Кому нужна такая экспертиза?

Прошла 10-я Юбилейная Всероссийская выставка охотничьих собак. Теперь, когда все страсти позади, хотелось бы получить ответы на ряд интересующих нас вопросов.

Так получилось, что ринги такс кобелей старшей возрастной группы судил эксперт первой категории Юдаев В.Ф. (г. Волгоград). Как только этот эксперт приступил к работе начались странные вещи. Во-первых, он объявил, что экспертиза собак будет производиться по особой методике. Суть методики заключалась в следующем: все владельцы собак со своими питомцами были вызваны на ринг, затем произвольно сразу началось описание собак. Ринг представлял собой живописную картину: в центре в виде цыганского табора располагались люди с собаками – кто сидел, кто лежал, кто-то перекусывал, разговаривал по телефону, а эксперт тем временем как-то сам по себе описывал собак согласно им установленной очереди. И длился этот «эксперимент» ни много ни мало, а половину суток. По окончании действа, закрался резонный вопрос: неужели для экспертизы 33 кобелей необходимо 12 часов? То есть более 20 минут на каждую собаку? Как говорится, не слишком ли жирно? Более того, на данном ринге должна была проводиться экспертиза сук старшей возрастной группы, но г-на Юдаева В.Ф. это мало интересовало, он так был поглощен собственной «значимостью», что такая мелочь, как работа своих коллег его абсолютно не интересовала.

Может быть, экспертиза была на высоте? Судите сами. Мы далеки от мысли вступать в дебаты по поводу полученных собаками экстерьерных оценок, но есть моменты бесспорные. Например, г-н Юдаев В.Ф. объявляет от том, что последний  кобель получает оценку «хорошо», так как у него в области хвоста им обнаружено два излома. Но даже начинающему собаководу-таксятнику хорошо известно, что излом хвоста у такс – это дисквалифицирующий порок! На наш недоуменный вопрос эксперт ответил, что руководствуется «Введением в стандарты» пород охотничьих собак. Да, там действительно в разделе «Пороки» имеется  п.6 – «Искривление хвостового отдела позвоночника», но этот пункт касается тех пород, у которых нет особого указания об изломах хвоста. В том же «Введении в стандарты» сказано: «На основании стандартов на выставках и выводках производится экстерьерная оценка собак». В действующем на территории России стандарте такс от 1985 года четко сказано: «Деформированный хвост, и излом в любом месте ставят собаку вне породы». Может быть, г-н Юдаев В.Ф. имел в виду какой-то другой стандарт? Но и в стандарте такс FCI № 148 в разделе Дисквалифицирующие пороки, читаем: «любой недостаток хвоста». Так как-же так? С одной стороны, собака «вне породы», т.е. не для племенного использования, а у эксперта ПЕРВОЙ категории такая собака может попасть во второй племенной класс и в дальнейшем плодить себе подобных. Страшно подумать, что будет с породой, если руководствоваться экстерьерными оценками, полученными у г-на Юдаева В.Ф.?

Дальше больше, из ринга был удален кобель, у которого якобы были подпилены резцы хирургическим путем. Да как это  определить? Прикус у собаки ножницеобразный.  Конечно, можно утверждать, что резцы сточены, не более того. Но эксперт сразу дает медицинское заключение! А и правда, зачем нужны медики, когда есть эксперты первой категории! И это далеко не единственное утверждение подобного рода. По-видимому,
г-ну Юдаеву В.Ф. неизвестно об этике поведения с экспонентами.

Опытные собаководы хорошо знают экстерьер своих собак и приходят на выставку зачастую чтобы занимать первые места в бонитировочных рингах. Бонитировочные ринги  – характерное отличие  охотничьих выставок, где выставляются в основном дипломированные собаки. Но рингов как таковых у кобелей такс старшей возрастной группы не было. Что особенно обидно, бонитировочная расстановка была полностью проигнорирована, да и смотреть ее было уже некому. Тем самым грубо нарушены Правила проведения выставок охотничьих собак от 1985 года, в частности раздел III пункт 25 – «Экспертиза на рингах комплексной оценки производится в часы и дни наибольшего осмотра выставки посетителями. Собаки расставляются по породам, полу, возрастным группам и бонитировочным данным в классах в нисходящем по баллам порядке.

Одновременно эксперт даёт гласное объяснение о достоинствах собак и о комплексной оценке их.»

В итоге уже поздно вечером участники выставки расходились в полном молчании, не было аплодисментов и характерных поздравлений. Задаемся вопросом: каким образом на выставку охотничьих собак высшего ранга в качестве эксперта мог попасть г-н Юдаев В.Ф., не знающий стандарта такс, игнорирующий «Правила проведения выставок», не умеющий организовать свою работу? Нет ответа.

Запись на 10-ю Юбилейную Всероссийскую выставку охотничьих собак стоила скромные 300 рублей, но поверьте и этих денег жалко на экспертизу от Юдаева В.Ф.