Волки заходят в деревни, режут скот, могут утащить собаку. Не брезгуют даже мышами, хотя результат, как правило, не оправдывает усилий, затраченных на добычу юрких зверьков.

     Гораздо эффективнее нападение на крупного зверя: оленя или лося. Стая преследует животное, изматывая его, и, когда обессиленная добыча достается волкам, начинается пир. Взрослый волк за один “присест” может съесть более 6 килограммов мяса. Волки не столько съедают, сколько закапывают “про запас”, к тому же приносят мясо маленьким волчатам. Наедается волк всегда впрок. Снова “пообедать” ему удается иногда лишь через несколько дней при удачной охоте.

     Слухи о кровожадности волков сильно преувеличены. Так же, как и о том, что одинокие волки - опасные и свирепые звери. Живут волки стаями, и изгоем может стать либо совсем старый волк, либо совсем молодой.

     В волчьей стае строгая иерархия. Во многом это сообщество напоминает человеческое. И отношения в семье не волчьи, а вполне дружелюбные и мирные. Волки очень заботливые родители, и на первом году жизни волчата окружены трогательной заботой на полном, что называется, обеспечении. Лишь на следующий год они пускаются в “свободное плавание”.

     Волчата выходят в самостоятельную жизнь совсем как выпускники средних школ, перед которыми открыты все пути-дороги. Жаль только, что указателей и стрелок, указывающих верное направление, не расставлено ни для тех, ни для других. Молодые волки, не имеющие жизненного опыта, как правило, легкая добыча для охотников.

     Но в условиях, когда численность волков по каким-либо причинам резко сокращается, семью могут создать совсем молодые самец и самка. Семья волков, как правило, крепкая. Хотя случается всякое, как и у людей, - “измены”, “разводы”.

     “Животное — это гордое, сильное и пластичное”, - говорит Владимир Викторович Бологов, который много лет занимается изучением волков. Он работает в Нелидовском центральном биосферном заповеднике, но надеется переехать в Бубоницы, поближе к отцу, Виктору Бологову, тоже “волчатнику”.

     В.С.Баженов, доктор биологических наук выращивает на биостанции “Чистый лес” медвежат-сирот, по разным причинам оставшихся без матери. Относительно волка такая методика “работать” не может. Верна пословица: “Как волка ни корми, он все равно в лес смотрит”. Для изучения жизни своих серых подопечных Владимир Бологов использует вольеры. Там волки живут первый год жизни. Их дальнейший путь - в зоопарк. “Прикормленный” хищник трудно адаптируется к жизни в суровых условиях естественной природы, к тому же поведение его становится непредсказуемым. Но забота и разумный уход творят прямо-таки чудеса. Вполне дружелюбные, волки могут искренне привязаться к человеку.

     Люди страдают от набегов непрошенных гостей из леса. Но страдают от людей и сами волки. Вся история человечества - непрекращающаяся война между ними. Период “бурных военных действий” сменяется ровными неприязненными отношениями, “холодной войной”.

     Вмешиваясь в естественные процессы в природе, человек запускает механизмы, непредсказуемые и трудноконтролируемые. Победителем битвы, как правило, выходит человек.

     В Англии, например, волк был истреблен полностью. В Северной Америке волки обитали от Аляски и до юга Мексики, но остались только в полярных областях и в Канаде. Несколько сот волков уцелело в штате Миннесота на границе с Канадой.

     И совсем бы мог человек извести волка, обрушиваясь на него с справедливым негодованием, если бы не стали твориться странные вещи. В огромных количествах расплодились зайцы, олени и лоси. Природа, оказывается, “придумав” волка, поступила мудро — он поддерживает равновесие в природе.

     Охотникам есть за что не любить волков - скрытное, осторожное и хищное животное. Одним словом, вредитель. Но те, кто изучает волков, не могут не относиться к нему с уважением. Все живое в мире существует по своим законам, к которым человек должен относиться бережно и с пониманием.

     Главным критерием регулирования в природе Владимир Бологов считат разумность.

     В России, так же как и в Монголии, отношение к волкам хищнически-потребительское. У нас в стране, как метко заметил Владимир Бологов, к “серому” относятся так, как во время татаро-монгольского ига победители относились к побежденным народам. Не зря о любом разорении и запустении говорят в сердцах - “как Мамай прошел”. В данном случае человек все время собирает “дань” - и волчья шкура дорога, и за убитого волка следует вознаграждение. Как тут охотникам не стараться?

     Во всех других странах, где есть волки (кроме России и Монголии), отношение к волкам совершенно другое. Сейчас они не уничтожаются, а всячески охраняются.

     В Америке отношение к волкам прямо-таки трогательное. Разумность восторжествовала. К тому же волки стали хорошим источником дохода - “эко-туризм” приносит прибыль.

     Один раз в пять лет на границе с Канадой проходит международный симпозиум по волкам “Биньон”. Не так давно в очередной раз он проводился в штате Миннесота. “Биньон-2000” собрал 500 участников из 28 стран мира.

     Россию представляли Владимир Бологов и Никита Овсянников, заместитель директора по науке заповедника на острове Врангеля.

     Симпозиум проходил в небольшом чистеньком городке Дулузе, который прячется меж берез и сосен. Природа здесь напоминает северо-запад России. Обилие рек, ручейков, небольших озер. Неподалеку международный центр по изучению волков, который находится в городе Или. Через густой тенистый лес к нему ведет узкая асфальтированная дорога.

     Туризм “на волках” - доходнейшая часть бюджета. Все здесь подчинено возможности хорошо отдохнуть, а главное, “пообщаться” с волками. В любое время года человек (один или с семьей, а то и шумной компанией) - может приехать сюда, чтобы поближе познакомиться с лесными хищниками. Туристы живут в небольших комфортабельных домиках. По желанию многочисленных туристов специально обученные работники могут проводить “на волчью тропу”. Если захотят, туристы могут услышать волчий вой, протяжный и длинный, берущий за душу. Могут увидеть живых волков (три серых хищника, которые отзываются на клички, постоянно живут в вольерах, и наблюдать за их повадками можно через широкое окно).

     И в Дулузе, и в Или к услугам людей, приезжающих со всей страны и из-за границы специально “к волкам”, есть все, что угодно душе. Можно посмотреть кинофильмы или видеофильмы об этих животных, познакомиться с многочисленной литературой, изданной на разных языках. Такие посещения дороги, но от желающих нет отбоя.

     Здесь, в Миннесоте, проводятся международные совещания по изучению волков и сохранению их численности.

     Эко-туризм, столь развитый в Америке, приносит и международную известность, и славу, и хорошие деньги в казну.

     Нам многому у американцев следует поучиться. Но наша экономика традиционно туризм, да еще эко-туризм, “не жалует”. И денег мы ни на что никогда сыскать не можем, хотя в стране много богатых и умных людей, которые хотели бы более тесно “пообщаться” с волками. Тот же Владимир Бологов часто провожает на “волчью тропу” гостей из Москвы и других крупных городов. Они могут, если захотят, среди снежного безмолвия или в густой хвойной и лиственной чаще услышать волчий, бередящий душу вой. Но все это носит случайный характер. Разумному отношению к этим сильным и гордым “незнакомым знакомцам” нам не мешало бы поучиться.

     Но пока отношение к волкам - волчье...

Что еще почитать