ВСЮ МОЮ ОХОТНИЧЬЮ ЖИЗНЬ СОПРОВОЖДАЛИ СОБАКИ. БЫЛИ ГОНЧИЕ, ЛАЙКИ И ДАЖЕ ЛЕГАВЫЕ. ВСЕ ОНИ БЫЛИ ПО-СВОЕМУ ХОРОШИ И РАДОВАЛИ НА ОХОТЕ. НО ВОТ КАК-ТО СЛУЧАЙНО ПОЯВИЛАСЬ У МЕНЯ ТАКСА. И С ТЕХ ПОР Я ВОТ УЖЕ БОЛЕЕ 20 ЛЕТ ДЕРЖУ И ОХОЧУСЬ ТОЛЬКО С ЭТОЙ ПОРОДОЙ СОБАК. НЕ БУДУ ОПИСЫВАТЬ, КАКИЕ ЭТО УМНЫЕ И ПОКЛАДИСТЫЕ В БЫТУ СОБАКИ, ДОБРЫЕ ПО ОТНОШЕНИЮ К ДЕТЯМ И ОТЛИЧНЫЕ СТОРОЖА НА ДАЧЕ. Я ХОЧУ ПОДЕЛИТЬСЯ НЕКОТОРЫМИ СООБРАЖЕНИЯМИ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ОХОТЫ С ТАКСОЙ, ПОЧЕРПНУТЫМИ ИЗ СОБСТВЕННОГО ОПЫТА.
     
     Такса довольно универсальная порода охотничьих собак. Несмотря на свой маленький рост, они гоняют с голосом зайцев-беляков, как спаниель, работают по тетеревам, подают с воды уток, работают по кровяному следу. Но основная их охота – это работа в норах по лисице, барсуку и еноту.
     Я на енотов специально не ходил. В основном это были случайные встречи при ходовой охоте. Енотов собака находила в зарослях ольхи и ивняка у берегов рек и ручьев, в оврагах, под стогом сена, в старых лисьих норах и даже под полом сарая на краю деревни. Еноты, как я заметил, не боятся звука выстрела.
     Таксы енотов абсолютно не боятся, легко их догоняют, но, как правило, не давят, делают только хватки, причем за что попало. Старые еноты иногда оказывают сопротивление – огрызаются, верещат, топорщат шерсть, иногда притворяются мертвыми, но опытную собаку подобные уловки не пугают.
     Иногда еноты копают норы. Эти норы чрезвычайно просты по устройству, обычно один ход длиной 1,5–2 м. Енот, застигнутый в норе, никогда не выходит. Обычно, убедившись по поведению собаки, что в норе енот, определяют место схватки и роют шурф. Еноты, как правило, живут парами, нашел одного, где-то рядом есть и другой.
     Охота на барсука значительно сложнее. Это зверь довольно крупный, до 20 кг весом, вооруженный когтями и зубами. Норы у него сложные, с множеством ходов и тупиков, да к тому же часто расположены в очень неудобных местах. Жилую барсучью нору легко отличить от лисьей, тем более от енотовой. Во-первых, лазы в нору достаточно широкие. Во-вторых, перед лазом часто имеется довольно глубокая канава, которая образуется при чистке барсуком своего жилища. Собака барсука из норы, как правило, не выгоняет. Более того, если охота производится до залегания зверя в спячку, есть очень большой риск потерять собаку, особенно безрассудно смелую. Барсук может загнать ее в какой-нибудь отнорок и там закопать. Поэтому, дорогие друзья-таксятники, мой вам совет: осенью, до залегания барсуков в спячку, в гости к ним лучше не суйтесь. Существует масса других способов добыть зверя. Например, ночью, когда барсук выходит на кормежку, собака его найдет по следам и начнет гонять. Такса обычно работает с голосом. Тут уж старайтесь перехватить зверя. Проще всего это сделать у норы – туда барсук прибежит обязательно.
     Что до основной охоты на барсуков в норе, то ее следует производить поздней осенью или в начале зимы. В это время барсук уже находится в спячке и сопротивление его собаке несколько ослаблено.
