К написанию этой статьи меня подтолкнула несправедливость, творившаяся в Башкирии в течение зимней охоты на медведя и копытных в 2006–2007 гг. В новом сезоне измывательства над охотниками повторяются. На мой взгляд, это последствия новой «административной перестройки».

В журнале «Охота» (№ 2 за 2007 год) прошла статья, посвященная грядущим изменениям в сфере управления охотничьим хозяйством. В ней сказано, что последними двумя федеральными законами от 18.12.2006 № 232-ФЗ и от 29.12.2006 № 258-ФЗ предусмотрены коренные изменения в данной сфере. С 1 января 2008 года произойдет перевес полномочий в сторону органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые самостийно начнут издавать удобные для них законы и нормативно-правовые акты. Впоследствии достигнутая за последнее десятилетие возможность контролировать федеральным центром субъекты (в данной сфере деятельности) перестанет существовать.

Болезнь суверенитетами (реальной возможности идти независимым путем, расчетом собственных лимитов, опромышления ресурсов охотничьих животных иногда за счет соседних субъектов) переросла в централизацию контролирующих органов и четкое отмежевание контроля от хозяйственной деятельности.

И вдруг резкий разворот в другую сторону. Политическое заигрывание федерального центра с регионами в преддверии выборов Президента России привели нас к тому, от чего не так давно открестились – к самостийности на уровне меркантильных интересов правящей верхушки.

ВОЛЕВОЕ РЕШЕНИЕ СУБЪЕКТА

Это уже ощущается в Республике Башкортостан. Самая больная тема новых охотничьих хозяйств – распределение лимитов добычи копытных и медведя – стала не просто больной, а изнывающей. По всей России, и в Башкирии в том числе, охота на эти виды животных, по их мнению (охотхозяйств), – основная статья дохода. Получать доход от какой-либо другой охотхозяйственной деятельности большая часть охотничьих хозяйств (если не все) попросту не умеют.

Егеря – низкоквалифицированные кадры, не имеющие какого-либо специального образования (биологического или лесного), некоторые и охотой никогда не занимались. Кто такой вальдшнеп или бекас – не знают, как организовать правильную охоту на того же лося – представления не имеют.

Поэтому охотхозяйства так трепетно всегда ждали и ждут, как там, в Москве, поделят квоты между субъектами. Для Башкирии – это больная тема, так как охота на копытных здесь была закрыта на протяжении шести-семи лет.

Ощущается «голод» до деликатесов и «голод» до возможности поделить лимиты, учитывая способности и тому подобные возможности того или иного охотничьего хозяйства, а попросту сказать людям, стоящим за этими хозяйствами. Для информации: в Башкирии образовано более 40 охотпредприятий (ОО, ООО, НП, ИП и т.д.), которые содержат более 70 охотничьих хозяйств.

В сезоне охоты 2005–2006 гг. в качестве испытания механизма распределялась «подачка» – 50 лицензий на кабанов. В 2006 году распределение лимитов лосей и кабанов прошло без сучка и задоринки! Судите сами: приказом Минсельхоза России в сезоне охоты 2006–2007 гг. для Башкирии утвержден лимит добычи лосей – 400 голов, кабанов – 440 голов.

 Контроль за соблюдением данного приказа в регионах был возложен на территориальные органы Россельхознадзора.

По неизвестным причинам правительство РБ разрешает добыть 75 голов лосей и 150 голов кабанов?! Надеемся, что это исходило из благих побуждений...

Реакция Москвы мне по данному факту не известна. Возможно, ей не до наших проблем. Россельхознадзор в Башкирии также никак не отреагировал на данный волевой жест субъекта, наверное, сказал: «Одобрям!» Охотничьи хозяйства промолчали «в тряпочку» – кабы их не обделили. Реакция дальневосточных охотничьих хозяйств и турохотоператоров, которые подняли «на уши» Генпрокуратуру России за срыв весенней охоты на бурого медведя весной 2005 года, никак не передалась башкирским охотничьим хозяйствам. У них нет такой воли и бойцовского настроя. В конце концов охотничьи хозяйства – это вотчины сильных мира сего, которые их создали и думать не думают, что страдает не только охотничья отрасль, но и рядовые охотники. Хотя этим рядовым лицензии даже во сне не снятся.

