История оружия. Русская бескурковка и ее великий создатель

Нет в нашей стране охотника, кто не слышал бы о знаменитой «двадцатке» Ивашенцова. А между тем не все знают, что петербургский правовед был автором и другой системы охотничьего ружья

В течение двух десятилетий концепция «русской бескурковки» была воплощена отечественными и зарубежными оружейниками в двух системах и пяти модификациях.

Александр Петрович Ивашенцов родился в 1857 г. в семье статского советника, подполковника Отдельного корпуса жандармов Петра Павловича Ивашенцова (1815–1871) и дворянки польского происхождения, воспитанницы Смольного института благородных девиц Марии Ивановны Грушецкой (1827–после 1904).

В мае 1870 г. Александр был зачислен в приготовительный класс Императорского училища Правоведения, которое окончил в 1878 г., и в мае того же года был определен кандидатом на судебные должности при Санкт-Петербургском окружном суде. Пройдя ступени правовой служебной лестницы, в январе 1904 г. Ивашенцов был произведен в действительные статские советники и с 1 января 1909 г. до конца жизни состоял членом 2-го Гражданского департамента Санкт-Петербургской Судебной палаты. Скончался скоропостижно 4 июня 1913 г. и был погребен на кладбище Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге.

фото: Юрий МАСЛОВ 

ОБЩЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

За несколько десятилетий участия в общественной жизни Российской империи А.П. Ивашенцов избирался почетным членом Эстляндского общества любителей охоты (Ревель), был непременным членом Киевского и почетным членом Рязанского отделов Императорского общества размножения охотничьих и промысловых животных и правильной охоты, состоял членом правления Общества любителей породистых собак (Санкт-Петербург). Избирался действительным членом Северного общества любителей правильной охоты (Санкт-Петербург), членом судейской коллегии соревнований по фигурному катанию, проводимых Санкт-Петербургским Обществом любителей бега на коньках..

В 1894 г. в качестве эксперта по охотничьему делу по ходатайству Министерства Императорского двора был направлен в испытательную комиссию Охтинских пороховых заводов для выработки мер по улучшению бездымного охотничьего пороха марки Д для гладкоствольного оружия. В 1992 г. журнал «Природа и охота» опубликовал групповой портрет из семейного архива Бутурлиных, на котором Ивашенцов позирует в окружении военных инженеров Охтинского завода.

Помимо охоты, изучения охотничьего оружия и боеприпасов, Ивашенцов увлекался фотографией, был заядлым велосипедистом, конькобежцем, теннисистом, любителем парусного и гребного спорта. Выступал судьей на чемпионате мира по фигурному катанию, организованном международным Союзом конькобежцев, в Юсуповском саду Санкт-Петербурга 8 февраля 1896 г.

фото: Юрий МАСЛОВ 

ОСНОВНЫЕ ТРУДЫ

За 20 лет литературной деятельности Ивашенцов написал не одну сотню обзоров, статей и заметок по широкому кругу вопросов, главным образом по огнестрельному оружию и боеприпасам в «Охотничьей газете», журналах «Природа и охота», «Псовая и ружейная охота», «Наша охота», «Охота», «Семья охотников» и других изданиях.

Среди капитальных работ и обстоятельных публикаций следует выделить: «Бездымный охотничий порох «Сокол» Русского общества для выделки и продажи пороха» (СПб., 1894); «Современный велосипед. Выбор его и применение» (СПб., 1895); «Охотничье огнестрельное оружие» // «Вся Россия» (СПб., 1895); «Охота и спорт» (СПб., 1898); «Доклад А.П. Ивашенцова Съезду охотников на Юбилейной выставке Императорского общества правильной охоты о качестве ружей и пороха» (Тула, 1898); «Легавые собаки и охотничье оружие. Настольная книга для охотников» (Тула, 1902); «Охотничье оружие русских казенных заводов» // «Русь» (1903, 17 декабря); «Усовершенствования последних лет в охотничьем оружии, припасах и снарядке» (СПб., 1906); «Охота и спорт» (СПб., 1906); «Бой и служба дробового ружья» (СПб., 1910); «Охота с камерой. Фотографирование живой природы» (СПб., 1912); «Воспитание, дрессировка и натаска легавой» (М., 1927).

