Новый весенний охотничий сезон на пороге. Сегодня самое время вспомнить сезон прошедший. Перед нами заметки нашего постоянного автора Олега ТРУШИНА об охоте на Подмосковной Мещере.

Непонятная, короткая зима 2006-07 годов, ранняя и в общем-то странная затяжная весна преподнесла в этом году немало сюрпризов охотникам, во многом внеся сумбур в сроки охоты. Уже с начала марта было хорошо понятно, что с открытием охотничьего сезона долго тянуть не будут. Во общем-то и погодные условия говорили сами за себя: установившееся не по сезону тепло диктовало свои условия. Уже в первых числах марта скоренько растаяли снега, вскрылись реки. Март стал похож своим обликом на середину апреля.

И вот оно, открытие весенней охоты, намеченное на 6 число. Хотя уже к началу апреля было предчувствие, что с открытием охоты слишком торопятся. По ранней весне вроде бы и все нормально. Но, несмотря на то, что ранняя весна на две-три недели опередила сроки своего прихода на Подмосковную Мещеру, все-таки многие фенологические явления, которые так или иначе должны сопровождать ее приход, по непонятным причинам запаздывали. Так, в первую очередь явно задерживался прилет певчих птиц. Явственно бросалось в глаза отсутствие чибисов, трясогузок, зарянок. Причем данное явление было замечено многими охотниками в различным уголках Подмосковной Мещеры. Лес стоял «мертвым» и в период первых тяг, что было очень и очень странным. Настораживало! Как говорится, затишье перед бурей.

Во-вторых, не понятно почему в этом году Московскую область для проведения весенней охоты не разделили на «юг» и «север». Многолетние наблюдения на Подмосковной Мещере показывают, что «пора весенняя» проходит по области поэтапно, в связи с чем весна в северных районах области несколько запаздывает по отношению к южным.

Да это и так понятно! Были же разделены сроки охоты в Новгородской, Кировской, Тверской, Вологодской, Владимирской, наконец-то областях! Кстати, Подмосковная Мещера непосредственно граничит с Владимирской областью, где открытие охоты было определено на 14 апреля. Так, от города Шатуры до границы Владимирской области всего-навсего сорок километров! Так где же логика тех, кто посчитал подмосковную тайгу – Мещеру «южной стороной»!? Однозначно, охотничий сезон на Подмосковной Мещере был открыт слишком рано, без учета природных особенностей этого края, что выглядит, мягко выражаясь, нелепым. Уже на второй день охоты, на Благовещенье, сильно похолодало, а на следующий день выпал снег. 9 апреля разыгралась такая метель, что об охоте можно было забыть, в связи с чем большинство приехавших охотников попросту уехали. Сложилось впечатление, что охотничий сезон был открыт спустя рукава, между прочим. Мол черт с вами, охотьтесь! Если сможете! 

В третьих, наверное, пора бы давно решить вопрос о разделении сроков весенней охоты по объектам охоты, что будет не только большим делом для простого охотника, но еще и сильно уменьшит охотничий пресс на угодья в сезон. Или пойти по принципу белорусских охотников – открыть охоту исключительно в выходные дни в течение всего апреля – и в десять дней уложишься, и обязательно поймаешь благоприятный для выхода на охоту день. Никто бы не гонялся за сроками охоты, все бы просто-напросто ждали наступления апреля, а вместе с ним – выходных дней. Отрадно, что в прошлом охотничьем сезоне уже есть «первая ласточка» – в Ярославской области сроки охоты в этом году были разделены не по территориальному принципу, а по объекту охоты. Очень хотелось бы узнать, как отразилось это новшество на проведении охотничьего сезона в целом.

И в четвертых, если следовать этическим принципам, пора бы прекратить совмещать охотничий сезон с пасхальной неделей. Возможно, мне возразят: вон, что захотел! Ну а я считаю, что это было бы правильным. Если учитывать еще и то, что много охотников все-таки стараются провести этот большой праздник в кругу семьи. Из года в год охотничий сезон непременно захватывает пасхальные дни, а в прошедший апрель лег прямо на Святую неделю, да еще и Благовещенье прихватил.

