннее управление, администрирование, платежное обеспечение в интересах  других природопользователей, владельцев земель, лесов, водных объектов.

Напротив, необходимо предусмотреть компенсационные меры, исходя из затрат, особо осуществляемых общественными объединениями и направляемыми ими на охрану и воспроизводство фауны, на улучшение среды обитания.

Словом, экономика должна быть подчинена смыслу развития важнейшей сферы биологического природопользования.

Закон «Об охоте и охотничьем хозяйстве» должен быть равным с другими федеральными законами и содержать нормы прямого действия, которые бы способствовали развитию охотничьей отрасли.