Весенние горизонты ловли

  Талая вода пошла под лед. Приток свежей воды сместил водное равновесие подо льдом. Это привело к тому, что рыбы начали так или иначе двигаться. В основном движение рыб заключается в том, что часть стада выходит из зимовальных ям и русел на близлежащие поливы. Это относится и к лещу, и к щуке с судаком.
     
     Рыба, оставшаяся в русле сейчас практически не кормится и не клюет. А та часть рыб, которая выходит на более мелкие места, наоборот, проявляет активность. На дисплее эхолота вы можете наблюдать за скоплением рыбы, которая брать приманку не желает. Чем ближе рыба приближается к берегу и мелким местам, тем более активной она становится.
     Известный факт, что с середины зимы рыба перемещается ближе ко льду, где ее и стоит ловить, а начиная с марта во многих местах рыбу вообще можно поймать только в полводы, в очередной раз подтверждается.
     Характерный пример – уклейка. Известно, что уклейка «зимует» над самыми глубокими местами водоема. Если яма находится непосредственно у берега, то уклейка стремится от берега «отодвинуться». В качестве яркого примера можно привести поведение уклейки в «аппендиците» Кировского затона в Строгино.
     Уклейка сдвигается с ям, выходит к более мелким местам и поднимается практически под самый лед, но самое главное – начинает активно питаться.
     Ловля начинается с того, что рыболов сверлит несколько лунок над ямой и на выходе из нее, например, в протоку, на расстоянии приблизительно 10-ти метров друг от друга. Лунки очищают от крошки льда, но не полностью, оставляя некоторое количество льда для того, чтобы не «засветить» место ловли. Уклейка в отношении света, идущего через лунку, бывает очень капризна. Крошки льда, кроме того что маскируют рыболова, выполняют еще одну важную функцию – они во время ловли удерживают в лунке прикормку. Подготовленные лунки прикармливают небольшим количеством молотых сухарей. Сухари постепенно набухают, впитывая воду, и начинают медленно опускаться. Очень важно добиться того, чтобы частички сухарей опускались медленно и чтобы столб из прикормки не прерывался. Для этого иногда в сухари добавляют или сухой молотый жмых, или немного подсолнечного или кукурузного масла. Жмых очень медленно пропитывается водой и медленно тонет. Частички жмыха слипаются с частичками сухарей и способствуют тому, что прикормка тонет медленно. Если увлечься ловлей и вовремя не подсыпать в лунку сухарей, то стайка уклейки скорее всего отойдет от лунки. Тогда придется опять «раскармливать» лунку, что удается не всегда. Если в лунку подбрасывают опарышей, то и ловить лучше на мелкую (2–2,5 мм в диаметре) мормышку в виде овсинки, изготовленную из чистого олова. Такая мормышка медленно тонет сама по себе, имеет цвет, который близок к цвету опарыша. На крючок мормышки одевается «чулком» или под кожу одна личинка опарыша. Если клев очень осторожный, то нередко спасает самая мелкая мормышка в виде черного шарика с крючком № 20–22. На такую мормышку лучше насаживать одного мотыля полуколечком или колечком.
     Уклейка рыба очень осторожная и достаточно поймать несколько штук, как вся стая настораживается и клев продолжается только в том случае, если рыболов пользуется максимально тонкой и чувствительной оснасткой.
     После поимки нескольких рыб можно разнообразить игру, придавая мормышке дополнительные колебания при достижении «рабочей» глубины. Ловля становится очень похожей на ловлю окуня на мелководье.
     Когда клев затихает, можно активизировать уклейку добавлением мелкого мотыля в сухари. Для того чтобы мотыль тонул медленнее, его нужно предварительно раздавить пальцами.
     Нередко через час-два ловли к прикормке подходят плотва и окунь, поэтому через два-три часа советую периодически проверять более глубокие горизонты, вплоть до дна. Ближе к вечеру бывали случаи, когда с глубины под прикормленной лункой начинали брать «чертика» плотва и подлещик.
     Плотва в любое время года периодически поднимается выше дна и, как уклейка летом, начинает хватать приманку на разных горизонтах. Она занимает какой-то горизонт, но как только в лунку попадает прикормка, плотва начинает перемещаться то вверх, то вниз. На этом основан известный способ ловли плотвы на тонущую приманку, причем тонущая проводка применяется не только летом, но и зимой.
