История содержания в неволе гигантских кошек, наверное, восходит к периоду, когда человек считал их своими тотемическими предками. Известно, что айны и некоторые африканские племена имели обычай содержать в неволе животных, которых обожествляли или считали своими предками, – медведей, филинов, обезьян, даманов и даже в одном случае – антилопу-дукера.

Мы не можем говорить с полной уверенностью, что жители неолитического городища в Чанталь-Хююке отлавливали и содержали в своих святилищах леопардов. Но это совершенно определенно делали их гораздо более поздние соседи – тираны греческих городов Восточного Средиземноморья и персы. На рельефных изображениях города Пергама можно увидеть опутанную веревками крупную кошку, похожую на леопарда.

Гигантских кошек держали при своих храмах египетские жрецы – леопарды жили в особом саду при святилище Осириса. Они содержались и при дворах армянских царей, а тигры служили украшением садов протоиндийских монархов.

В эпоху античности у глав государств существовал обычай дарить друг другу редких и экзотических животных. Так, тигры в первый раз попали к европейцам, будучи подарены Селевку Первому его зятем – Сандракоттой, который, в придачу, преподнес родственнику еще и пятьсот слонов.

В Европе первую известную нам коллекцию экзотических зверей создал император Август в начале нашей эры. У него в зоопарке содержалось 3 500 животных – 420 тигров, 260 львов, 600 других африканских животных, были там и медведи, и слоны, и крокодилы. Император Траян содержал в зоопарке уже одиннадцать тысяч животных. Зверинцы стали модными в Столице Мира за очень короткое время, и, судя по тому, что их содержание обложили специальным налогом, количество животных в них было отнюдь не маленьким.

В Азии первый известный нам зоопарк организовал один из императоров династии Хиа, три тысячи лет назад. Он назывался «Садом образованных людей» и просуществовал до самого начала XX века. Во время подавления восстания ихэтуаней войсками европейских держав, США и Российской Империи зоопарк был занят «западными варварами»,  а всех  содержавшихся в нем животных солдаты перебили для котлового питания и просто для удовольствия.

В течение очень долгого времени содержание крупных и опасных животных было прерогативой высшей знати.

Традиции содержания гигантских кошек вслед за Римом перешли в Византию, там при Юстиниане I содержалось до двухсот тигров. О количестве леопардов в этих древних зоопарках обычно не упоминается, потому что хищник этот, несмотря на свою редкую красоту, считался довольно обычным зверем и мог попадаться даже в ближайших пределах столиц государств античного мира.

Огромные и богатейшие зверинцы содержали монархи индийских государств. Только в Агре находилось до пятисот тигров, а о количестве тех же пантер хроники не упоминают ни слова. Кроме того, индийские махараджи любили владеть полностью прирученными тиграми, которые сопровождали их, словно собаки.

К слову, сегодня себя так ведут некоторые американские нувориши.

Обитатели византийского зверинца погибли от рук крестоносцев, взявших Константинополь в 1204 году. К сожалению, эта участь постигала зоопарки во все времена. Солдаты одного из последних римских императоров – Юлиана Отступника уничтожили парфянский зверинец в Ктесифоне в 363 году, солдаты Тилли в 1631 году полностью перебили знаменитый Магдебургский зверинец, в этом же столетии польские патриоты рукоплескали пану Заглобе, разорявшему зоосад во дворце Конецпольских.

Кроме королевских и княжеских зверинцев в Европе Средних веков и времен Ренессанса существовали так называемые бродячие цирки и зверинцы – прообразы современных цирков-шапито. Леопарды и пантеры были их самыми крупными хищными обитателями. Дело в том, что владельцы этих трупп предпочитали иметь у себя травоядных животных, из-за большей доступности и дешевизны корма. Кроме того, с крупными и ловкими хищниками у них постоянно возникали проблемы – как бы ни был забит и заморен голодом тигр или леопард (а в бродячих зверинцах их обычно содержали именно в таком состоянии), он постоянно изыскивал возможность ускользнуть из клетки. И иногда – успешно.

