Московский холодный и дождливый июнь просто утомил, поэтому решение съездить в теплую Астраханскую область возникло неожиданно даже для самого себя. Несколько лет назад я был уже в тех краях. Ловить столько рыбы было азартно, но немного неинтересно. Поэтому сейчас я усложнил для себя задачу. Я ехал ловить исключительно трофейную рыбу.

И вот я снова стою на Астраханской земле. Пятнадцать минут езды и мы на выбранной по совету друзей рыболовной базе. Пара часов сна, холодный душ и я в сопровождении егеря Павла на моторной лодке отправляюсь в путь. Утро я посвятил больше осмотру окрестностей, чем ловле. Однако натаскал окуней и взял двух жерехов. В одном месте на твистер с первого заброса клюнул и сошел под лодкой некрупный судачок. Потом мы долго купались на безлюдных в это время года Ахтубинских пляжах и разглядывали парящих над нами белохвостых орланов. Вдруг я услышал звук приближающегося трактора, а когда его услышал Павел, то сразу позвал в лодку. Только мы отошли от берега, как по тому месту, где мы были на берегу, во весь опор пронесся табун лошадей в несколько сот голов. Его топот я и принял издалека за шум трактора.

Вечером сразу пошли к выходу небольшого ерика, где попался судак. Окруженное песчаными косами его русло уходило в Ахтубу. Для разминки на вертушку на косе под кустами я потренировался в ловле окуней, попутно попались два жереха и щука. Но вот постепенно солнце начало заходить, дневная жара спадать, и я, поставив твистер, начал облавливать русло ерика. Со второго или третьего заброса взял судак, а потом они до темноты, можно сказать, сами выпрыгивали в лодку. И хотя судак был некрупный, килограммов до трех-четырех, тащить его против течения было приятно. Но вот после очередной поклевки почувствовалась тяжесть. Рыба не отрывалась от дна. Медленно сантиметр за сантиметром я поднимал ее. Это была чисто сомовья поклевка. Минут десять пришлось поднимать ее к поверхности, и каково же было разочарование, когда это оказался забагренный за брюхо судак. Имея максимальное сопротивление, да еще против течения он еле шел к поверхности. Тем не менее, несколько приятных минут он доставил. Вдруг на противоположном берегу раздался какой-то шум. Через кусты на водопой шло стадо кабанов. Даже пожалел, что сезон охоты закрыт. Но вот постепенно сумерки начали накрывать реку и мы двинулись обратно на базу.

После такого дня и сытного ужина, приготовленного заботливыми поварами, сон мгновенно накрыл меня. Но кажется не успел я уснуть, как зазвонил будильник, поднимая на утреннюю рыбалку. Рассвет встретил приятной прохладой. Однако спина и плечи немного ныли, обгорев днем раньше на солнце. На этот раз ловить мы отправились в другое место, известное как Гришкина суводь, названное так по имени жившего в этих местах рыболова, любившего там рыбачить. Здесь Ахтуба расширялась до большого залива. Кроме того, посреди была большая и глубокая яма. Она была местом обитания крупных сомов и сазанов. Отведя накануне душу на судаке, я решил, как и планировал, поймать крупную рыбу. Встав на якорь на выходе из ямы, я честно облавливал окрестности тяжелыми джигами. Кругом плескалась рыба, причем крупная. В основном это были жировавшие жерехи. Однако результата не было. И вот тогда начали закрадываться мысли, а есть ли здесь вообще крупная рыба? А когда ты не умеешь ловить, то всегда себя так оправдываешь. Мол, рыба ушла на дальний кордон. В метре от лодки вынырнул сначала сазан килограммов на пятнадцать, а затем через несколько минут метрах в десяти от нас раздался сильнейший всплеск. Когда я повернул на него голову, то увидел уходящее в воду сомовье тело толщиной в обхват. Это был он, хозяин реки. Та рыба, за которой я сюда приехал. И она была рядом. Увидев этого громилу, я понял, что должен его поймать или хотя бы подержать на крючке. Несколько часов, пока солнце не начало безжалостно палить (температура в тени была 40 градусов), я тщетно пытался на джиги и живцов выманить сома. Но усилия мои были тщетны. За это время, как бы издеваясь, выпрыгнуло из воды еще несколько сомиков. Но никто из них даже не думал клевать.

Приехав на базу, я начал опрос егерей: на что сейчас можно поймать сома. Все наперебой стали предлагать свои варианты. Замечательные ребята, они все действительно хотели помочь. Поэтому через час у меня были и лягушки, и черви, и даже пойманный в прибрежной полосе рак. Весь вечер и следующий день я пытался на все это поймать сома. Но усилия мои были тщетны. Сомы по утрам так же, как бы издеваясь надо мной, выпрыгивали из воды, но ни один из них не клюнул.

На следующий день я решил отвлечься от рыбалки, посвятив его осмотру окрестностей поселка. Назван он был Селитренным в честь того, что во времена Петра I здесь добывали селитру. В настоящее время, конечно, никакого производства давно нет, а название осталось. И вот, сев в машину, мы поехали по окрестностям. Первым пунктом стало древнее городище. В двух-трех километрах от поселка находятся развалины Сарай-Бату столицы Золотой Орды. Я вышел на гигантский холм и мне открылся красивейший вид на реку и окрестности. Когда-то на этом месте стоял дворец потрясателя вселенной Чингисхана и могущественного хана Батыя. А сейчас нет даже фундамента. Только разбросанные по степи кирпичи древнего города. Могучая империя превратилась в прах. По легенде, где-то здесь зарыт отлитый из золота в натуральную величину конь Чингисхана. Все его ищут, но пока удача не улыбнулась никому. А течение реки каждый год вымывает древние монеты и другие мелкие вещи. Хотя бывают находки и покрупнее. Два года назад археологическая экспедиция нашла древний винный погреб. Вино за столетия испарилось, но все остальное было в целости и сохранности.

Следующим пунктом поездки стали соляные озера. Удивительнейшее творение природы. Соль из под земли вымывается наружу, образуя сплошную соляную корку. Где-то эта корка как льдом покрывает все озеро, где-то как-будто в начале ледостава закраины. Но все равно зрелище удивительное. Я слышал, что где-то еще растут посаженные графом Орловым привезенные кактусы, но места точно никто не знал, поэтому мы их не нашли. На этом экскурсия закончилась и мы поехали домой. Многочисленные суслики провожали нашу машину.

Несколько дней отведенных под поездку подошли к концу. Сома я так и не поймал. Но это не омрачило поездки. Зато будет повод вернуться. Надо было наловить рыбы домой. Сам я к ней равнодушен, но если бы я не привез домой копченой рыбы, друзья бы этого просто не поняли. И вот, выйдя утром на катере, я встал на выходе одного из бесчисленных ериков. Судаки, как и обычно, клевали непрерывно. Отловив утро, я поехал домой.

Но вот настал и день отъезда. Уезжать не хотелось, но вернуться у меня был стимул. Где-то там в глубине плавает сом в обхват толщиной. А к моему следующему приезду он наберет еще несколько килограммов.