     Для эффективной ловли создается столб прикормки, в котором плотва быстро перемещается. В качестве снасти используется очень мелкая и легкая мормышка белого цвета. Форма мормышки большого значения не имеет. Леска диаметром 0,06–0,08 мм. Так ловят некрупную плотву, до 200 г. Когда плотва подходит к прикормке и если глубина ловли не превышает шести метров, очень эффективно периодически подливать в лунку небольшие порции молока. Очень хороши отечественные «зимние» прикормки, в состав которых входит «сухое» молоко.
     Техника ловли очень простая. Мормышку с одним мелким мотылем или репейником на крючке опускают в толще воды без каких-либо колебаний. Мормышка имитирует падение крупной частички прикормки. Леска должна быть постоянно натянута так, чтобы не терять связи мормышки со сторожком. Если поклевки не было, то мормышку опять поднимают метра на полтора и вновь опускают. Редко, но так можно ловить и некрупного подлещика, особенно ближе к концу зимы, когда он выходит на поливы в водохранилищах.
     Ловля таким способом хороша, когда глубина под лункой метров до семи. Иное дело, когда глубина под лункой большая и неизвестно, какой горизонт сегодня предпочитает рыба. Если нет эхолота, то приходится исследовать практически все горизонты ловли. Но вот глубина, на которой держится рыба, найдена. Что делать теперь? Кормить лунки нет никакого смысла. Если прикармливать легкой прикормкой, то она пока дойдет до нужной глубины рассеется по очень большой площади. Если же прикармливать тяжелой прикормкой, то она быстро пройдет «рабочий» горизонт и уйдет ко дну. Надеяться на то, что рыба последует за ней, бесполезно. В таких случаях выручает «чертик».
     Очень показательной бывает ловля по последнему льду, когда плотва и окунь поднимаются к самому льду, и любая прикормка перестает «работать», потому что рыба перестает на нее реагировать. В таком случае начинают работать безнасадочные мормышки. Плотва проявляет свое присутствие буквально с трех-пяти проводок приманки, поэтому высиживать рыбу на одном месте нет никакого смысла. При поиске новой «рабочей» лунки взамен истощенной нужно контролировать не только глубину, на которой стоит плотва, но и глубину до дна. Наиболее универсальной приманкой для ловли плотвы с глубины, как в водоемах без течения, так и в водоемах с течением, остается «чертик». Чего не скажешь об окуне. Он предпочитает мормышку, причем для того чтобы вызвать хватку крупного окуня нередко приходится делать 15–20 проводок.
     Наиболее активен окунь, который выходит к береговой мели, он реагирует на мотыля, но на прикормленных лунках крупные экземпляры соблазняются безнасадочными приманками.
     Подлещика также лучше ловить на «чертика», а еще лучше на «паровоз» из двух «чертиков». Особенность ловли подлещика заключается в том, что она в большинстве случаев начинает со дна и постепенно исследуются более высокие горизонты. Обычно горизонт ловли обнаруживается уже днем, часам к одиннадцати. После того как горизонт обнаружен, начинается поиск стаи. Перемещаться в поисках стаи иногда приходится на относительно большие расстояния, и в этом заключается основное отличие тактики ловли леща от тактики ловли плотвы, которая обычно «крутится» в определенном и относительно небольшом районе.
     Наиболее активны подлещик и лещ, которые вышли на самые мелкие поливы. Хорошим примером является ловля на Озернинском водохранилище, где нередко лещ лучше всего ловится на поливах с глубиной не более трех метров.
     Рыбалка на течении также периодически переходит в ловлю в полводы. В реках с ярко выраженным турбулентным потоком корм для рыбы распределен практически равномерно во всей средней части потока и его концентрация наименьшая у самого дна и самого льда. Рыба в таких реках гуляет по горизонтам и клюет тогда, когда приманка попадает ей под нос. Примером служит река Ока в среднем течении. Ловить в таких условиях удается только на очень тяжелые шарообразные вольфрамовые мормышки или на вольфрамовые «чертики», а также на оснастки с тяжелым грузилом на поводке. Выше грузила привязывается длинный, до полутора метров, поводок с маленькой мормышкой на конце.
     В реках с ровным и несильным течением ловля принципиально не отличается от ловли в водоеме без течения и без прикормки.
     Самое главное сейчас это найти активную рыбу, которая покинула места зимовки и ищет корм или у берега, или ближе к поверхности.