Как ни странно, на судьбу зоопарков и, соответственно, их обитателей прямым образом повлияла Великая французская революция. В 1791 году было объявлено, что права на свободу имеют, наряду с людьми, и животные. Чернь на радостях распустила зверинец в Версале, но часть животных было решено определить в парижский ботанический сад для ведения образовательных лекций. На это решение в прямом смысле повлияли гигантские кошки: выпущенного из клетки льва свободные граждане Парижа решили посвятить в санкюлоты и попытались надеть на него фригийский колпак, крича при этом: «Из царя зверей ты становишься простым гражданином!» Льва такая перспектива почему-то не устроила, и он  снес голову ближайшему борцу за права животных, после чего, естественно, был застрелен.

Тогда же, по представлению директора первого парижского зоопарка (а «Сад растений»  по справедливости должен считаться родоначальником современных зоопарков – образовательных, научно-исследовательских и природоохранных центров), Национальное собрание запретило бродячие зверинцы, за что одно ему должна быть благодарна природа.

В 1828 году настоящий  национальный зоопарк был создан в Лондоне, и на протяжении XIX столетия ими обзавелись все значительные города мира. В Москве зоопарк был создан в 1864 году, а в Санкт-Петербурге – в 1865-м.
Следующий важный шаг в создании зоопарков принадлежит Карлу Гагенбеку. Его зоосад в Гамбурге частично обходился без решеток.

А в середине XX столетия швейцарец Хайни Хедигер сформулировал основные задачи зоопарков мира.

– Первая и важнейшая задача зоопарка – служить местом отдыха широких масс городского населения.

– Посетителям зоопарка должен быть дан оптимальный объем сведений по естествознанию, главная цель – дать понять, насколько негативно влияние человека на природу.

– Зоопарки должны служить охране природы в самом широком смысле этого слова, и не только путем просвещения и знакомства с естествознанием. Сюда относятся и непосредственный контакт посетителя с животным (возможность погладить прирученное животное), и подготовка животных, содержащихся и размножающихся в зоопарке, для нового заселения опустевших жизненных пространств либо для «подкрепления» популяций, которым грозит уничтожение.

– Чтобы быть в состоянии защищать природу и виды, нужны точные знания. Зоопарки должны заниматься исследованием живого животного, причем предметом биологии зоопарков являются зоология, экология, психология, физиология, паразитология, ветеринария и т.п.

Особую значимость эти задачи обрели во второй половине XX века, когда популяции большинства видов крупных животных резко пошли на спад.

Зоопарки сегодня играют огромную (и как бы не сказать даже – ведущую) роль в деле сохранения тех крупных животных, чье поголовье на воле сокращается по вполне объективным причинам. Более того, сегодня численность тигров в зоопарках мира значительно превышает их количество в природе.

Сейчас мы говорим пока только о тиграх, имеющих подтвержденную родословную и однородных в генетическом отношении. Дело в том, что зоопарки мира ведут со всеми охраняемыми животными – в том числе, с тиграми и леопардами – громадную племенную работу. Все спаривания официально фиксируются, регистрируются и сами дети, при этом дотошно указываются их производители. Сегодня сотрудники Всемирной ассоциации зоопарков могут уверенно сказать, что сорок восемь содержащихся ныне в неволе южнокитайских тигров произошли от тридцати семи отловленных в природе производителей, а пятьсот один амурский тигр – от восьмидесяти семи предков, отловленных в тайге. При этом специалистам по восточносибирскому леопарду известна так называемая «проблема самца номер два», который, возможно, не принадлежал к этому подвиду и «загрязнил» своей кровью значительную часть популяции восточносибирских леопардов в неволе.

Но в любом случае «за решеткой» содержится больше восточносибирских/дальневосточных леопардов, чем их обитает в тайге...