фото: Юрий МАСЛОВ 

В 1915 г. редакция журнала «Наша охота» намеревалась издать сборник «А.П. Ивашенцов, его жизнь и деятельность» в двух частях. В первой части книги планировался обзор его деятельности, сделанный различными авторами. Вторую часть предполагалось посвятить воспоминаниям лиц, близко знавших оружейника, и проиллюстрировать снимками, сделанными им лично. В 1915 г. подписчики журнала должны были получить бесплатные приложения сборника, но из-за начавшейся войны издание не было осуществлено.

ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ БЕСКУРКОВЫЕ РУЖЬЯ

В конце 1880-х петербургский правовед выдвинул тезисы разработки «русского бескуркового ружья 12-го калибра» исключительной прочности, долговечности и отличного боя. В журнальных статьях, заметках и ответах на вопросы автор продвигал идею создания двуствольного дробового ружья с каналами стволов «цилиндрической сверловки». Это ружье, по его мнению, в сочетании с простотой конструкции, прочностью и надежностью колодки должно было принимать оптимальные навески дроби под соответствующие заряды пороха без ущерба для долговечности при выдающихся показателях боя. Части и механизмы должны легко поддаваться чистке, а само оружие быть совершенно безопасным в обращении.

фото: Юрий МАСЛОВ 

Менее чем через десять лет автор многочисленных публикаций начал постепенно переносить идею русского ружья с «бескуркового цилиндра» особой прочности 10-го и 12-го калибра на каналы стволов малого калибра — 20-го и 24-го с чоковой сверловкой. Позже к выбранному ряду Ивашенцов умозрительно присовокупил еще и 28-й калибр с полным чоком. Как видим, основная идея автора о «наилучшем типе русской бескурковки» плавно эволюционировала от полного отрицания чока и пропаганды цилиндрической сверловки в ружьях больших калибров (10-й и 12-й) до признания преимуществ дульного сужения в малокалиберных стволах (20-го, 24-го и 28-го).

Предполагалось, что отечественная бескурковка будет выпускаться «в России на русских заводах, русскими людьми специально для русских охотников, а не для вывоза за границу», наконец, «будет изготовляться почти сплошь из русского материала. Оно будет приноровлено к весьма обыкновенной у русских охотников привычке мало обращать внимания на ружье и требовать несокрушимой крепости» (О русском ружье // Псовая и ружейная охота. Тула, 1902, № 41).

С 1891 по 1914 г. концепция «русской бескурковки» была воплощена зарубежными и отечественными оружейниками в двух системах и в пяти модификациях. Первая система — двуствольные ружья с горизонтальными стволами 10-го и 12-го калибра, коробчатыми замками, верхним, боковым либо нижним ключом управления Дау, который наряду с функцией отпирания осуществляет активацию ударного механизма. Вторая система — двуствольные ружья с горизонтальными стволами от 12-го до 28-го калибра, ударными механизмами на боковых досках усовершенствованной системы Скотта, нижним рычагом управления Дау, выполняющим те же функции, что и в первом образце. Подробно рассмотрим все пять модификаций.

фото: Юрий МАСЛОВ 

ПЕРВАЯ СИСТЕМА. 1-Я МОДИФИКАЦИЯ

В конце 1890 г. для отработки конструкции бескуркового ружья 10-го и 12-го калибра своей системы Ивашенцов облюбовал Торговый дом «В.В. Лежен», слесарно-механическая мастерская которого находилась на Казанской улице в доме № 42. Было изготовлено ограниченное количество экземпляров; один из первых под № 375 демонстрировался в мае 1891 г. в Михайловском манеже на выставке «Общества поощрения полевых достоинств охотничьих собак и всех видов охоты».

