Возрождение «роговских»

Гидрометцентр сообщает: нынешнее лето будет теплее прошедшей зимы

Этот «оптимистичный» анекдот конца весны 2008 года как будто специально был сочинен к межрегиональным состязаниям легавых всех пород на приз Российской охотничьей газеты.

От самозабвенного пения соловьев и дрожащего холода сон напрочь уходит в то время рассвета, когда настоящий легашатник упорно ждет ветра, чтобы выйти со своей собакой в луга. И пусть палатки покрыты инеем, а вода в собачьих мисках – льдом, «Роговские» состязания согласно Положению проводятся при любой погоде. В конце концов утреннее солнце превратит иней в росу, засверкают луговины, а легкий ветерок понесет влажные запахи прямо в собачьи носы. А ночные температуры до -4°С, так ведь они часам к десяти уже забываются.

Итак, 9–10 мая, после трехлетнего перерыва вновь были проведены состязания на приз «РОГ». Да простит мне читатель ностальгические воспоминания многолетней давности, но из памяти не уходят те дни, когда впервые прозвучало слово «Роговские». Молодая газета, легендарный, авторитетный ее создатель объявили о новых состязаниях. И они сразу, без всякой рекламы и аннотаций, были признаны едва ли не главными в сезоне. Надо учесть, что к состязаниям допускались собаки лишь с дипломами не ниже II степени. К тому же ранние сроки, когда только-только успеваешь вывести свою легавую в поле, диктовали непременное условие: собака должна быть опытной. Участие той или иной легавой обсуждалось сообща. Честь породы (напомню: эти состязания личные, без приложения слова «командные», что, на мой взгляд, большой плюс, так как лишает их нездорового ажиотажа и конкуренции; за свою островную или континентальную отвечаешь ты сам) должны были отстаивать лучшие собаки, планка «Роговских» была очень высока.

Признаюсь, тогдашнюю свою собаку не рискнула ставить, хоть и были у нее необходимые дипломы, но работала она не всегда стабильно. Это отступление от репортажной темы – состязания – делаю умышленно, потому что дух трепетности перед рангом состязаний, чувство ответственности за подготовку своей собаки улетучились за эти годы. Очень обидно. И жаль.

Но вернемся на Вечевские луга, в холодные майские утра, когда весь «легашачий» табор просыпается. Те, кому по жребию выпало выступать первыми, подкрепившись горячим кофе или чаем, уже ждут команды идти в луга. Эксперты проверяют рации, еще раз просматривают стартовые рапортички. В путь! За два дня состязаний предстояло отсудить 56 собак: 17 дратхааров, 15 курцхааров, 12 пойнтеров, двух английских, шесть ирландских трех шотландских сеттеров и одного эпаньоль-бретона. Работали две комиссии (замечу, что в лучшие годы состязаний у экспертов нагрузка была основательней, привозили в Орехово-Зуевский район до 90 собак), одну из них возглавлял эксперт 1-й категории Виктор Цван, другую – автор этих строк. Ставлю себя на место первых участников: довольна ли была условиями утра?

Прохладно, после шести утра появился ветер – 2–3 м/с, правда, временами неровный, меняющий направление, трава в росе, намокшая птица неохотно поднимается на крыло, сидит крепко. Почти идеальные условия.

Обе комиссии одновременно начинают работу. И первая же собака разочаровывает. Дратхаар явно не подготовлен. Челнока практически нет, уходит далеко от ведущего, ведет в поле свою самостоятельную жизнь, иногда в раздумьи останавливается, словно решая, куда бы ему еще направиться в поисках птицы. Наконец птица нашлась сама, она просто летела по своим пернатым делам мимо собаки, и та мгновенно среагировала, присоединившись к полету дупеля. Это сопровождение длилось до тех пор, пока птица не скрылась за кромкой леса. А что же ведущий, он же хозяин собаки?

Увы, разницы между так называемыми испытаниями-школой и состязаниями он не знал; что надо управлять собакой, лишь предполагал. Пришлось прочитать маленькую лекцию об ответственности владельца, который ставит собаку на состязания, тем более такого высокого ранга. Еще один ведущий после провала собаки простодушно признался, что его кобель знает лишь перепела и коростеля, а на состязания его привел, «чтобы он понюхал дупеля». Явная девальвация понятия «состязания». Что этому виной? Видимо, здесь упущение руководителей пород. Комиссия, безусловно, будет в рамках отведенного времени отсуживать каждую собаку. Но вот ведь какая штука: запоминаются чаще хорошо работающие собаки и... полные неумехи. Как потом заставить себя смотреть на эту собаку другими глазами, как стереть из памяти признаки непроявления чутья?

А тем временем дирижер состязаний А.Косульников по рации сообщил, что в «четной» комиссии есть диплом I степени. Во второй раз за всю историю «Роговских» состязаний получен такой высокий результат. И героиней стала курцхаар Анита И.Школьникова (первым героем был ирландец Треф Богданова). Она сделала две уверенные работы по 20 метров, перемещенного дупеля сработала на таком же расстоянии. Это известие словно подхлестнуло всех участников. И собакам передалось настроение хозяев. Во всяком случае в нашей комиссии в 9 утра получил свой честно заработанный диплом III степени курцхаар Тай-Грей И. Волошина. А за ним пойнтер Аза-Фалькон П. Волкова (диплом III степени), дратхаар Альфред А. Волкова (диплом III степени). Плавное течение состязаний периодически прерывали дождь, безветрие (после 11 часов утра) и... житель леса секач. Он неспешно обошел обширную луговину кромкой леса, демонстративно игнорируя такое важное мероприятие в жизни легавых.

Пришел все-таки и в нашу комиссию праздник, правда, степенью ниже, когда в 19.00 был пущен в поиск пойнтер Арго Могилевцева (ведущий А.Щемиров). За 10 минут на быстром ходу (стиль хода 5 баллов) он четко отработал двух птиц, получив за дальность и верность по 7 баллов.

Этот пойнтер с дипломом II степени стал вторым призером состязаний. Обойти Аниту и Арго не смогла ни одна собака. Третье место с дипломом III степени (79 баллов) заработал Е-Крош В.Садовникова. Виталий получил также приз за лучшую молодую собаку и приз, присуждаемый лучшему натасчику. Кроме названного Е-Кроша дипломы III степени получила еще 21 собака. Шесть собак были сняты за гоньбу (вопреки устоявшемуся мнению хорошо гоняли и континенталы), 19 за непроявление чутья (симптом весьма тревожный), две за пустые стойки, одна за работу на потяжках. Остальных собак расценили без диплома.

И хотя огрехи – неподготовленность владельцев и собак – на состязаниях были, все-таки, «как здорово, что все мы здесь сегодня собрались». Ведь «Роговские», подобно раннему петуху, который будит зарю, открывают сезон испытаний, полевых проб. Как и раньше, на Вечевские луга приехали нижегородцы, владимирцы, белорусы. Пообщались, посмотрели собак, наметили планы на будущее.

А закоперщиками этой грандиозной «маевки» стала секция дратхаров МООиР, ее председатель Геннадий Казаков. Низкий поклон им.

Традиция продолжается?