Сегодня зоопарками мира приняты специальные программы – так называемые «Планы сохранения Тигра» – Tiger Species Survival Plan. В реализации такого плана на территории Северной Америки, например, принимают участие 149 амурских тигров, 55 суматранских и 37 индонезийских. Целью Плана является доведение каждой популяции данного подвида тигра в неволе на территории Северной Америки минимум до ста пятидесяти особей.

Но все перечисленное – это только капля в том море тигров, которые содержатся в неволе на территории Северной Америки. Здесь речь идет только о «самых из самых» чистокровных тигров, «личная жизнь» которых расписана по календарю и которые не имеют другого будущего, кроме как связать свою судьбу с другим таким же чистокровным тигром.

Дело в том, что существует огромное количество тигров, которые содержатся вне зоопарков, а также цирков – в поместьях,  на ранчо, и даже – в качестве ручных животных – в домах состоятельных американцев.

Таких тигров живет в Америке – внимание – не меньше двенадцати тысяч зверей! Из них четыре тысячи проживает в штате нефтяных магнатов, скотоводов и семейства Буш – в Техасе. С этой массой «беспородных» тигров непонятного происхождения Международная ассоциация зоопарков всячески борется и пытается ограничить их размножение, предлагая свои услуги по стерилизации.

Но их усилия чаще всего пропадают втуне – попробуйте объяснить некую высшую биологическую необходимость в стерилизации своего любимца человеку с ментальностью нынешнего «хозяина жизни»!

Кроме того, Международная ассоциация зоопарков в своей борьбе за чистоту «тигровой расы» не учитывает такой мощнейший фактор, как тигропарки Китая...

Тут надо заметить, что общее количество тигров, проживающих в неволе во всем мире, превышает двадцать тысяч особей, из которых не менее пяти тысяч приходится на Китай.

Сафари-парки и специализированные видовые парки за пределами Российской Федерации потихоньку вытесняют традиционные зоологические сад и зверинцы. Причем происходит этот процесс не только на Западе, но и на Востоке. В чем я мог убедиться, посетив на днях два северокитайских специализированных зоологических парка – сафари-парк в городе Шэньян (россиянам более известный как Мукден) и специализированный «Парк тигров» в Харбине.

Одна из основных проблем такого парка – гарантированная изоляция его обитателей от окружающего мира. В данном случае – многомиллионных китайских городов. В случае с Шэньяном-Мукденом вопрос в первом приближении решен просто – парк вынесен на довольно значительное расстояние от города. Далее наступает очередь бетонных стен и электрических загородок. Причем электрические загородки, судя по всему, несут основную функцию по изоляции крупных опасных хищников от сообщества Homo sapiens.

Что обращает на себя внимание в парках?

Да прежде всего, довольно убогие условия содержания зверушек. Причем, если в Шэньяне тигры живут в каком-никаком кедровом лесу, то их местообитание в Харбине трудно назвать даже прерией – это, скорее, заброшенный строительный пустырь, и весь ландшафтный дизайн на его территории сводится к нагребенным бульдозером кучам земли. Меня, как специалиста по медведям, удивляет плотность населения тигров в этих парках. Парк состоит из нескольких изолированных вольеров (переходы между ними представляют собой специальные шлюзы с дистанционным управлением). И  в одной вольере может содержаться десяток, а то и два зверей. При этом тигры не проявляют друг по отношению к другу заметной агрессивности, даже если в середину их группы вбрасывают из специального обрешеченного автомобиля живую утку – по принципу «на драку собакам». На моих глазах тиграм таким образом было скормлено восемь уток (каждая утка бросается по желанию зрителей, и стоит такое кормление 25 юаней), и ни разу между тиграми не возникло конфликтной ситуации. Судя по всему, в условиях избытка пищи тигры вполне способны к мирному сосуществованию. Правда, обращает на себя внимание, что в пределах одного вольера живут не очень крупные особи. И в Шэньяне, и в Харбине нас провозили мимо узких зоопарковских вольеров, где на солнышке возлежали огромные аксакалы тигриного и львиного племени. Именно они в дикой природе и составляют костяк пространственной структуры популяции, а значит – и наиболее агрессивны по отношению как к молодняку, так и друг к другу.

