Случилось так, что побывать в Туле мне довелось в год ее 850-летия. Оружейная столица России лишь на год моложе матушки Москвы, которой 850 лет «стукнуло» в 1998. Мой путь лежал на «Тульский Оружейный», на завод, который, можно без преувеличения сказать, обеспечил по крайней мере половину всех охотников бывшего Союза ружьями с маркой «ТОЗ».

    

     На заводе работает много интересных людей. Первым из тех, с кем удалось поговорить, был начальник отдела рекламы и информационных технологий Владимир Васильевич Трибрат. Надо сказать, что он является и конструктором оригинальной насадки «Парадокса», в разработке которого участвовал совместно с генеральным директором ТОЗа Пушкиным Николаем Михайловичем. Особенность этой насадки заключается в том, что здесь для предотвращения резкого торможения пули при врезании в нарезы применена так называемая прогрессивная нарезка, увеличивающая угол своей крутизны по мере продвижения к дульному срезу. По словам В. Трибрата, выполненный в виде насадки данный «Парадокс», сегодня с успехом применяется на полуавтоматах МЦ-21-12 и ТОЗ-87-06, благодаря чему спрос на вышеназванные ружья резко подскочил, ведь значительно повысилась их универсальность.

     С «парадоксовыми» насадками можно вести и дробовую стрельбу, однако делать это лучше на коротких дистанциях, так как получается очень широкая осыпь. Насадки выполняются в двух видах: с нарезами глубиной 0,5 мм, так называемый «получок» и 1,0 мм, или чок. И в том, и другом исполнении они показали хороший бой всеми видами пуль. При стрельбе же на дистанцию 100 м специальной пулей из ружья ТОЗ-87-06 с оптическим прицелом наибольшее рассеивание между пробоинами не превысило 20 см. Владимир Васильевич рассказывал, что при этом напрочь отсутствовало такое явление, как заоваленность пробоин, а между тем даже в некоторых образцах вооружений, изготавливаемых для армии, оно допускается.

     Во время испытаний конструкторам было чрезвычайно любопытно осмотреть мягкую свинцовую пулю, выпущенную из «Парадокса», убедиться, что ее не срывает с нарезов. Стрельба в ванну с водой, установленную в цехе, не разрешила поставленной задачи — пуля сминалась от удара об воду. Интересное решение нашел инженер В. Трибрат, применив принцип «ветрового ружья». Ему удалось «поймать» неповрежденную пулю с идеально отпечатавшимися на ведущих поясках следами от нарезов, предварительно выстрелив ею вертикально вверх, после чего та спустилась на землю на парашюте, прикрепленном к ней вместо пыжа.

     Начальник отдела рекламы и информационных технологий рассказал, что на ТОЗе существует патронный цех, занимающийся выпуском патронов марки «Тула-Ти». Есть на ТОЗе цех по производству эксклюзивного, штучного и подарочного оружия, а также цех, занимающийся изготовлением пуль.

     В заключение нашей беседы Владимир Васильевич отметил, что одной из целей интеграции тульских производителей, проводимой в свете программы мэра города С.И. Казакова, является лоббирование интересов производителей гражданского оружия.

     Следующий разговор на ТОЗе у меня состоялся с молодым, энергичным начальником отдела маркетинга Барановым Алексеем Геннадьевичем. Он коренной туляк и потомственный оружейник, его отец всю жизнь проработал конструктором в данной отрасли. Алексей всецело предан своей работе, рассказывал, как с самого раннего детства интересовался гражданским оружием, ведь и отец, и дед его были охотниками. Еще мальчиком он с удовольствием посещал тиры и оружейные музеи, интересовался журнальными публикациями по данной тематике, очень сожалеет, что тогда не было такого изобилия изданий, примером которых сегодня может служить специализированный оружейный журнал «Магнум». Алексей имеет 3-й спортивный разряд по пулевой стрельбе из пистолета.

     Я попросил его рассказать о задачах, решаемых отделом маркетинга. Он пояснил, что главным предназначением отдела, созданного в конце 1998 года, стало изучение рынка и выработка рекомендаций по продвижению на него производимого ТОЗом гражданского оружия. Отдел тесно взаимодействует с председателем ассоциации «Тульское оружие» Александром Ивановичем Пустовым, уже намечены конкретные мероприятия, в числе которых — совместное экспонирование изделий тульских оружейников (ТОЗ, ЦКИБ СОО, «Возрождение», «Диана-Т») на международных выставках, в частности на самой главной из них — «IWA». Это необходимо, потому что при сложившейся ситуации экспорт крайне выгоден всем предприятиям отрасли, а также для совместного сбора и анализа маркетинговой информации.

