ОРЛЯТА УЧАТСЯ ЛЕТАТЬ

Джой приближается к возрастной отметке в 10 лет, стареет мой верный курцхаар.

Пора готовить – нет, не замену, а помощника, желательно потомка. И вот у нас появляется щенок по кличке, которую дал ему отец так, без смысла, но смысл можно уловить во всем, и даже в имени – Курай.

Кто слышит впервые, долго смеется и спрашивает, а почему? На украинском «курай» означает перекати-поле, значит, положено этому щенку так носиться, как носит ветер по полям этот самый курай. Хотя второе имя дал ему я, между прочим, когда шкодит. Да, именно Шкода. Звали так у Сергея Андреевича Русанова пойнтера, правда, суку. Кобелю не подходит эта кличка, а остается лишь выражением моего недовольства проделками Курая.

Курай родился в начале июля, поэтому первый свой осенний сезон провел в вольере. Правда, отец брал его на службу в лес, где он сильно испортился, гоняя фазанов и русаков; остановить его было невозможно, и пришлось прекратить такие прогулки. Перепела не было, натаскивать было «не по кому». На охоту взял впервые с его отцом Джоем на час, за который он старался не отставать от родителя. Добыть тогда ничего не удалось, но, стреляя по куропаткам, я понял, что выстрела он не боится. Следующий раз Курай попадает на охоту в ноябре. Завтра открытие на зайца, а мы выскочили на пару часиков и попали на кольчатую горлицу, вылетевшую кормиться на еще не перепаханное поле. Постреливали. Джой подавал, Курай крутился рядом. Но вот после дуплета упала пара горлиц, одну старик подал, но пока пошли искать вторую, от нее остались одни крылья. Шкода... Не дело так вести себя охотничьей собаке. В другой раз удалось выбить пару кряковых. Пока его папаша вынес одну и пошел за второй в ледяную воду. Курай подрал трофей. Ну что за балбес! Команды выполняет, имеет неплохие способности, но появились и потери в домашнем курятнике. Наказание долго себя ждать не заставило.

Весной мы увидели первые стойки молодого легаша. Но опять-таки нет перепела, нет условий для натаски до сегодняшнего дня. Сезон начался с поддержкой Джоя, голуби и утки найдены и поданы хозяину. С ним уверен в удаче и в том, что каждый трофей будет найден и уложен в ягдташ. Но молодому-то более года, надо заниматься и его обучением. Отцу некогда, пора мне брать поводок. На областной выставке в 10 месяцев Курай получил оценку «хор.», так как еще не полностью развился, и я очень рад, что не оправдалось мое опасение. С детства у него проявлялся перекус, но с возрастом выровнялся, и ничего не напоминает об этом пороке.

И вот решаю один субботний день посвятить охоте с молодой собакой. Проблема с пожиранием дичи прошла с возрастом и обучением. Натаскать в поле снова в этот сезон не удалось. Лишь дрессировка с помощью электроошейника. Дал мне на время один охотник. Существует множество мнений на этот счет, но я убедился, что вещь весьма полезная. Я не мог кобеля остановить от погонки русака или заигрывания с козами и бычками, которые от таких игр отрывались с привязи и нам доставалось от хозяев. После нескольких разрядов достаточно подать звуковой сигнал, и Курай знает, что если не послушается, будет больно. Вот в таком ошейнике моя шкода, а я в патронташе с двадцаткой и на велосипеде, чтоб кости поразмять.

Ехать пришлось недалеко, на первом же подсолнухе замечаю обыкновенных горлиц, а после первого выстрела стало ясно, что начался пролет. Для разминки делаю несколько промахов, и наконец-то первая горличка упала на чистом, подходим с курцем, и по команде первый трофей подносится, но не отдается. На этот случай в кармане моего камуфляжа оказались бублики. Второй подан уже более уверенно. Только не может еще сориентироваться, где искать, и бывает, наскакивает. Солнце только взошло над подсолнухом, а у меня уже закончились патроны, распалился по вертким горличкам.

Кручу педали домой, ох как тяжело оставлять дома рвущуюся собаку, увидевшую любимые атрибуты охотника. Вынужден оставить во благо подрастающего поколения. Через 20 минут мы снова на поле, пользоваться ошейником не приходится. Курай знает, если он на нем, надо слушаться. Добываем еще пару горлиц, в итоге 12 жирных голубков становятся нашим достоянием, но надо бы и к воде спуститься. Прячу свой транспорт в камыше, кобеля за ошейник, и подхожу к водоему.

Срывается чирок, бью его «семеркой», загудело под камышом, выбираю кряковую, и она шлепается. Бежим к берегу: «Курай, подай!»

Пытаюсь чирка добить, но не успеваю.

В небе закружило, вкидываю патроны, из пролетающего табунка выпадают два чирка. Курц кружит на воде и не знает, с чего начать – чирков или крыжня подать. Выбирает покрупней, и через минуту на удавках красуются кряква, чирок-трескунок и чирок-свистунок. Ну вот, мы и с водоплавающими отлично справились.
Обошли ставочек, взяли еще горлицу, и домой. Сегодня Курай работал на твердую четверку! Впереди охота по куропатке и фазану, возможно, совместно с Джоем. Поле нас ждет, поле нас обязательно примет!