В Шэньяне обращают на себя внимание вольеры с белыми тиграми. Обыкновенные тигры мне нравятся гораздо больше. Но в Шэньяне они содержались только в закрытых вольерах или жили в специально подготовленном ландшафте, где зрители могли их наблюдать только из автобуса.

В Харбине же, кроме плотно зарешеченных вольеров, есть еще и открытый пандус, а также смотровой мостик, сооруженный над выкопанным посреди вольера котлованом, заполненным водой (еще одно сходство с заброшенным строительным пустырем). Возле этого импровизированного пруда, как я мог заметить, постоянно крутились семь некрупных тигров. Когда кто-нибудь из зрителей просил «оживить» ситуацию, из спецмашины в пруд выбрасывали утку, которую полосатые хищники принимались с упоением вылавливать.

Должен сказать, что в остальных местах харбинского тигропарка звери попросту лежали и грелись в лучах солнца, не проявляя никакой активности. В сафари-парке Шэньяна же зверей кормили прямо из зарешеченной форточки автобуса со зрителями, и поэтому, завидев автобус, полосатые гиганты немедленно поднимались со своих лежек и начинали с ворчанием крутиться вокруг него.

Со слов служителей, в Шэньянском сафари-парке содержится четыреста двадцать амурских тигров, в Харбинском – более восьмисот.

Содержание тигров в вольерах для китайцев имеет и еще одну, видимо, очень немаловажную сторону. Насколько я понимаю, части тела умерших (а, возможно, и отбракованных) тигров используются китайцами для нужд традиционной медицины, на что указывает очень представительная выставка лекарств, в которых присутствуют части этого зверя. Выставка устроена в музее Харбинского тигропарка.

При стоимости только пропитания одного тигра в тигропарке в четыре тысячи долларов (и это в Китае, с его очень дешевыми продуктами питания), у китайцев естественно встает вопрос, как оправдывать их содержание. С этой целью Китай хочет разрешить торговлю частями тигра внутри страны. Но агрессивное экологическое лобби всячески вмешивается в дела суверенного государства, пытаясь воспрепятствовать рациональному использованию содержащихся в неволе тигров в медицинских целях.

Вообще, содержание гигантских кошек в неволе – далеко не безопасное занятие. Количество несчастных случаев с их участием довольно велико  и в хорошо организованных зоопарках. Что же говорить о ситуациях, когда эти суперхищники просто содержатся в состоятельных домах как ручные звери?

31 июля 2001 года в американском штате Флорида тигр, неожиданно вырвавшись из клетки, до смерти загрыз служащего зоопарка Savage Kingdom. Сообщается, что 49-летний мужчина вошел в вольер животного для проведения ремонта, когда 250-килограммовый амурский тигр выскочил наружу сквозь прутья заграждения. Мужчина скончался моментально от травм шеи и головы. Зверя застрелил охранник парка.

13 февраля 2003 года стало поистине несчастливым числом для Кадзухидэ Сакано в зоопарке Асикава на острове Хоккайдо (Япония). Амурский тигр напал на смотрителя парка и нанес ему серьезные увечья. 57-летний Сакано проработал около 20 лет с животными и имел огромный опыт общения с ними, что при этом не сберегло его от ранений.

21 мая 2007 года в городе Санья южнокитайской островной провинции Хайнань тигр загрыз сотрудника зоопарка, который восемь лет ухаживал за животным.
42-летний гражданин Таиланда скончался от последствий укусов. Тигр набросился на свою жертву, когда тот нагнулся за метлой. Человек, оказавшийся рядом, отогнал животное от таиландца палкой, однако ранения ноги и шеи оказались достаточными, чтобы пострадавший скончался в больнице.