Приказом Минсельхоза России в сезоне охоты 2007 г. для Башкирии утвержден лимит добычи медведей – 108 голов, лосей – 286 голов,  кабанов – 446 голов (недовыборка лимита Башкирией Москвой не прощена!).

В охотничьих хозяйствах на их лимиты претендентов даже за большие деньги – более чем достаточно. Чтобы получить лицензию для добычи (не важно, на медведя, лося или кабана), на территории государственного резервного фонда необходимо заручиться знакомством с директором Россельхознадзора РБ, с каким-либо министром, а лучше – с членом правительства.

На худой конец, надо просить помощи у главы районной администрации. Как было сказано мне осенью 2006 г., еще на подходе к данному Управлению, – «ш-ансов нет, списки уже составлены, нам с Вами в них места нет».

В настоящее время ситуация ни на йоту не изменилась. В конце августа 2007 года я уже побывал в Управлении Россельхознадзора по РБ. Наивно полагал, что разбой медведя на пасеке в родной деревне в глубинке мог послужить поводом к получению лицензии. В отделе охоты мне сказали, глядя с ухмылкой в глазах, что формально я могу написать заявление. А были времена, нам предлагали поучаствовать в охоте на таких медведей-хулиганов.

Накануне 23 февраля 2007 г. в «Российской газете» было опубликовано интервью с министром природных ресурсов Республики Башкортостан, которое было озаглавлено высказыванием министра – «Охоту на лосей считаю преступлением». Наверное, это перспективный план по дальнейшему сохранению охотничьих животных. Очень жаль, что мнение одного руководителя, не обоснованное на фактах, может стать направлением для охотничьего хозяйства в Башкирии в эпоху данного руководителя. Лосей стало значительно больше, они появляются вблизи деревень и городов республики, и как сообщили в местной охотничьей прессе – участились случаи ДТП на дорогах с участием именно лосей. Это ли не сигнал изменения обстановки в охотничьем мире?

НИКАКОЙ ИНФОРМАЦИИ

А что было осенью этого года, уму не постижимо! За 2 дня до открытия охоты на пернатую дичь (открытие было с 25 августа) не было полной информации, где разрешена охота. В связи с проведением юбилейных мероприятий, связанных с 450-летием добровольного вхождения Башкирии в состав России, летне-осенний сезон охоты на пернатую дичь, медведя и барсука открыли с 25 августа и прервали 30 сентября – это полбеды.

Беда была с продлением этого сезона и началом зимнего сезона. Отовсюду шла противоречивая информация о начале охоты. Сотрудники милиции говорили, что охоту откроют с 16 октября, сразу по окончании праздничных дней, охотничьи хозяйства предполагали открытие охоты с 20 октября, а в отделе охоты Россельхознадзора отмалчивались, якобы правительством до сих пор не подписано распоряжение. Информации не было вплоть до 18 часов 26 октября в пятницу. После этого времени позвонили друзья и сообщили, что приказ об охоте на зайцев подписан министром природных ресурсов РБ, и охота разрешена с 27 октября, но никто не знает, в каких районах и охотхозяйствах открыта охота, например, на зайца-русака, а где закрыта. Оставалось ехать и охотиться на авось. До сих пор ни в одной газете нет информации, где, на кого и сколько. Караул да и только!!!

ПОЛНАЯ НЕРАЗБЕРИХА

К сожалению, до сих пор не существует единой для Российской Федерации политики и программы развития охотничьего хозяйства. При ожидаемых переменах контрольно-надзорные органы потеряют независимость при осуществлении этих полномочий и станут карманными. О таких негативных примерах уже сказано выше.

О какой стабильности может идти речь, если цикличность перестроек в охотничьем хозяйстве – два-три года? С конца 80-х в Башкирии эта служба была при Совмине БАССР, МЧСе, Минлесхозе, одновременно в Минсельхозе РФ и МПР РБ, сейчас при Россельхознадзоре. С 1 января 2008 г. охотнадзором будут заниматься субъекты РФ. Снова ломка и неразбериха, разгул браконьерства!!!

