Река Подкаменная Тунгуска меня всегда притягивала одним только названием.
Да и сердце какого походника и байдарочника не вздрогнет от чарующего слова «подкаменная», за которым кроется очарование таежной глуши, пороги и перекаты, да и небезызвестный тунгусский метеорит...

Все тянуло в далекий Красноярский край.

И вот несколько лет тому назад мы с друзьями оказались на этом маршруте. Здесь вовсю вкусили и заповедную глушь, и семиверстные пороги и безмятежную таежную красоту. Красноватые «столбы» по берегу реки придавали величественность и мощь сибирским пейзажам. Регулярно ловили рыбу, даже в протоке раз поймали форель, изредка промышляли рябчика.

Но однажды вечером нам встретилось два старожила, которые своим рассказом на двое суток изменили размеренную походную жизнь. Они поведали о небывалых по размерам тайменях. Позднее, через неделю, случайно нашли на берегу скелет рыбы. Одна голова с хищным оскалом была не менее 30–35 сантиметров длиной. Рыбаки рассказали о способах ловли, и весь следующий день мы мастерили невиданные снасти.
– Вода еще мутная, здесь и в верховьях долго шли дожди. Таймень пойдет через неделю, но можно и сейчас попробовать, обнадежили они нас и мы с упоением принялись за работу.

Таймень стоит в ямах и на промысел, как правило, выходит ночью. Он часто лакомится переплывающими реку мышами. (Еще одно открытие для нас – биологически необразованных). Добыча тайменя заключалась в подманивании его на наживку – на искусственного «мыша».

Рассказать о ловле тайменя подвигло и то, что даже у Л.П. Сабанеева в его «Рыболовном календаре» нет этого способа ловли. Кстати, он называет данную рыбу тальменем (Salmo talmen), по современной классификации таймень теперь называется Hucho taimen – «таймень обыкновенный». Так что же такое таймень? Рыба семейства лососевых, различается ее 3 вида:

– «дунайский лосось» – водится в бассейне реки Дуная, достигает до 1,5 метров длины, вес до 50 кг;

– «таймень обыкновенный» – распространен от верховьев Волги и Печоры до Амура, длина до 2 метров, вес до 80 кг;

– «дальневосточная чевица», а также кумжа в бассейне Балтийского моря, значительно более мелкая рыба.

Кстати, Владимир Даль в своем словаре называет тайменя сибирским лососем, или байкальской щукой.

Итак, готовим снасти. Из подручного материала- разбитого ящика, изготовили «салазки» размером примерно 50смх35см; две дощечки – полозья, три – поперек для крепления и прочности. Ведя их под углом, полозьями вниз, против течения – выводишь снасть аж до середины реки. Для этого привязывалась основная веревка впереди «салазок» и вспомогательная сзади, которой разворачивалась конструкция под углом 30 градусов к направлению течения реки. Затем следовала на расстоянии не менее трех метров приманка. За «мыша» сошел кругляк диаметром 3см, длиной 10 см, с одной стороны остроносый. Сделали их с любовью, хоть самим ловись.

Дерево зачистили и окрасили в черный цвет углями от кострища. Для крепления по длине прожгли раскаленным прутом небольшое отверстие, через которое пропустили металлический поводок с тройником и соединили напрямую с ведущей веревкой. «Мышей» наделали несколько штук в надежде на хороший клев. Можно было привязывать на небольшом расстоянии друг от друга и несколько «мышей».

И вот наступил долгожданный поздний вечер. Мы давно закончили трапезничать и, сидя у костра в отблесках пламени, покуривая, постоянно поворачивали голову на каждый всплеск на реке. Не таймень ли? Время тянулось очень медленно.

Все, ребята, пора ! Мы браво зашагали со снастями к реке. Быстро приладив приманки, пошли на небольшом расстоянии по прибрежной гальке против течения. Ярко светила луна, белесым светом освещая темные силуэты прибрежных зарослей и нас, промышлявших редкую царственную рыбу.

Веревка сильно резала руку – выведя снасть на середину реки, пришлось ее тянуть как бурлаку через плечо, методично шлепая в темноте по воде. Веревка от напряжения подрагивала и упруго передавала мощь течения реки. Тащить совсем не легко, как это могло показаться вначале.

Пройдя метров сто, почувствовал резкий рывок, тяжелый всплеск, а потом... легко поплыли перевернутые салазки. К сожалению, произошел обрыв веревки, металлический поводок был слишком короткий. В очередной раз жизнь показала, что все надо делать основательно. А счастье было так близко, так возможно...

Обескураженный, быстро приделал нового «мыша», поводок – и снова в воду. Пройдя около километра до подходящих вплотную к воде скал, мы развернулись назад. Поклевок больше не было. У друзей также ничего. Но это нас не огорчило. Главное, приобщились к настоящей сибирской ловле. А с рыбой мы не бедствовали, добывая на спиннинг привычных щуку, окуня, иногда судака.

Пройдя по Подкаменной Тунгуске около 500 км, мы вовсю налюбовались сибирской ширью. Уже при впадении в Енисей много повстречали, к сожалению, браконьерских поплавков с крючками на стерлядь, но это уже другая история.

Что еще почитать