Совладелец фирмы, В.В. Лежен (1850–1898), убеждал клиентуру, что именно в его сборочной мастерской работают лучшие в Санкт-Петербурге оружейники: «По случаю приобретения мною фирмы «Н. Гонно» и расширения соединенной в настоящее время оружейной мастерской я, располагая опытными мастерами, произвожу новые ружья и штуцеры высшего качества типа английского мастера Перде (James Purdey), по типу, точности пригонки, качеству материала и наружной отделки не уступающие таковым названного мастера…» (Охотничья газета. М., 1888, № 13).

1 мая 1892 г. Департамент мануфактур и торговли Министерства финансов выдал мастерской «В.В. Лежен» привилегию № 5313 на бескурковое ружье системы Ивашенцова с эскизом и описанием № 74 сроком на три года. Ружье имело замки коробчатого типа и длинный верхний ключ управления (top lever), с помощью которого осуществлялся взвод ударников при открывании. Другой экземпляр бескурковки Ивашенцова, помимо выставленного в 1891 г. на выставке «Общества поощрения полевых достоинств охотничьих собак и всех видов охоты», экспонировался в 1893 г. на Всемирной выставке в Чикаго. Несколько экспериментальных ружей 12-го и 10-го калибра собрали на ствольной фабрике Т. Кильби (T. Kilby&Son) в Великобритании.

В статье, появившейся в годы советской власти, С.А. Бутурлин отмечал, что конструкция замков, в которых ударники активируются посредством верхнего рычага, известна давно, но такие механизмы не получили распространения из-за большого усилия, необходимого для взвода боевых пружин и подъема ударников (Боец-охотник. М., 1935, № 7). Он пишет, что подобную конструкцию предлагал Ивашенцов, однако в конце концов изобретатель остановился на нижнем рычаге Дау, «очень неудобном». Но даже с нижним рычагом активация ударных механизмов осуществлялась с большим трудом.

фото: Юрий МАСЛОВ 

ПЕРВАЯ СИСТЕМА. 2-Я МОДИФИКАЦИЯ

Ружье представляло собой бескурковку 12-го калибра с замками коробчатого типа, при этом активация боевых пружин и ударников производилась нижним рычагом Дау при открывании. Традиционные взводители курков, принятые у «переломок» классической компоновки, отсутствовали. Ивашенцов не только разработал конструкцию, но и предложил основные размеры стволов и колодки, которыми должны были руководствоваться оружейники. В статье «Охотничье огнестрельное оружие» (Вся Россия. СПб., 1895) автор констатировал: «Ружья, сделанные по этим размерам в мастерской братьев Лежен со стволами Витворта работы Кильби, были испытаны и дали превосходные результаты боя».

Таким образом, ружье 2-й модификации характеризуется нижним ключом управления под предохранительной скобой, осуществляющим функцию отпирания стволов и взведения ударников одновременно. Как и в 1-й модификации, колодка сплошная, без вырезов для пружин и подъемников, что, по мнению изобретателя, должно обеспечить ее исключительную прочность. Эта двустволка была сложнее в изготовлении, зато вроде бы удобнее в эксплуатации. Позже тот же С.А. Бутурлин жаловался: «К нижнему ключу Дау, технически весьма совершенному, и который я поставил на своем парадоксе 24-го калибра, я с 1900 г. так и не могу вполне привыкнуть» (О ружьях нашего производства // Охотник. М., 1929, № 6). Сугубо теоретическая 3-я модификация первой системы с коробчатыми ударными механизмами и боковым рычагом, похоже, не была реализована даже в экспериментальной модели.

