Как и предполагалось, со становлением «третьего первого льда» наступила настоящая зима не только для нас, рыболовов, но и для рыб под льдом. Причем без всякого перехода пришло глухозимье. Тот факт, что в прошедшие выходные рыболовы на отдельных водоемах были сполна вознаграждены вожделенными уловами, не отрицает наступления глухозимья.
     Ведь среди зимы всегда наблюдаются кратковременные периоды высокой активности рыбы.

     
     Неоднократно удавалось попадать на очень хороший клев окуня на блесну в конце февраля, например, на Истринском водохранилище, на прекрасный клев плотвы на Валдайском озере. Более того, на глубоких водоемах Новгородской, Тверской и Псковской областей пик зимнего клева щуки и судака приходится на февраль месяц. А вот в марте здесь можно остаться ни с чем.
     Так что все еще впереди.
     Однако нужно признать тот факт, что в теплую зиму главным фактором, определяющим активность той или иной рыбы, является не толщина льда, а температура воды.
     Особенно ярко эта закономерность наблюдается на примере плотвы.
     Многие опытные рыболовы, и я полностью согласен с ними, придерживаются того мнения, что в водоемах без течения или со слабым течением плотва выбирает места с наиболее теплой водой, даже если разница в температуре будет составлять доли градуса.
     Нужно отметить, что теплее вода, как правило, в самых глубоких местах водоема, но именно здесь быстрее всего начинает наблюдаться неблагоприятный кислородный режим. Это происходит или произошло уже сейчас. В таких случаях плотва перемещается на границу, где соблюдается оптимальное для данного водоема соотношение между температурой воды и содержанием в ней кислорода.
     В проточных водоемах с небольшой кратностью обмена воды, как правило, содержание кислорода практически одинаково по всей акватории, и в этом случае температура воды становится действительно главным фактором. Плотва ищет места с более теплой водой. Возможно, тут она находит больше корма в виде дафний или бокоплавов, но это только предположение.
     Активная плотва перемещается по водоему, пока не найдет оптимальные условия, останавливается в выбранном районе и уже до весны не покидает его. Это не говорит о том, что в других частях водоема рыба не присутствует. Совсем наоборот, «зимовальная» плотва так или иначе распределяется по всему водоему, но вот клюет только в отдельных точках.
     Задача рыболова найти не те места, где есть плотва, а где она проявляет активность и кормится. Между прочим, места стоянок и кормежки плотвы могут не совпадать. Рыба периодически, при определенных погодных условиях и по времени суток, выходит на кормежку. В остальное время она или где-то отстаивается, или перемещается.
     Учитывая многофакторность, эффективная ловля плотвы сейчас становится занятием успешным только в том случае, если рыболов от рыбалки к рыбалке занимается целенаправленным ловом этой рыбы.
     В качестве примера рассмотрю личный опыт ловли плотвы на Пяловском водохранилище. Еще по первому льду была обнаружена верхняя бровка русла, где начинался очень резкий спад в глубину. Самыми рабочими были лунки, которые находились точно над началом свала. К середине зимы эти лунки остались рабочими, но их количество уменьшилось до двух. В лунках, которые располагались всего в полуметре, в которых глубина отличалась на два-три сантиметра, поклевок не было вообще. Ни за что не поверю, что под ними не было плотвы, она просто игнорировала все приманки.
     Другой пример. На Клязьминском водохранилище из года в год плотва выходит на площадку между двумя свалами: с пяти на семь метров и с семи на девять метров. Ширина этой площадки около полутора метров. Зимняя ловля начинается с того, что я иссверливаю лед над этой площадкой и пробую ловить. Первоначальное число лунок составляет около тридцати. На следующей рыбалке оно уменьшается до двадцати и так далее. К середине февраля остается всего три-четыре рабочих лунки. Только после этого я начинаю пользоваться прикормкой в виде кормового мотыля.
     До того момента на хороших лунках плотва клюет и без прикормки, причем реагирует как на чертика, так и на нимфу. С наступлением февраля ловля переходит в более пассивную стадию, с использованием или мормышки с наживкой, или поплавочной оснастки.
     Выбор между поплавочной оснасткой и мормышкой определяется каждый раз. Все зависит от того, на каком горизонте воды находится рыба. Я приезжаю на рыбалку, нахожу свои рабочие лунки, расчищаю их, достаю эхолот и смотрю, где находится рыба. Если прибор показывает, что рыба у дна, то я сразу же достаю маленькую кормушку, беру мелкого мотыля и прикармливаю. После этого можно доставать снасть как с мормышкой, так и с поплавочной оснасткой. Интересно то, что через день плотва лучше берет приманку на крючке, а на следующий день предпочитает мормышку.