15 июля 2007 года суматранский тигр напал на одного из смотрителей зоопарка американского города Сан-Антонио. Смотритель в критическом состоянии был доставлен в больницу.

Довольно много проблем с содержанием крупных кошек возникает в так называемых «частных зоопарках».

В частном зоопарке города Уэст-Палм-Бич четырехгодовалый тигр Бобо напал на 58-летнюю Карол Пистилли, вместе с мужем помогавшую хозяину зверинца в покраске здания. В критическом состоянии из-за полученной трещины черепа женщина была госпитализирована. Владелец зоопарка, бывший киноактер Стив Сипек, в разное время содержал у себя в общей сложности 52 животного и разрешал им свободно прогуливаться вокруг своего дома, окруженного высоким бетонным забором. Принадлежащий актеру тигр по кличке Бобо как раз принимал пищу, когда в опасной близости от зверя оказалась Карол Пистилли, забывшая о необходимой осторожности. Бобо напал на женщину, нанеся ей ранение головы. У местных властей никогда не было претензий к Стиву Сипеку по поводу содержания животных и соблюдения необходимых мер безопасности для окружающих. Тигру, например, хозяин удалил в свое время когти.

15 октября 2001 года в Техасе живущий дома тигр убил трехлетнего мальчика. Ребенок хотел сфотографироваться со 114-килограммовым животным, однако тигр оттолкнул его лапой. Владельцу тигра Керри Квинни удалось освободить мальчика, однако тот умер в больнице. У Квинни была федеральная лицензия на содержание трех тигров, однако срок ее действия истек три месяца назад.  Тигр по имени Нейла, родителями которого были бенгальский и сибирский тигры, жил в доме Квинни c самого рождения. Погибший мальчик был внуком Квинни.

Однако самое большое количество неприятностей при общении с запертыми в неволе хищниками люди доставляют сами себе. Ну, конечно, трудно понять, что заставило мелкого грабителя касс в зоопарке южноафриканского города Крюгерсдорп искать убежища в клетке с тигром. Там, естественно, нашли от несчастного «рожки да ножки». Сдайся он полиции – явно остался бы жив...

В зоопарке «Роев ручей» на окраине Красноярска леопард напал на четырехлетнюю девочку. По словам очевидцев, нападение на ребенка произошло, когда одна из посетительниц зоопарка решила сфотографировать свою дочь и поставила ее вплотную к вольере хищника. Зверь немедленно просунул лапу сквозь прутья клетки и вцепился когтями девочке в шею. С тяжелыми травмами ребенок был доставлен в ближайшую больницу, где его прооперировали.

Чрезвычайным происшествием завершились гастроли Красноярского цирка на Сахалине. Во время выступления артистов в Макаровском районном центре детского и юношеского творчества ребята, не попавшие в зал, облепили окна здания. Много детей собралось у окна комнаты, где временно содержались звери. Один из мальчишек кинул в окно снежок и разбил стекло. В разбитое окно выпрыгнул леопард и напал на одного из парней. Прибежавшие дрессировщики успокоили и увели леопарда. Пострадавший с ранами на голове был срочно доставлен в районную больницу, где хирургам удалось спасти поврежденный глаз. Однако мальчику придется делать пластическую операцию на лице.

В пензенском зоопарке тигр загрыз десятилетнего мальчика, тело которого осталось неопознанным. Служащие обнаружили тело вечером того же дня, когда пошли кормить животных. Так как в зимнее время зоопарк практически никто не посещает, невозможно найти свидетелей трагедии. Однако расследование показало, что ребенок дразнил животное палкой, забрался на клетку и попытался снять один из замков. Возможно, тигр кинулся на клетку в том месте, где был ребенок. Мальчик пытался убежать, однако зацепился одеждой за клетку и тигр загрыз его.

Что еще почитать