Ну а теперь относительно вальдшнепиной тяги. Первые тяги в прошлом году на Подмосковной Мещере были отмечены 25 – 27 марта. Это были хорошие тяги, за вечер пролетало до 7 – 10 вальдшнепов. Но потом тяги были неравномерные. Так, уже 31 марта, несмотря на погожий вечер тяги не было вовсе. Не было тяги и 1 апреля. А вот 2 апреля на том же месте, где 27 марта прошло с десяток вальдшнепов, протянули только два. Несомненно, это говорит о том, что в тяге 25 – 27 марта принимал участие пролетный вальдшнеп. Сносными были тяги и в дни перед открытием охоты, 4–6 апреля, а вот в последующие дни о них можно было только мечтать. Я умышленно, зная, что вальдшнеп – птица непредсказуемая, ходил на тягу все десять дней, несмотря на холод и снег. Но тяги не было. (Были в памяти дни, когда вальдшнеп тянул в снег.) Даже в те дни, когда ненастье успокаивалось, и можно было надеяться на тяговый вечер, – увы, тяги вновь не было. Наблюдения охотников с разных уголков Подмосковной Мещеры говорят о том, что в дни охотничьего сезона тяга вальдшнепа была очень слабой или ее не было вовсе. Чем можно объяснить такое? Думаю, тем, что прилет вальдшнепа был попросту остановлен резко надвинувшимися холодами.

Хорошие тяги возобновились как раз после того, как пришло значительное потепление, но охотничий сезон был уже закрыт. Конечно же о продлении весенней охоты не могло быть и речи, такого никогда не было, но, как говорится, надежда умирает последней.

Таким образом, можно смело сказать, вальдшнепиный охотничий сезон 2007 года на Подмосковной Мещере пропал и виной тому раннее, без учета погодных и территориальных условий открытие охотничьей десятидневки. А ведь можно было бы предусмотреть все минусы и поступить иначе.

А теперь еще об одной Мещерской проблеме – быть ли здесь глухариным токам? Подмосковная Мещера, к сожалению, одно из немногих мест, где еще есть глухариные тока, и что самое главное, существует возможность проведения охот. Но есть одно НО! Бездумная, варварская вырубка леса, когда под зубья пилы идут не только глухариные токовища, но и сосновые боры – исконные местообитания глухарей, что является погибельным для численности глухаря в Подмосковной Мещере. За последние годы выпилка леса в Подмосковной Мещере стала настолько интенсивной, что осуществляется не только сезонно, но и круглогодично. А посмотрите, что остается в лесу после того, как «поработали» там лесорубы. Это состояние нельзя передать в статье. Это надо видеть! Слезы появляются, если видишь это варварство человеческих рук.

Шесть лет тому назад в «РОГ» была опубликована моя статья под названием «Глухариные тока и рубка леса», где посредством достоверных фактов было сделано обращение к служащим в области лесного хозяйства Московской области, работникам МООиР по вопросу сохранения глухариных токов и мест обитания этой исконно русской прицы. Но нет! На данную статью не последовало никакого отклика от тех, кто по долгу своей службы должен был вступить в необходимый диалог о состоянии глухариных токов в Подмосковной Мещере. По моему, это говорит о полном безразличии к этой проблеме. Но как подходит весна и открывается охотничий сезон, тянутся к нам группы охотников за вожделенным трофеем – весенним глухарем. Так когда же в конце концов руководство МООиР обратит свое внимание на сей процесс и совместно с обществами охотников примет неотложные меры по сохранению глухариных токов в Подмосковной Мещере, а может быть и вовсе приостановит отстрел глухаря до выправления ситуации в лучшую сторону. Очень хочется надеяться на это! А со стороны истинных охотников, я уверен в этом, руководство охотничьих хозяйств и МООиР найдет надежных помощников.

Что еще почитать