Вести с водоемов

Когда водоемы переживают тяжелые периоды, такие как длительный летний зной или наступившее сейчас глухозимье, тогда состояние погоды, динамика ее изменения наиболее заметно воздействуют на активность и клев рыбы

Почему-то ненастье с сильным ветром, когда хлыщет дождь или идет мокрый снег, очень благоприятны для рыбалки и в жару, и среди зимы. Рыба при таких буйствах природы ведет себя беспокойно, много двигается по акватории водоема, меняет глубину, из-за этого тратит немало энергии и не по сезону активно набрасывается на предлагаемые насадки и приманки, что наблюдалось в прошедшие выходные дни при прохождении атмосферного фронта с ураганным ветром и последующим снегопадом. В воскресенье после полудня погода наладилась, ветер стих, на синем небе засияло солнце, а клев даже мелочи почти прекратился…

Тем не менее, несмотря на попадание на рыбалку в моменты кратковременного жора у рыбы, многие рыболовы не могут эффективно использовать благоприятную ситуацию. Они или не находят нужную глубину ловли и просто садятся на привычные, затоптанные места, или реально портят себе все дело, к примеру, слишком грубой снастью, которая, конечно, удобна при сильном ветре, а также неумелым и несоразмерным внесением прикормки на тех водоемах, где рыба на нее зимой реагирует. Обычно прикармливать рыбу, чтобы остановить ее перемещение и увеличить концентрацию в месте ловли, приходится на водохранилищах и озерах, где проточность незначительна.

Вероятно, тут постоянно ощущается дефицит естественного корма, особенно на искусственных водоемах, под зиму или уже зимой по воле человека осушаемых так, что остается только русловая часть, где корма почти нет.

Казалось бы, на больших и малых реках, не подпертых плотинами, в любые сезоны прикормка должна работать еще эффективнее, чем на водохранилищах, т.к. привлекающие компоненты быстро разносятся током воды. Но на поверку результат, как правило, получается обратный – рыба далеко отходит от прикормленного места. Вероятно, внесение под воду чего-то необычного, отличного запахом, вкусом и видом от привычного корма, имеющегося в достатке, просто настораживает и даже пугает подводных обитателей. Даже летом, когда активность питания максимальна, на реке на прикормку чаще собирается некрупная рыбы, а очень солидные трофеи клюют безо всякой прикормки на бокоплава, личинок стрекозы или ручейника, набранных здесь же.

А вот на водохранилищах и подобных им водоемах, где прикормка приносит реальную пользу, ее количество и качество, а также частоту и способ подачи нужно всегда соизмерять с реакцией на нее рыбы, которая в середине зимы, даже при дефиците корма, очень остро воспринимает избыток ароматизаторов, прогорклые сухари или другие несвежие компоненты, плохо подходит на мотыля «с грязью», добытого в технических отстойниках. И вообще, живые добавки (мотыль, коретра, трубочник, опарыши и пр.) должны преобладать в зимней прикормке – даже если рыба не ест, то шевеления корма будут подтягивать ее с дальних расстояний, увеличивая концентрацию и конкуренцию в локальном месте, поэтому клев рано или поздно начнется. Тогда уже на успехе рыбалки скажутся качество снасти и техника ловли.

Так, в субботний день, когда проходил атмосферный фронт с ураганным ветром, на Можайском водохранилище в районе Красновидова рыба вдруг стала проявлять очень высокую активность. Однако получалось так, что лещ покинул привычную русловую часть водоема, на которой рассредоточились многие рыболовы, и вышел на прирусловые столы – в полном соответствии со словами Л.П. Сабанеева, который отмечал, что сильная непогода почти всегда выбивает леща со дна, т.е. с глубины. Но даже те рыболовы, которые сели «правильно», в основном оказались с мизерными уловами из-за применения в прикормке дешевого «грязного» мотыля в смеси с избытком растительных компонентов. Плотва клевала еще лучше, так, что мормышка порой не успевала опуститься до дна, но она, напротив, подошла ближе к руслу со стороны мелководного прибрежного полива и встала плотно на глубинах 7–8 метров. Самой большой трудностью при ее ловле было на сильном ветру не запутаться в леске и быстро опустить вниз предельно легкую мормышку с мотылем. Рыба хорошо брала как на неподвижную приманку, так и на игру без насадки. Еще следует отметить повышенную активность щуки в ненастный день: многие плотвицы были с “покусанными” боками, также наблюдалась хватка крупной щуки на жерлицу, причем она была такого размера, что ее даже не удалось подтянуть к лунке.

На Рузском и Озернинском водохранилищах также сейчас рыбалка пока сосредоточена на главных плесах водоемов.

На первом из них основная масса любителей ловли плотвы и подлещика собирается в Акатово, но недавние рыбалки были успешны по хищнику, прежде всего по судаку, и в Глазово. На Озерне наиболее эффективна ловля леща, густеры и плотвы слева и справа от моста через водоем, но блеснение хищника давало хорошие результаты, в частности по окуню, напротив дальней от моста оконечности Нового Волкова. В ближайшее время на всех водохранилищах с большим дефицитом воды следует ожидать подъем рыбы в верховья из-за нехватки корма и кислорода.

На Оке и ее затонах выше Каширы клев рыбы приобрел как бы пульсирующий характер. Так, на течении белоглазка и густера лучше всего ловились в дни с метелью, которые пришлись на среду и субботу. Тогда же и крупная плотва вдруг начинала нападать на мормышки в затоне в устье р. Мутенки, причем обычно в полводы или совсем рядом к берегу, где глубина не превышала двух метров. И на течении, и в заливах приходится ловить на самые тонкие снасти, используя для насадки единственную личинку мотыля, но в дни с низкой активностью рыбы даже это мало помогает или ловится мелочь. Так что на Оке, где рыба почти совсем не реагирует на прикормку, нужно не только искать уловистые места, но и ловить момент кратковременного повышения активности у рыбы.

В последнее время сильно ухудшились условия рыбалки и значительно сократились возможности рыболовов для поиска рыбы на Угличском водохранилище, причем уже в его средней части, не говоря о верховьях. А связана такая ситуация с тем, что лед на водоеме полностью сошел вплоть до Белого Городка, а далее, под Шатрищами, любители ловли леща сильно рисковали, занимая места между промоинами. На участке от устья Медведицы до Нерли рыболовы теперь не переходят через русло Волги, т.к. под снегом не видны места с тонким льдом. Уровень воды в водохранилище пока упал незначительно, примерно на метр, но с 6 февраля здесь назначено начало активного сброса воды, вслед за Московским морем, тогда ледовая обстановка ухудшится еще сильнее, но зато больше рыбы войдет в устья притоков, где пока есть только «местная» мелочь. В прошедшие выходные дни, особенно в субботу, рыболовы успешно ловили густеру и плотву на прирусловом поливе со слабым течением вдоль берега напротив устья Нерли.

Поклевки были на глубинах до 5 метров.

Что еще почитать