О чем так много говорили и писали наконец свершилось! Госдумой 8 ноября 2006 года был принят долгожданный Лесной кодекс. 24 ноября его одобрил Совет Федерации, а 4 декабря 2006 года Кодекс подписан президентом В. Путиным.
     
     Проявив настойчивость в поисках этого закона, я вскорости стал обладателем книжицы под названием «Лесной кодекс». С нетерпением принялся быстро листать и читать по диагонали страницу за страницей. И чем дальше я продвигался по Кодексу, бег моих глаз и движение руки, переворачивающей страницы, все замедлялись и замедлялись. Дойдя до последней, со вздохом отложил Кодекс в сторону, осмысливая написанное. А когда успокоился, принялся с карандашом в руках его изучать.
     Я неоднократно выступал на страницах охотничьих изданий с критикой проекта Лесного кодекса. Некоторые товарищи намекали мне, мол, сегодня следует воздерживаться от критики, так как проект кодекса готовился к третьему чтению и есть реальная надежда, что многие замечания Дума учтет. «Ага, ждите, – огрызался я. Правительство и лоббисты от леса продавят проект Лесного кодекса, а Дума его только слегка причешет, не затрагивая антинародной сути». Так и случилось.
     Я не ставил перед собой цели рассматривать Кодекс в полном объеме: в этом уже и нет необходимости. Решил высказать свое субъективное мнение только по некоторым статьям, да и то по тем, которые касаются ведения охотничьего хозяйства и охоты. Радует, что Дума «одумалась» и в п.1 ст.4 записала, что «участниками лесных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане и юридические лица», исключив таких участников, как «...иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица...» Дума извлекла уроки из проекта «Сахалин-2», а также услышала возмущенные протесты граждан России. Немаловажную роль сыграла и личная просьба В. Пескова к президенту В. Путину о недопущении приватизации леса (на встрече с журналистами «Комсомолки», 23.05.06), благодаря чему Госдуму изложила ст.8 п.1 в следующей редакции: «Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности».
     Считаю не лишним охотникам и другим гражданам – любителям русского леса ознакомиться со ст. 11
     «Пребывание граждан в лесах».
     1. Граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов, а также недревесных ресурсов...
     4. Пребывание граждан может быть запрещено или ограничено в лесах, которые расположены на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, иных землях, доступ граждан на которые запрещен или ограничен в соответствии с федеральными законами.
     5. Пребывание граждан в лесах может быть ограничено в целях обеспечения:
     1) пожарной безопасности и санитарной безопасности в лесах;
     2) безопасности граждан при выполнении работ.
     6. Запрещение или ограничение пребывания граждан в лесах по основаниям, не предусмотренным настоящей статьей, не допускается.
     7. Пребывание граждан в лесах в целях охоты регулируется лесным законодательством и законодательством о животном мире.
     Мне не терпелось узнать, как Дума позаботилась о нас, рядовых охотниках. Добрался до ст.25 и в п.5 читаю: «Ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты». Содержание и «глубочайший» смысл этого пункта раскрывается в ст. 36 «Использование лесов для ведения охотничьего хозяйства».
     1. Ведение охотничьего хозяйства на лесных участках представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с оказанием услуг лицам, осуществляющим охоту.
     2. Лесные участки, предоставляемые для ведения хозяйства, признаются охотничьими угодьями.
     3. Охота на лесных участках, предоставляемых для ведения охотничьего хозяйства, осуществляется в соответствии с законом от 04.04.95 № 52-ФЗ «О животном мире» и настоящим Кодексом.
     5. Граждане и юридические лица осуществляют использование лесов для ведения охотничьего хозяйства на основании договоров аренды лесных участков.
     6. Правила использования лесов для ведения охотничьего хозяйства устанавливаются законом субъекта РФ.
     Вот так позаботились! Ведение охотничьего хозяйства России депутаты свели к предпринимательской деятельности, связанной «с оказанием услуг лицам, осуществляющим охоту». Да-а. Большего цинизма в отношении целой отрасли страны слышать не приходилось.