фото: Юрий МАСЛОВ 

ВТОРАЯ СИСТЕМА. 1-Я ОПЫТНАЯ МОДИФИКАЦИЯ

В 1897 г. по эскизам и размерам Ивашенцова было изготовлено первое экспериментальное ружье с гладкими каналами 20-го калибра, патронниками под тонкостенные медные гильзы 24-го калибра. Оба ствола — цилиндры. Это была 1-я модификация второй системы, на сей раз малокалиберная бескурковка, но не с коробчатыми, а с боковыми замками. Бытует версия (правда, без ссылок на источники), что данное ружье выполнил Ф.О. Мацка.

Тяжелая «двадцатка» 1897 г. (номер ее неизвестен) весом 8 ¼ фунта имела нижний рычаг управления, сплошную, без вырезов для пружин и ударников колодку, тройное запирание. Верхнее скрепление представляло собою продольный цилиндрический штифт, выходящий из верхней части щитка коробки и заглубляющийся в цилиндрическое гнездо «мертвого пространства» казенной части ствольного блока под прицельной планкой. Ударные механизмы — «типа Скотт» на боковых досках. Ружье частично описано в отдельно изданной брошюре С.К. Лейдекера «Дробовое оружие.

Настольная книга для охотников» (Тула, 1902). Об этом экспериментальном ружье ранее писал и сам изобретатель: «Признавая, что главнейшими достоинствами затвора следует считать его прочность, простоту устройства, отсутствие выступов у стволов и вырезов в колодке… я соединил в сделанном для себя в прошлом году ружье двойной затвор Перде с верхним продольным болтом Гринера и получил скрепление стволов с колодкой не только безусловно надежное, но и удобное, красивое и лучше всех других защищенное от загрязнения. Устройство его ясно видно из рисунка…» (Охота и спорт. СПб., 1898).

ВТОРАЯ СИСТЕМА. 2-Я ОПЫТНАЯ МОДИФИКАЦИЯ

По данным Ю. Шокарева похожее бескурковое ружье с гладкими каналами 20-го калибра, патронниками 24-го калибра под тонкостенные металлические гильзы, с измененным верхним скреплением в виде длинного продолжения прицельной планки около 1903 г. изготовил также якобы Ф.О. Мацка. Оно имело боковые замки «типа Скотт» с задним расположением боевой пружины и управлялось нижним рычагом Дау. Стволы стали «Коккериль» сборки «Льежской оружейной мануфактуры» длиной 713 мм, оба получоки (0,5 мм–0,5 мм). Замочные доски, коробка, широкий хвостовик, рычаг управления и предохранительная скоба украшены орнаментальной гравировкой мелкими завитками и цветами. Ложа ореховой древесины с английской шейкой, приклад без выступа под щеку. Общая длина ружья 1140 мм, вес 3,6 кг. Ныне эта бескурковка под № 322 хранится в фондах ГИМ в Москве.

Некоторые охотники считают эту «двадцатку» копией «парадокса» С.А. Бутурлина № 257 работы Мацки из Национального музея Удмуртской Республики им. Кузебая Герда. Это не так. «Нарезной чок» Бутурлина и «двадцатка» Ивашенцова похожи внешне, но только на первый взгляд. Сходство лишь в одном: оба ружья управляются нижним рычагом, в остальном это разные конструкции. О том, что «парадокс» профессора-орнитолога уникален, писал сам владелец, и вряд ли он разрешил изготовить копию второго ружья.

Таким образом, ружей 1-й и 2-й модификаций было изготовлено всего два, от силы три экземпляра, и фактически они являлись экспериментальными образцами второй системы Ивашенцова.

Продолжение следует...

Читайте также по теме:

Шедевры итальянского оружия. Загадочный «Ферлиб»

Рабочая лошадка. Итальянское спортивное ружье Temper

Поэзия в металле. Оружейное производство Ivo Fabbri

Оружейный мастер. В поисках идеального «болта»

Русский Cosmi. Легендарное советское ружье МЦ-25

От Temper до Invictus IX. Высокая оружейная кухня Италии

Хай-тек и классика. Cosmi Superleggero Titanio

Иоганн Фанзой. От Габсбургов сквозь Гитлерюгенд к оружейной династии