     По моему мнению, все-таки мормышка предпочтительнее, поскольку позволяет использовать более тонкую и чувствительную оснастку. Как не уменьшай массу поплавочной оснастки, не используй более тонкую леску, а все равно инерция оснастки будет несравненно больше, чем при использовании мормышки. К тому же, с помощью мормышки всегда можно подыграть приманкой. А плотва это любит. Она то соблазняется приманкой падающей ко дну, то уже упавшей или отрывающейся от дна, а то и играющей в толще воды.
     Качество оснастки должно быть очень высоким. Леска диаметром 0,07–0,09 мм, микроскопическая мормышка серебристого или черного цвета, сверхчувствительный кивок – вот та снасть, которая поможет добиться успеха.
     Если вы не знаете мест, где в глухозимье стоит и, главное, клюет плотва на водохранилище или озере, то мой вам совет, попробуйте поискать ее на реке. Не на большой реке, такой как Волга, Ока или Шоша, а на маленькой речке Воре, Клязьме, Москва-реке, Сходне или Истре. Такие речки с приличным течением замерзают только местами.
     Лед на них становится над участками с прибрежной растительностью, на внутренней стороне резкого поворота русла, особенно если на этом повороте находится яма. Но, наиболее интересно ловить над глубокими местами, защищенными мысами после поворота течения реки.
     Глубина ловли здесь может составлять от силы полтора метра.
     Если вы решились на такую ловлю, то нужно неукоснительно следовать всем правилам обеспечения безопасности.
     Во-первых, не выходить на лед одному. Во-вторых, даже после сильных морозов иметь с собой не ледобур, а хорошую пешню. Я лично каждый раз беру с собой и пешню, и ледобур. Если лед достаточно толстый, то поможет ледобур. Пешня почти всегда нужна для того, чтобы найти место выхода на лед с берега. Специфика льда на небольших реках состоит в том, что самый прочный лед может находиться за береговой кромкой, а вот плотва предпочитает придерживаться мест под самым берегом, где лед слабый. В погоне за рыбой легко можно угодить в прибрежную трещину. В результате вы не только «искупаетесь», что при глубине не более метра не представляет опасности для жизни, не только прекратите не начавшуюся рыбалку, но и рискуете до конца сезона «испортить» перспективное место рыбалки.
     Ловля ведется на очень ограниченном пространстве, когда реально сделать не более десятка лунок на всей перспективной площади. Поэтому каждое свое действие нужно обдумывать. Лунки готовить по четкому плану, каждый раз размышляя о месте и времени подготовки следующей лунки.
     Ловля очень аккуратная. Нельзя бегать, бросать на лед ящик или ледобур, то есть шуметь.
     Если вы обнаружили перспективную лунку, где уже, возможно, была эффективная поклевка плотвы, то имеет смысл воспользоваться прикормкой.
     В качестве прикормки можно выбрать или любую стандартную зимнюю прикормку, или мелкого мотыля.
     Очень важно, как воспользоваться прикормкой. На мой взгляд, почти всегда лучше прибегнуть к помощи кормушки.
     Здесь есть несколько тонкостей. Во-первых, кормушка должна быть очень небольшой. Объем такой кормушки вмещает не более двух спичечных коробков мелкого мотыля. Во-вторых, размеры боковых отверстий в кормушке должны быть достаточными для того, чтобы мотыль постепенно просачивался наружу. В-третьих, кормушку нужно поместить в лунку, расположенную в двадцати сантиметрах выше рабочей лунки. В-четвертых, кормушку нужно опустить до дна, не открывая, поднять на пять-десять сантиметров. То есть используется стационарный вариант кормушки. Мотыль или высокопротеиновая прикормка постепенно вымывается и создает «струю», если ее можно назвать струей, поскольку в секунду из кормушки поступает в воде не более двух-трех личинок мотыля. Но этого достаточно для того, чтобы привлечь и удержать плотву в зоне ловли.
     В качестве снасти используется только мормышка, самая мелкая, с подсадкой мотыля на крючок, на леске не толще 0,09 мм, если клюет плотва до 300 г.
     Весьма занятная и результативная ловля, если повезет с погодой.

Что еще почитать