Каждому рыболову понятно, что это такое — лишение даже на короткое время любимого занятия, которое стало просто неотъемлемой частью жизни и которое только абсолютно равнодушный к рыбалке человек может посоветовать заменить манипуляциями с грузиками и мишенями где-нибудь на стадионе. Никак не возможно подобрать даже хороший суррогат вместо хрустального плеска волн, шороха разнотравья, томительного ожидания поклевки, того азарта, который, вероятно, заставляет организм вырабатывать некие гормоны молодости...

     Поэтому лично я тоже ратую за отмену во многом необоснованных нерестовых запретов и ограничений, поскольку есть огромная армия “чистых” спиннингистов, у которых совет ловить в эту пору на разрешенную поплавочную удочку кроме озлобления на существующие порядки ничего иного не вызывает.

     Однако, подготавливая к публикации различного рода “нападки” на рыбоохранные организации, я нередко ловлю себя на мысли: а во всем ли мы, рыболовы, честны не только по отношению к сложившейся ситуации, но и прежде всего к самим себе. Не действуем ли мы по расхожему обывательскому принципу: почему им, т. е. браконьерам, ловить рыбу в нерест практически безнаказанно можно, а нам, честным рыболовам, спортивными снастями — нельзя? Мы даже обещаем, что будем изымать из воды браконьерские сети, наверняка прекрасно понимая, что сможем достать снасть только какого-нибудь случайного неумехи, а хапуги-профессионалы нам этого либо не позволят сделать, либо мы просто не сможем осилить грамотно поставленную сеть длиной в несколько десятков метров.

     И еще. Обладая определенными навыками, я не раз наглядно доказывал тем же браконьерам, что одной поплавочной удочкой с одним крючком могу запросто их обловить, особенно весной, когда рыба наиболее активна и скапливается в прибрежной зоне. Естественно, излишки рыбы потом выпускал. И что же: немалое количество браконьеров в тех же Кимрах, где я часто отдыхаю летом, или в Домодедове, где сейчас живу, обзавелись хорошим снастями, изучили технологию “спортивной” ловли, но меры-то они по-прежнему не знают, т.е. браконьерами быть не перестали!

     Сейчас явно наблюдается спиннинговый бум, и количество “продвинутых” охотников на хищников стремительно растет, растут и их уловы, благодаря обмену опытом на многочисленных теперь соревнованиях и публикациям в рыболовной периодике. И это блестящая сторона медали, а что с обратной стороны? Присутствует постоянная тенденция пропаганды “продвинутости” в виде рассказов о неимоверных уловах или фотоснимков рядом с горой рыбы, особенно “замечательны” кадры с окровавленными трофеями, пронзенными багориками или с удачно торчащими в пасти тройниками... Какое неуважение к читателю, и, прежде всего, к тем живым существам, которые гибнут во благо нашего удовольствия и здоровья! Что уж говорить о воспитательной стороне таких публикаций... Что греха таить, и “РОГ” порой выдает подобное, по большей части из-за отсутствия иной “фактуры”.

     Безусловно, опыт наших авторов и их практических последователей, приобретенный в условиях безрыбья на большинстве водоемов и в острой конкурентной борьбе друг с другом, замечателен и во многом превосходит наивные переводные публикации признанных заграничных “мэтров”, но этот опыт и гроша ломаного не стоит по сравнению с той рыболовной культурой, которая исходит из каждой строчки и от каждой фотографии в зарубежных изданиях. Кстати, нерестовых ограничений на любительскую ловлю там, за “бугром”, практически нет, а есть лишь нормальный контроль и регулирование, и рыбы много, потому как недомерков никто не ловит и норм вылова не нарушает.

     Исходя из сказанного выше, встает такой вопрос: достигла ли основная масса наших рыболовов такого уровня самосознания и понимания сложившегося бедственного положения на российских водоемах, чтобы требовать огульного устранения всех запретов, чтобы в дополнение к браконьерскому беспределу добавить и свою лепту? Я опять, как рыболов, хочу сказать “за” в пользу отмены ограничений, но отвечаю только за себя и могу поручиться еще за нескольких известных мне рыболовов. Может быть, пока не стоит горячиться и требовать принятия поспешного решения, может быть, имеет смысл с тем же “Мосрыбводом” на время нереста договориться о выделении ограниченного количества водоемов или их участков, где возможен безусловный контроль за выловом рыбы, а рыбалку там сделать лицензионной как на нерестовых лососевых реках.

     P.S. Приведенная фотография — это лишь типичная иллюстрация непомерных аппетитов наших спиннингистов. Лицо рыболова убрано намеренно, так как, думается, не стоит дробить на персоналии общую для нас всех беду, и не только в рыбалке.

    

Что еще почитать