     В оглавлении глаза наткнулись на ст.37 «Использование гражданами лесов для осуществления любительской охоты и спортивной охоты». Сердце встрепенулось: «Может быть, здесь о рядовых охотниках вспомнили?» Как у депутатов это получилось, можно судить по этим двум коротеньким пунктикам:
     1. Использование гражданами лесов для осуществления любительской охоты и спортивной охоты осуществляется без предоставления лесных участков в соответствии со ст.11 настоящего Кодекса.
     2. Ограничения использования гражданами лесов для осуществления любительской охоты и спортивной охоты может устанавливать в соответствии со ст. 27 настоящего Кодекса. Комментарии, как говорится, излишни.
     Настоящим Кодексом введен институт арендодателей лесных участков на базе договорных отношений. Это определено ст.71 «Порядок предоставления гражданам, юридическим лицам, лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности».
     1. В постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, представляются юридическим лицам в аренду, безвозмездное срочное пользование – гражданам.
     2. Предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом.
     3. Предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и в безвозмездное срочное пользование гражданам осуществляется в порядке, предусмотренном Земельным кодексом, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
     Ст.71 прочел несколько раз, все пытаясь найти обоснование права естественных охотничьих объединений и предпринимателей, изъявивших желание вести охотничье хозяйство, на безвозмездное пользование лесными участками. Увы, кроме оговорки «если иное не предусмотрено настоящим Кодексом», я ничего не вычитал. Выходит, надежды на безвозмездное пользование лесными участками, которые питали сердца руководителей, занимающихся ведением охотничьего хозяйства, растаяли, как розовый туман.
     Читая ст.73 «Арендная плата», в п.3 находим: «При использовании лесного участка без изъятия лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу площади лесного участка и площади арендуемого лесного участка». Теперь арендаторов лесных участков для ведения охотничьего хозяйства лесники будут подгонять под этот пункт. Некоторые дотошные читатели еще раньше меня изучили Лесной кодекс и могут возразить, что в этой же статье п.4: «Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта РФ, муниципальной собственности, ставки платы ...за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления». Мой товарищ верит, что «власти на местах» войдут в трудное положение охотников и могут предоставить лесные участки в безвозмездное пользование. На что я ему возражаю: «Мы вляпались в базарные (то бишь, рыночные) отношения. И где это ты видел, чтобы собственник не стремился продать свой товар дороже?» Всем охотникам памятна инициатива Законодательного собрания Краснодарского края по введению платежей за охоту на всю «мелочь», мотивированная тем, что бюджет края теряет миллионы рублей. Врачи, учителя, пенсионеры, ЖКХ, дороги... На все это региональным и муниципальным властям нужны деньги. И кто откажется от искушения пополнить свой скудный бюджет за счет «зажиревшего» охотника.
     Читал про «смелое» обращение делегатов 12-го съезда рыболовсоюза к президенту
     В. Путину с просьбой наложить свое вето на принятие Лесного кодекса в данной редакции. Как в народе говорят: «Поздно пить боржоми...» Где же вы были раньше, господа?! Чего молчали?
     В заключение хочу высказать опасение: принятый Кодекс весьма коррупционноемкий. Теперь у леса три хозяина. К примеру, мы видим, что творится в лесах Подмосковья, а о криминальной обстановке в лесах глубинки и говорить не хочется.
     Депутаты так и не увидели, что у лесорубов и охотпользователей различные подходы к лесу. Первые арендуют лес, чтобы его рубить и продавать, а охотпользователи, наоборот, заинтересованы в том, чтобы лес рос и добрел, чтобы охотничьи животные и птицы находили в нем себе корм и защиту. Платная аренда лесов для ведения охотничьего хозяйства является непродуманным решением. Я не вижу смысла в оплате охотпользователями лесных участков (собственности государства) для поддержания оптимальной численности охотничьих животных и птиц, их надежной охраны, являющихся также государственной собственностью. Жизнь, конечно, докажет несостоятельность Лесного кодекса в отношении охотничьего хозяйства России и любительской охоты.
     Да жаль время будет упущено.

Что еще почитать