Уже с 2006 года в соответствии с изменениями, внесенными в законодательство о животном мире, регионы наделены рядом полномочий по охране и использованию охотничьих животных, не отнесенных к особо ценным в хозяйственном отношении. Регионам стали подконтрольны массовые виды охотничьих животных, такие, как зайцы, лисица, барсук и т.п. В связи с этим появились некоторые трудности. В некоторых регионах уже созданы различные контролирующие органы Управления (Вологодская, Оренбургская, Волгоградская). В Республике Башкортостан указанные полномочия возложены на Министерство природных ресурсов. В наспех созданных подразделениях этих органов наверно нет достаточного количества специалистов, да и откуда им взяться. Поэтому так скомканно и был открыт сезон зимней охоты 2007 года в Башкирии.

Никто не задумывается о том, в какое положение поставлены охотники. В средствах массовой информации публикуются статьи с взаимно противоположным содержанием о том, кто и как «рулит» охотничьим хозяйством страны, сообщаются самые невообразимые комментарии о том, как осуществляется процедура получения разрешений на ту или иную дичь.

Теперь, перед открытием сезона охоты мы должны получить информацию из Россельхознадзора и МПР РБ, чтобы узнать, где, на каких территориях открывается охота, где и на каких условиях можно получить лицензии. На местах инспектора-экологи не имели представления о том, где и как оформлять лицензии на барсуков, куниц.

Я сам пытаюсь черпать информацию в тех же СМИ и в Интернете. Но ответы на ряд вопросов получить очень трудно. Более-менее квалифицированные ответы можно получить в отделе охоты Россельхознадзора. Очень понятны страдания волгоградских охотников на эту тему, опубликованные в статье «Разрешат ли частники охотиться на своих землях» («РОГ» № 43, 24–30 октября, 2007).

Тему путевок на право охоты избегают все. В отделе охоты говорят, что для охоты на уток и зайцев в угодьях общего пользования нужны охотбилет и разрешение на оружие и что в охотхозяйствах свои порядки. В обществе охотников, в которое долгие годы обращались, говорят, что охота без путевки в его охотхозяйствах – это нарушение правил охоты. Егеря частных хозяйств чуть не силком выгоняют из своих хозяйств.

АБСУРД!

Наличие в республике большого количества охотпользователей ставит большинство охотников в тупик. Значительная их часть вообще изначально считает, что охота в частных охотничьих хозяйствах организуется только для «своих».

Цены на путевки в этих хозяйствах (без обслуживания – просто так) от 300 до 1000 рублей на утку и столько же на зайца. Это естественный ограничитель доступа в угодья. Неужто сельский охотник позволит себе отдать такие деньги?

Республиканское общество охотников (ассоциация) перед каждым сезоном охоты увеличивает цены на путевки, а для охотников с другими охотбилетами цена на путевку на 100% дороже. Вот поэтому у меня и у большей части охотников по 2 охотбилета – ассоциации и госбилет (зеленый и синий). Очень не хочется платить членские взносы, но и платить двойную цену за путевку тоже не хочется. У одного охотника видел три охотбилета, третий – билет военного общества охотников. Это же абсурд!!!

Информация о месте расположения администраций этих хозяйств иногда недостоверная. Не у кого спросить о порядке производства охоты на их территориях. Телефоны охотхозяйств, предоставляемые в отделе охоты, иногда не отвечают. В городском обществе охотников адреса и телефоны хозяйств вообще не знают. В районах егерей, председателей обществ охотников и инспекторов обнаружить в выходные дни, когда у городских охотников законные выходные, чаще невозможно.

Нутром понимаю, что построить какую-то стабильную работу существующим охотничьим хозяйствам никак не удается – нет стабильных ориентиров и нормативной базы, защищающей их интересы. Они боятся по-настоящему вкладывать деньги в развитие и охрану. Если за спиной не стоит родившая их коммерческая организация, имеющая стабильный доход совсем от другого бизнеса – перспектива близка к нулю.

«Охота – дорогое удовольствие» и «Охота – для богатых» – вот принципы, которые пытаются утвердить охотничьи хозяйства от коммерции и чиновники от охоты. Передача штурвала ведения охотничьего хозяйства регионам или все в одни руки – не надорваться бы....

Что еще почитать