     Наиболее подходящие для охоты – норы, расположенные на равнинных местах. Норы в склонах оврагов очень сложны. Они, как правило, двух-трехэтажные, ходы идут внутрь склона. Очень сложно в случае необходимости прийти на помощь собаке. Для охоты на норе нужно иметь с собой хорошую лопату, острый топор и обязательно крепкую палку длиной около двух метров с развилкой на конце.
     Барсук, часто двое – самец и самка, ложится в спячку в глухом отнорке. Пущенная в нору собака довольно быстро его находит и начинает облаивать. От собаки требуется отличная вязкость, но не злобность: она должна только облаивать и ни в коем случае не делать хватки. Под такой собакой барсук ведет себя спокойно. Заслышав из-под земли лай, начинают над этим местом копать шурф. Обычная глубина – от одного до полутора метров. Обнаружив зверя, стараются прижать его развилкой палки. Важно не дать ему прорваться в нору, иначе придется рыть еще шурфы, а главное, если собака не успела отступить, разъяренный барсук может ее жестоко покусать и даже покалечить. После охоты шурфы следует тщательно засыпать. Нора еще пригодится. Возможно, в ней уже не будут жить барсуки, но лисы или еноты – обязательно.
     И все-таки основная работа таксы в норе – охота по лисице. Лиса при рытье норы предпочитает податливый грунт – супеси, легкие суглинки, но избегает копать в торфе и глине. Глубина залегания норы сравнительно невелика – от 0,5 до 1,5 м. Вопреки бытующему мнению, лисьи жилые норы довольно просты по устройству, имеют по три-четыре отнорка. В старых норах их бывает по пять-шесть, большее количество встречается крайне редко.
     Обычно лиса имеет еще две-три временные норы, которые она посещает в случае необходимости, и которые состоят из одного, реже двух ходов; щенков в этих норах, как правило, не бывает.
     Лисы очень привязываются к своим норам. Если их не очень тревожат, то они из года в год выводят в них лисят. Охотятся на норах обычно поздней осенью или зимой. Кстати, обнаружить, посещает лиса нору или нет, очень просто: из жилой норы доносится характерный запах, а снег около лаза присыпан землей – лиса на выходе всегда отряхивается.
     Ходить на лису лучше в одиночку и обязательно с одной собакой. Две собаки в норе в азарте перекусают друг друга. Приближаться к норе следует бесшумно. Не доходя пятнадцати-двадцати метров, выбирают место так, чтобы по возможности держать под контролем все лазы, только тогда пускают собаку. Лисы заходят в нору, как правило, в случае различных климатических изменений, а бывает, и без всяких видимых причин. Поэтому норы следует проверять при любой погоде, особенно в период гона.
     Однажды в феврале в ясный и морозный день я решил проверить хорошо знакомую нору. Так как было много снега, пошел на лыжах, собаку нес в рюкзаке. Обычно в такую погоду лисы в нору не заходят, поэтому, особо не остерегаясь, вытряхнул из рюкзака своего гладкошерстного Мураша. Он сразу ушел в нору. Только я снял с плеча ружье, из норы выскочила лисица, за ней вторая. Стрелял дуплетом – удачно. Не успел перезарядить, как выскакивает третья. Ушла без выстрела. А собаки нет. Слышу, работает; приготовился, жду. Но вот собака затихла. Минут пятнадцать – тишина. Потом вдруг Мураш вышел на поверхность, похватал снега, увидел меня и снова скрылся. И буквально через несколько минут из соседнего отнорка выскочила лиса. Выстрел был удачным. Им я положил очень крупного лисовина. Два другие оказались молодыми кобельками. Ушла, судя по всему, самка. При осмотре Мураша обнаружилось, что у него выбиты передние зубы и поранена морда. Видимо, была хватка «пасть в пасть». Этим и объяснялось долгое молчание в норе. Судя по всему, застал в норе лисью «свадьбу»: самка, спасаясь от домогательств надоедливых кобелей, спряталась в норе, а за ней туда забрались и кавалеры.
     Поведение вольной лисицы под землей резко отличается от поведения подсадной в искусственной норе. Прежде всего, лиса по норе не бегает, не наматывает круги – конструкция не позволяет. Если собака, сблизившись со зверем, начинает его настойчиво облаивать, вступая в короткие схватки, а у рыжей есть возможность покинуть нору, она сделает это очень скоро. Если лисица оказалась в тупике, опытная собака после сравнительно непродолжительного облаивания отходит от зверя, порой даже выходит из норы, т.е. дает шанс пленнице выбраться из тупика, а затем снова возвращается в нору. Теперь нужно быть предельно внимательным: лиса может появиться в любую минуту.