     Интересно было узнать взгляды Алексея о перспективах развития производства на ТОЗе. Он считает, что несмотря на сегодняшний большой ассортимент на рынке России любых самых современных моделей охотничьего оружия, наблюдаются большой интерес к так называемым классическим ружьям с горизонтальным расположением стволов и внешними курками, и большой рост приверженцев и ценителей именно такого оружия. Курковые ружья, не имеющие никакой автоматики, в силу этого чрезвычайно надежны и потому обладают рыночной нишей практически во всех странах.

     Также он отметил, что на Западе есть много любителей охотиться даже с так называемыми репликами, или копиями старинного оружия. Они стреляют дымным порохом. Алексей уверен, что и в России наверняка существует подобная прослойка культурных, интеллигентных охотников-романтиков. По мнению А. Баранова, можно и нужно разрабатывать техническую документацию для внедрения в производство каких-либо образцов-реплик старинного оружия, можно попытаться хорошо «раскрутить» какую-нибудь модель, например времен войны 1812 года: сделать ей соответствующий «промоушн», предварив ее выпуск написанием ряда исторических статей.

     Все это желательно, но, возможно, осуществиться лишь в будущем, так как сегодня, если говорить о выпуске реплик на ТОЗе, следует отдавать себе отчет в том, что это будет все же в большей мере экспортно-ориентированное производство, — в большинстве своем российский охотник пока еще слишком прагматичен, а сегментация рынка гражданского оружия сегодня такова, что основным потребителем по-прежнему является охотник-любитель или профессионал, предпочитающий наиболее эффективное оружие тульского или ижевского производства по сравнительно низкой цене. Охотник с «репликой» для сегодняшнего российского менталитета явление несколько преждевременное.

     Наладив же производство реплик, можно рассчитывать, пожалуй, лишь на небольшое число любителей либо богатых людей, коллекционеров, жителей крупных городов. Едва ли здесь имеет смысл развивать крупносерийное производство — большой прибыли от него не получишь. Однако для поддержания корпоративного имиджа, культивирования не только современного оружия, но и богатого исторического прошлого и как элемент маркетинговой стратегии — это было бы великолепно!

     В заключение нашей беседы я попросил Алексея рассказать о своем хобби. Оказалось, что он, как и его отец и дед, тоже охотник. Владеет бельгийской курковкой 12-го калибра, но вместе с тем планирует в будущем приобрести современную вертикалку тульского производства, вероятнее всего модель ТОЗ-120.

     Подводя черту, Алексей подчеркнул, что ему чрезвычайно импонирует идея мэра С.И. Казакова возродить статус города Тулы как оружейной столицы России в аспекте гражданского оружия.

     Одним из структурных подразделений завода, относящихся к коммерческой службе, является расположенный прямо на территории ТОЗа магазин «Тульское оружие». Его директор, Карабин Владимир Николаевич, коренной туляк, по образованию экономист, за плечами имеет полный курс «Тульского финансово-экономического института». Магазин был организован 18 июля 1995 года, так что в 2000 году можно будет отметить его пятилетний юбилей. По словам В. Карабина, покупатель, приобретающий ружье в магазине «Тульское оружие», заплатит меньше, чем если будет приобретать в розницу его же, но с завода. Кроме того, здесь ведется торговля самыми разнообразными запасными частями к выпускаемым изделиям, ведь на руках у населения огромное количество ТОЗ-34, МЦ-21-12 и другой продукции. Запасные части заказывают и фирмы, и мастерские, и охотничьи магазины, и даже частные лица. В этой связи В. Карабин отметил, что до сих пор на низкую посещаемость магазин пожаловаться не может.

     Владимир Николаевич живо интересуется историей тульского оружейного производства, часто посещает тульский «Музей оружия». По его словам, раньше этот музей был всегда на территории завода и Кремля, под эгидой ТОЗа, теперь же с 1995 года музей стал государственным, но ТОЗ по-прежнему поставляет ему свои образцы продукции и всячески старается оказывать самую разноплановую помощь.

Что еще почитать