     Злобные и смелые собаки часто вступают в ожесточенную схватку, особенно если лиса зажата в тупике. Несмотря на полученные травмы, в конце концов душит зверя. С такой собакой охота может сильно затянуться. Вызывать собаку во время работы не следует, так как она практически не реагирует на зов и даже на выстрелы над норой. Повторяю, на норе нужно соблюдать абсолютную тишину. Если лиса услышала, что ее наверху ждут, она будет оставаться в укрытии до последней возможности.
     Задушив зверя, собака, как правило, еще некоторое время находится в норе. На мой взгляд, это самый неприятный момент – не знаешь, что с собакой. В голову невольно лезут тяжелые мысли. Замечу: таксы – не знаю, как другие породы норных собак – редко вытаскивают зверя на поверхность. Причина, мне кажется, в том, что такса, после исключительно тяжелой схватки просто устает. В этом случае приходится либо раскапывать, либо, к сожалению, оставлять задушенного зверя в норе, что крайне нежелательно – нора испорчена, и порой навсегда.
     Когда собака уходит в нору, это всегда очень волнующий момент. В душе борются два чувства – желание добыть зверя и тревога за друга. Все норы разные, и каждая опасна по-своему. Бывают такие узкие и сложные проходы, что собака буквально протискивается в них. На мой взгляд, наиболее опасные норы – выкопанные в склонах оврагов в песчаном грунте. В таких норах возможны обвалы, особенно поздней осенью, когда грунт пропитан водой. В моей охотничьей практике был такой случай. Бес меня попутал пустить собаку в нору, которая находилась на склоне оврага. Прошло пятнадцать минут, двадцать – тишина, ни звука. Я начинаю не на шутку волноваться. Плюнул на охоту, стал вызывать – безрезультатно.
     Прошло несколько часов. Представляете мое состояние. Ругаю себя, не знаю, что делать. У меня была с собой небольшая саперная лопатка, но ходы уходили на глубину склона, и моя лопатка была практически бесполезна.
     Между тем уже наступали сумерки. Расстроенный, стал собираться домой, чтобы утром договориться с трактористом, пригнать «Беларусь» с ковшом – попытаться раскопать нору.
     И вот собираюсь уходить, как вдруг из норы появляется мой Мураш – весь в песке, глаза засорены, но самое главное – живой. Радость мою трудно было описать. Наверное, где-то в глубине произошел обвал грунта, но он сумел выбраться из завала.
     Еще об одной смертельной опасности на норной охоте. В последние годы резко участились случаи бешенства среди плотоядных, включая даже ежей. Поэтому собака должна иметь все необходимые прививки, охотиться лучше поздней осенью и зимой. К этому времени эпизоотия несколько уменьшается. Иногда у добытых лисиц обнаруживается поражение кожи чесоточными клещами, особенно заметное на морде, лапах, хвосте. С такой добычей надо обращаться очень осторожно. Легко можно заразиться самому, не говоря уж о собаке. Если лисица не сильно поражена, выбрасывать или сжигать ее не следует, достаточно несколько дней подержать на морозе. Клещи обычно через два-три дня погибают. После охоты необходимо тщательно следить за шерстяным покровом собаки. При малейших нарушениях или выпадении шерсти это место необходимо смазать раствором йода (лучше 10%-ным) – йод обжигает пораженный участок кожи, уничтожая возможных клещей. И обязательно срочно обратиться к ветеринару.
     В последние годы резко упал интерес к охоте с норными собаками. Это прежде всего боязнь подцепить в норе какую-нибудь заразу, проблемы с получением путевок и лицензий и, наконец, резкое падение спроса на пушнину. К сожалению, такса – добычливая охотничья собака – все больше и больше превращается в декоративную. Всевозможные притравки, испытания, состязания без конкретной охоты скорее похожи на просто тусовку, поэтому среди такс все чаще и чаще появляются собаки трусливые, лишенные охотничьего инстинкта. Очень обидно за породу.

Что еще почитать